591 материал по 177 объектам, 9 535 фотографий
- GPS
- Португалия, Alfama
Керамические панели азулежу в Алфаме. Ч.120
Этот совет является частью дневника «И СЕРДЦУ СНЯТСЯ, КАК В ДЕТСТВЕ СНЯТСЯ, ДРУГИЕ СТРАНЫ И ГОРОДА ...»
Первая из увиденных нами панель была расположена на боковой стене церкви Эштевао (Многострадальная церковь Святого Эштевау (Стефана). Ч.117) и имела религиозный сюжет.
На боковой стене, слева от входа в церковь Святого Мигеля (Сердце Алфамы и спорные дома для сноса. Ч.119), также находится панель, датируемая 1770-м годом, иллюстрирующая Богоматерь Розарию с младенцем Иисусом над Святым Домиником и Святой Екатериной Сиенской.
Картина обрамлена желтым цветочным орнаментом, характерным для периода рококо, хотя центральный образ соответствует классической барочной традиции. На противоположной стене церкви, справа от входа, находится еще одна панель, но выполненная вся в синем и белом, как положено в барокко.
И уж если я заговорила снова об азулежу, украшающих стены домов, то в этом районе по адресу Rua de São Miguel, 12 можно увидеть еще одну замечательную панель.
Она датируется второй половиной XVIII века, полностью окрашена в синий цвет и с рамой рококо. Сюжет снова иллюстрирует Богоматерь Розарию с младенцем Иисусом, у ног которой появляется Святой Доминик, которого сопровождает собака у его ног с факелом во рту (символ доминиканских монахов — «псов Господа»). Об ордене Доминиканцев и его символах я писала во время путешествия в Мексику — Церковь Санто-Доминго как образец мексиканского барокко.Ч 30. Настенная панель была первоначально увенчана крестом, который больше не существует.
Почти рядом на доме № 4 по той же улице Святого Мигеля находится еще одна панель 1758 года, вся выполненная в синем цвете.
На ней изображена Богоматерь Penha de França с младенцем Иисусом в окружении Святых St. Martial и St. Francis of Borja (защитника от землетрясений). Дева Мария изображена как королева, в то время как Святой Мартиаль одет как епископ и осеняет зрителей крестом, а святой Франциск Borja держит распятие.
Не доходя до церкви Святого Мигеля, на улице Беко дас Крузес (Beco das Cruzes), дом 2, находится панель первой половины 18-го века, вся в сине-белых тонах.
На ней изображена Дева Мария с небольшой фигурой Святого St. Martial в изножье. Считается, что Дева Мария является покровительницей Португалии, и здесь она показана попирающей змею, символ зла, которое преследует человечество.
Часть азулежных панелей мы снимали по ходу своего продвижения по Алфаме, но большинство просто проходили мимо, иногда просто не замечая, а иногда не понимая, что на них изображено. Если бы заранее прочесть информацию в интернете, то, при моей любви к деталям, я бы сделала массу фото этих «житиев» Святых и Девы Марии с младенцем.
Думаю, что кому-нибудь будет интересно пройти этим же маршрутом, уже имея информацию с рассказами об изображённом на стене, поэтому даю ее вразброс, а не по маршруту нашего следования.
Даже источник в интернете говорит, что мимо азулежу на доме 12-14 по улице Rua da Regueira можно пройти, не заметив ее.
Созданная в 1700-х годах, установленная высоко на стене, она показывает Христа на кресте. С двух сторон распятого Христа окружают Дева Мария и Дева Кармель, под ними находится крошечное изображение Святого Martial, типичное для других панелей периода землетрясения после 1755 года, так как считалось, что Святой защищает от пожаров. Панель выполнена в бело-голубых цветах, но имеет желтую рамку в стиле рококо.
Вниз (или вверх) по склону, на доме № 145 по улице Rua dos Rem'dios, находится панель, на которой есть даже дата ее создания — 1749. На ней изображены два Святых — Martial, благословляющий паству и Святой Антоний, держащий Библию со стоящим на ней младенцем Иисусом. Над святыми витает голубь Святого Духа. Святой Martial здесь снова исполняет функцию оберега, защищая здание от огня, хотя это очень редкое изображение Святого до землетрясения 1755 года.
Напротив дома с предыдущей панелью, эшкадиньяш Escadinhas dos Rem'dios приведет вас к еще одной панели, окрашенной в синий цвет и выполненной через два года после землетрясения.
Выше даты 1757 года изображено Святое семейство, возвращающееся после бегства в Египет после избиения младенцев. Картина как бы вставлена в деревянную раму, что указывает на стиль рококо, создающий имитацию резьбы по дереву.
Ближе к набережной, напротив музея Фадо, находится Ларго-ду-Шафариз де Дентро, небольшая площадь с еще одной сине-белой барочной панелью, теперь довольно обветшалой.
Она иллюстрирует несколько херувимов, но ее происхождение и смысл неизвестны.
И, наконец, как только вы минуете Каса дос Бикуш (о котором я еще буду писать — Граненый Дом с алмазными шипами. Ч.121), Руа дос Bacalhoeiros приведет вас к арке называемой Беко-ду-Арко Эскуро (Beco do Arco Escuro).
За ней находится панель с изображением трех наиболее распространенных фигур в районе Алфама – Святого Martial, Богоматери Непорочного Зачатия и Святого Антония, держащего Иисуса. Они украшены рамкой в стиле рококо и сама панель находится под окном на арке, которая когда-то была одной из входных ворот мавританского Лиссабона.
Ну а мы от площади Сан Мигеля идем еще ниже, и выходим из нетуристических или туристических (?) трущоб Алфамы. Повернув направо, попадаем на улицу Rue do Terreiro do Trigo и идем вдоль нее, меняющей названия по ходу движения. Мы ищем Дом Бикуш и находим его в районе улицы Rue da Alfandega, а вернее на улице Rua dos Bacalhoeiros («улица ловцов трески») — Граненый Дом с алмазными шипами. Ч.121
Продолжение следует...
- Адрес:
Alfama
Дешёвый ✈️ по направлению Лиссабон