Сто раз слышал про Лондон – город, типа, ничего, только негров много. Уж простите за не политкорректное слово. Или – китайцев! Пакистанцев… Про русских молчат. Их там и правда немного, только из самых богатых!.. И вот уже видишь, как болезненная и сложная тема миграции превращается в какой-то стёб со стороны наших блогер-путешественников. Ну, к чему, действительно, думать и рассуждать о таджиках в Москве, их настоящем и будущем? О невнятной политике с трудовыми мигрантами наших чиновников и судьбах соотечественников на территориях бывших братских республик?.. Гораздо приятней поучить уму-разуму тех, кто в этом вовсе и не нуждается. Ту же Великобританию. Или Францию. Да и всю Европу, чего уж мелочиться!..
Но если попытаться поразмышлять на эту тему, причем, без предвзятости, то обнаружится , как минимум, три точки зрения на этот процесс. Первая — общечеловеческая и гуманитарная. Цивилизованный мир сегодня находится в движении, реальная глобализация задает вектор на интеграцию, как и современное искусство, кстати. Недаром одни из модных и востребованных концептуальных художников в Европе сегодня являются китайцы. Логика развития человечества ведет к стиранию границ, расовых и этнических различий. Бытовые привычки и стандарты потребления нивелируются, становятся нормативными, вне зависимо от цвета кожи и разреза глаз. И если уж говорить о выходцах из Африки в Лондоне или Париже, то не второй ли виток миграции человечества на север мы наблюдаем сегодня, спустя тысячи лет с начала победной поступи Хомо Сапиенса?..
Второе соображение касается самих мигрантов. Ну, конечно, они не считают справедливым низкий уровень жизни в собственных странах. Им хочется туда, где лучше, чище, сытнее и безопаснее. И они в основной своей массе вряд ли способны отдавать себе отчет, почему в цивилизованной Европе все так клево? С чего это вдруг?.. Возможно, они не знают, сколько горя, труда и крови ушло у европейской цивилизации на то, чтобы добиться такого уровня жизни для своего населения. Их не могут не пугать или не раздражать некоторые правила, которые установлены здесь, и неукоснительно исполняются. Ведь это странно, что нельзя, к примеру, просто так взять чей-то велик, который «плохо лежит», и кататься на нем, считая своим. Нельзя громко орать, когда тебе это в кайф, пить на улице и плеваться под ноги… Ведь именно так живут в их деревушках, откуда они родом. И не важно, где они находятся – в Африке, Латинской Америке или в Китае. Вживание в новый и чужой культурологический слой – дело болезненное и, само собой, длительное. Причем, трудности его гарантированы всем участникам процесса – и «гостям», и хозяевам!..
И теперь переходим к хозяевам, коренным жителям тех городов мира, которые принято называть цивилизованными. Таких, например, как Лондон. Что остается обычным жителям города, на себе испытывающих последствия толерантной политики властей и общества? Это очень непростой на самом деле вопрос. Если мы затронем его в аудитории университета или на конференции по правам человека, то наверняка услышим: нужно благосклонно относиться к бытовым привычкам вновь прибывших соседей, разделять их право быть собой и вести себя так, как диктует им их национальный характер и образ жизни. Мы же ведь не расисты какие-нибудь!..
Но по-другому ответят те же самые люди или их близкие, которые ежедневно бок о бок вынуждены жить с вновь прибывшими гражданами. Не уверен, что они окажутся столь же толерантными. И наверняка найдут сотни причин для своей раздражительности в адрес прибывших невесть откуда чужаков. Будут ли они так уж не правы? Я не знаю. Но очень отчетливо представляю, к примеру, поведение на лондонских улицах киберцев – жителей ужаснейшего района бедняков в Найроби. Я бывал там, и неплохо знаком с нравами этого адского места. К примеру, новые дома, которые власти строят рядом с Киберой и переселяют постепенно в них жителей трущоб, тут же обносят стеной с колючей проволокой поверху… А тут — Лондон, мужчины которого давно отвыкли класть рядом с постелями свои мечи.
Природа наделила африканцев темным цветом кожи. Что уже странно и подозрительно, особенно ночью. Хотя, если вспомнить теорию эволюции, то это мы выглядим странновато, потому что, будучи выходцами из той же Африки, побелели за сотни тысяч лет под не ярким северным солнцем. Стали другой наша жизнь, привычки и культура. И должны пройти, наверное, еще тысячи лет, когда различия между людьми окончательно сотрутся, появится общий биологический вид – какой-нибудь Хомо Землянин.
А пока мы, будучи очень разными, вынуждены просто жить вместе, привыкать и учиться этому. Чем скорее мы поймем, что все мы одинаковы, только выросли в разных домах, тем проще будет жить. Мне кажется, именно по этому пути пошла Европа. Она сделала свой выбор давно, а первой из стран, кстати, которая признала рабство преступлением, была как раз Великобритания. И сегодня она вынуждена нести «свой крест», давая приют людям из разных стран, включая африканские. Вот почему в Лондоне так много темнокожих, и выглядят они чаще всего не как приезжие, а как люди у себя дома.
На снимках: уличный фестиваль африканской культуры в Шордиче, Лондон.
Анатолий Струнин
Лондон
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я сама, не раз пугалась-морщилась-возмущалась, не в Лондоне, а в том же Париже. И понимаю прекрасно всех, кто недоволен "чернокожим" засильем Европы сейчас — и бедные, и грязные, и преступники, и много еще таких "и"....
Но когда я смотрю фильмы или читаю исторические книги, о том, как та же Англия/Франция уничтожали целые популяции Азии/Африки/Австралии, когда они буквально высасывали все сырьевые запасы, ломали судьбы миллионов жителей своих колоний, невольно хочется поправить вас —
"Возможно, они не знают, сколько горя, труда и крови ушло у европейской цивилизации на то, чтобы добиться такого уровня жизни для своего населения" — они, эти мигранты знают сколько, потому что это были кровь и горе их предков, а благополучие развитых стран, обязано своему развитию в немалой степени выкачанным залежам на родине этих самых мигрантов, а прабабушки и прадедушки которых были рабами, и уже тогда сами европейцы вывезли их с родных мест.
Здесь, где я живу — 80% — это потомки рабов, привезенных англичанами на Маврикий или Французами на Реюньон. И два музея с комнатами пыток и наказания рабов, посетив которые, я не могла не "восхититься" и ужаснуться изощренной жестокости наций, которые сейчас называют стонут от засилья цветного населения.
Но, это конечно, не дает приезжим право в чужой стране устанавливать свои порядки и свои привычки, и с этим я тоже согласна. Именно поэтому, в европейских странах и Англии интеграция мигрантов поставлена очень хорошо на государственном уровне. Возможно, это некоторая разновидность просить прощения за многовековые страдания?
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Эта тема при всей кажущейся неоднозначности в общем-то имеет одно естественное решение: цивилизация движется по пути уменьшения общего зверства в обществе. Так мне кажется...
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.