С 9 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года в Национальной галерее проходит выставка «Леонардо да Винчи. Художник при Дворе герцогов Миланских». Одновременно с ней организованы круглые столы и лекции. Хотя, если случилась бы одна только выставка, это уже было бы событием мирового масштаба. Была проделана огромная работа: со всего мира собраны 9 картин Леонардо (в мире их существует всего не более 20). Но, может быть, важнее, что к каждой были очень тщательно подобраны рисунки и наброски. Часто они не связаны с полотном сюжетно, но показаны схожесть жеста или поворота головы, точность в изображении строения тела, мимики лица. Таким образом, можно проследить мысль художника, весь путь рождения шедевра — Леонардо почитаем как создатель реалистической живописи в противовес условности средневековья. Мне повезло, во время проведения выставки я оказался в Париже. Зная, что буду там, заранее купил себе билет на экспресс в Лондон. Это было много проще, чем купить билет на выставку — в Интернете они кончились уже давным-давно, и расчитывать можно было только на ежедневно продаваемое количество. Вопрос предстояло решить на месте. План был грандиозен — утром приехать, посмотреть выставку и вечером того же дня вернуться в Париж. Итак, в 7 утра я сел в поезд на Северном вокзале в Париже и в 8.30 (учтем перевод часов) был в Лондоне.
Лондон — столица летней Олимпиады-2012, но в городе о ней мне напомнили лишь два объекта: олимпийские кольца на вокзале Сен-Панкрас, куда пришел поезд, и часы, отсчитывающие время до олимпиады, на Трафальгарской площади. Еще есть несколько официальных магазинов, где продают олимпийские сувениры. Галерея открывается в 10.00, я был около нее в 9. Очередь на вход было трудно не заметить. И тут мои планы рухнули — в конце очереди стоял служитель, сообщавший всем, что становиться не нужно, так как билетов на сегодня больше не будет. А чтобы-таки попасть в очередь (гарантирующую билет на выставку, но не гарантирующую здоровье — все-таки утром зимой прохладно, даже в Лондоне) нужно было приходить до 7 утра. Если честно, я несколько пал духом: Лондон — отличное место, и тут можно здорово провести время, но все же ... Но выход нашелся. Немного придя в себя и пообщавшись по телефону с родными, я решил остаться тут на ночлег. К сожалению, мой обратный билет был невозвратным, а новый на завтра обошелся почти в три раза дороже. До конца дня я успел зайти еще в два музея (кстати, большинство их в Лондоне бесплатны). Музей естественной истории поразил абсолютной честностью в изложении вопросов «Откуда берутся дети?» и «Чем устройство мужчины отличается от устройства женщины?». Все рассказано и показано популярно и без тени ханжества. При этом, там целыми классами бродят английские младшеклассники. Видимо, посещение происходит во время урока. Думаю, идея в следующем: в этом возрасте детям указанные вопросы не так интересны — похихикают и уйдут. А вот когда им эта информация действительно понадобится, они сами придут (потому что знают, куда идти) и все изучат. По-моему — блестяще! Но вообще там еще много всего интересного, можно провести ни один день. Есть стенды и про гены, и про динозавров, и про бриллианты. Из этого музея пришлось уйти, поскольку пора было искать гостиницу, а тут не было wi-fi. Еще я не зарядил телефон, и он почти сел, а розетки были британского образца — с европейской вилкой не стыкуется, нужен переходник. Где-то тут я понял, что в соседнем Музее науки wi-fi не быть не может, иначе это не Музей науки. Так и оказалось. Я забронировал гостиницу по соседству, закусил в музейном кафе и подробно ознакомился с экспозицией. На самом деле лондонский Музей науки правильнее было бы считать музеем техники. Здесь собрано огромное количество экспонатов — от паровых машин до американского лунного модуля. К чистой науке в современном смысле ближе всего разделы медицинской статистики, компьютерной техники и еще детская секция — занимательная наука, где можно что-то делать, крутить, вертеть самим. Я пробыл в этом музее почти до закрытия. Уходя, подумал, что поскольку Леонардо вообще-то был изобретателем, а живопись считал увлечением, то я правильно провел день. Гостиница нашлась быстро. Она показалась мне довольно приличной, переходники, правда, были только за деньги. Вечером я прогулялся до известного мне паба поужинать и немного покрутился в центре. Ночью оказалось, что поспать мне не удастся. Окно выходило прямо на улицу и движение не собиралось останавливаться совсем. Ну и ладно, все равно вставать в 5.15. Ровно в 6 утра я уже встал в очередь, которая быстро прибывала. Оказался в конце первой сотни. Скоро мы уже растянулись вдоль всего фасада Национальной галереи. К 7 утра подошел вчерашний служитель и подравнял очередь, приведя ее ко вчерашнему виду — петле между основным зданием и крылом Сейнсбери, где и проходит выставка. В 8 часов служители провели опрос на тему: «Сколько вам нужно билетов?». После этого вновь подходящих стали отсекать как и вчера. Чтобы не закоченеть, народ бегал в соседнее кафе за кофе. Самые предусмотрительные принесли с собой раскладные стулья, пледы и термосы. Оказалось, что в одни руки дают максимум 4 билета. И еще пускают по сеансам (тут мне стало тревожно в последний раз — мой поезд уходил в 14.00). Часов в 9 раздали бесплатные проспекты с планом выставки и описанием экспонатов. Самыми мучительными были минуты, когда вход, наконец, открыли, часть народа уже внутри, а ты еще снаружи, и видишь их через стекло холла. Им уже тепло, а у тебя зуб на зуб не попадает... Дали билет на 11.30, но прошел сходу, никого не волновало, что у меня там написано. После у меня осталось время только на покупку олимпийских сувениров на вокзале — они в основном ужасны и выбрать что-то очень сложно, и на пограничные формальности. P.S. Джоконды на выставке нет, не смогли договориться. Лувр представлен широко, но другими шедеврами. Эрмитаж выставил Мадонну Литта. P.P.S. Если бы поездка была спланирована лучше, и ночевка была предусмотрена заранее, суматохи удалось бы избежать.781 материал по 246 объектам, 14 476 фотографий
Лондон. Леонардо да Винчи
Дешёвый ✈️ по направлению Лондон