В этот день пол-Лондона стояло «на ушах». Чуть ли не весь его центр, включая Оксфорд-стрит, Риджен-стрит, Трафальгарскую площадь и (страшно сказать!) Уайтхолл, были отданы ликующей разномастной толпе в ярких карнавальных нарядах.
Первый сигнал о предстоящем празднике-параде я получил еще в автобусе, направляясь на съемку в центр. На одной из остановок в автобус ввалилась возбужденная группа из четырех парней, наряженных морячками (ударение на «я»). И я не оговорился – именно морячками, так как на парнях кроме тельняшек были парики и короткие юбочки «маленьких лебедей» из балета Петра Ильича Чайковского. Хотя, признаюсь, только сейчас уловил, насколько это было ассоциативно!.. А «лебеди», оказывается, ехали на парад — ежегодный Pride in London, который в этом году знаменовал сорокалетнюю борьбу британских сексуальных меньшинств за свои права.
На сам парад я, правда, не попал, успел только «под раздачу» — на концерт и вечеринку на Трафальгарской площади. Но чтобы вы понимали, что это такое, глядя на фотографии, то представьте, что все это происходит в Москве на Красной площади. Именно такое значение имеет Трафальгарская площадь для лондонцев. Мало того, здесь вовсю наливали – безостановочно два больших передвижных бара отгружали в толпу пиво и чипсы. И трезвыми здесь были разве что секьюрити, стоявшие в высоких резиновых сапогах в фонтанах, чтобы отлавливать разгоряченный праздником народ.
Но вот что интересно, несмотря на доступную выпивку и хороший повод, вусмерть пьяных было мало, практически единицы. Да и те вели себя не по-нашему. Были мирными, как овечки. Дух любви и толерантности буквально пронизывал эту толпу, диктовал ей одну линию поведения (и сейчас скажу для многих кощунственную вещь!) – всеобщее равенство и братство. Ну, по крайней мере, так казалось мне, стороннему на этом празднике человеку. Более того, человеку из чужого лагеря, придерживающегося в этом вопросе иной, более традиционной точки зрения. Но здесь, на Трафальгарской площади, меня ничего не коробило. Окружающие меня люди казались вполне милыми и уж точно для всех остальных – безобидными!.. Хотя нет, вру. Присутствие детей на этом балагане (в хорошем смысле слова) меня слегка напрягло, но готов отнести это к рецедивам собственного, еще советского воспитания…
И тут самое время порассуждать, зачем им это нужно? Ну, вот так упорно стремиться к публичности, громко и вызывающе заявлять о себе?.. Конечно, я в курсе, что такое для геев и лесбиянок «Coming out». Но тут другое. Не карнавал, и не парад, хотя выглядит и называется именно так. Тут уже вызов, если хотите, бунт против доминирующей общественной морали. Да, мы такие – смотрите на нас, мы есть и будем!..
И общество понемногу принимает этот вызов. Уже не так ожесточенно относится к ЛГБТ-движению. В цивилизованных же, как принято говорить, странах – это и вовсе заурядный факт повседневной жизни, когда геи и лесбиянки могут жениться друг на друге, служить в армии и быть мэрами больших городов. И дело не в том, что современное общество достигло апогея своего разврата (по сравнению с патрициями древнего Рима – мы дети невинные). Оно всего лишь учится уважать личные права и частную жизнь своих граждан. Всего лишь — ни больше, и ни меньше!..
Анатолий Струнин
Лондон