591 материал по 177 объектам, 9 535 фотографий
- GPS
- Португалия, Praça de Dom Pedro IV, Lisboa
- www.golisbon.com/sight-seeing/rossio.html
Проклятие памятников площади Россио. Ч.43
Этот совет является частью дневника «И СЕРДЦУ СНЯТСЯ, КАК В ДЕТСТВЕ СНЯТСЯ, ДРУГИЕ СТРАНЫ И ГОРОДА ...»
Однако через облака временами пробивается солнышко, и тогда все меняется. Здесь на площади мне все уже знакомо по многочисленным фотографиям туристов, которые я изучала перед поездкой. Правда, тогда площадь казалась мне большой, на самом же деле, Лиссабон очень дружественен к туристам, что означает небольшие расстояния и компактность центра.
Площадь Россио (Praça Rossio), – третья в цепочке центральных площадей, включая Мартим Мониш и Фигейра, следующей будет Ресторадореш.
Официальное название этой площади — Praça de Dom Pedro IV, которое идет еще из Средних веков.
Она печально знаменита тем, что на ней тогда размещался Дворец Инквизиции, и как следствие, на ней проводились аутодафе и казни.
В свободное от этих безобразий время здесь также устраивали военные парады, народные гулянья, турниры и даже бои быков.
В стародавние времена (вплоть до 13 века), до осушения Байши, площадь выходила к реке Тежу, и только при маркизе де Помбал площадь приобрела свой современный вид. Эта площадь образует оживленное сердце центра Лиссабона, она носит имя Россио (имеется в виду «большая площадь») с момента его создания в средние века, и она по-прежнему называется таковой и сегодня.
Центральные городские площади Лиссабона хороши каждая по-своему, у этой наряду с обычными атрибутами в виде бронзовых фонтанов и центрального памятника, имеется «свой почерк» — традиционная черно-белая мостовая.
При этом камни уложены волнообразным рисунком, что придает ей объем и кажущееся движение каменных волн. Так и кажется, что это всамделишные выпуклости и «впуклости», так что даже боишься оступиться из-за перепада высот. Вот такая зрительная иллюзия! Такси, автомобили и автобусы объезжают пешеходный центр площади, который с середины девятнадцатого века вымощена этим черно-белым волнистым рисунком.
Следует сказать, что португальский тротуар является традиционным стилем мостовой, используемым для многих пешеходных зон в стране, в том числе на площади Россио.
Он также может быть найден во всех старых португальских колониях, таких как Бразилия и Макао, однако использование такой формы искусства сегодня заметно сокращается. Кропотливый труд и низкая заработная плата привела к тому, что немногие хотят освоить эту профессию, а традиционное мощение все чаще ограничивается сохранением уже имеющихся работ или важных архитектурных проектов.
Симметрично расположенные фонтаны на площади уже работают, подтверждая истину «весна пришла, весне – дорогу!»
В эти фонтаны туристы бросают монетки на память, а ушлые бомжи (да-да, есть здесь и такие!) живо осуществляют сбор урожая, да так, что даже на дне фонтана видны следы сборщиков.
Оглядываемся, стоя у монумента, и сразу видим все близлежащие достопримечательности: подъемник Санта Жушта, остов церкви Ду Карму (Igreja do Carmo), Национальный театр королевы Марии II, вокзал Россио. Площадь, попросту называемая лиссабонцами Россио, также является оживленным транспортным узлом, куда стекаются не только туристы, но и местные жители.
Двадцатитрехметровая коринфская колонна со статуей в центре Россио (Praça do Rossio) является памятником королю Педро IV, тому самому, кто одновременно сидел на троне Португалии и был первым императором независимой Бразилии под именем Педру I. Колонна, увенчанная фигурой короля, выполненной из бронзы в 1870 году, опирается на мраморный пьедестал с четырьмя женскими аллегорическими фигурами, представляющими различные добродетели, символизирующие Справедливость, Мужество, Сдержанность и Мудрость — качества, приписываемые Педро IV.
Король Педро заслуживает пару слов, поскольку он был интересной фигурой в истории Лиссабона. Принц Педро был всего лишь ребенком, когда королевский двор бежал из Лиссабона в Бразилию в 1807 году, перед лицом наполеоновского вторжения. Он вырос, чтобы возглавить Бразилию в ее борьбе за независимость, и стал первым императором этой молодой страны. Хотя он страдал тяжелыми приступами эпилепсии всю свою жизнь, Педро был красивым мужчиной и пользовался успехом у женщин, но постоянно был вовлечен в скандальные дела, связанные с Бразилией и Португалией. Он также был либералом в глубине души, и вернулся в Лиссабон в 1832 году, чтобы бороться против своего абсолютистского брата Мигеля, в конечном итоге освободив свою страну рождения от ига самодержавия.
Сбежав из неспокойной Португалии в страну, где «в лесах много-много диких обезьян», Педру IY разработал и отредактировал либеральную Конституцию страны «по-нашенски, по-бразильски». Вот ее-то и протягивает народу бронзовый король. Но, однако, как говорится «да мало ли в Бразилии этих донов Педру», так и в Лиссабоне под личиной этого Педру скрывается… император Мексики – Максимилиан Австрийский. Этот исторический курьез (аналогичная история, помнится, была с памятником королю Народому Сиануку в камбоджийской столице Пномпене — Оазис покоя в комплексе Серебряной Пагоды. Часть 79) случился в начале XX веке благодаря невостребованности памятника Мексикой в связи с казнью самой модели. Доставленный в порт Лиссабона монумент был попросту брошен (да уж, не везти же его в Мексику, где прототип памятника был расстрелян). Чтобы свято место не было пусто, невостребованный памятник вознесли на колонну – снизу то, поди разбери, кто там стоит. Да и статуя Максимилиана была пофигуристее Педру. Так ли, нет – но только именно такие байки приветствуются туристами, остаются в их памяти и культивируются гидами. Однако некоторые историки доказали, что эта городская легенда неверна, указывая на детали статуи, которые четко символизируют португальского короля, такие как португальский герб на кнопках, воротник Ордена Башни и Меча.
В 1889 году по обе стороны от памятника Педро IV были установлены два монументальных барочных фонтана, ставшие украшением площади, настолько они были жизнерадостными и элегантными. Журчащие звуки воды, радужные водные брызги, бронзовые женские фигуры как нельзя лучше вписались в местный интерьер.
Любопытно, что задолго до того, как восхвалять конституцию и либеральный режим, Россио увидел снос еще одного здешнего памятника. Сказочный фонтан, украшенный могучим Нептуном «с бородой, пернатым шлемом и трезубцем в руке», уже существовавший в 16 веке на площади, не смог пережить постоянной засухи.
Однако снос старого фонтана, не исключил идею оставить здесь водные украшения, обновиви их и сделав в современном стиле.
Два одинаковых фонтана, установленные в конце 19 века, были отлиты из бронзы в литейных мастерских в Валь-д'Осне, Франция.
Фигуры, украшающие фонтаны, созданные французскими скульпторами Матурином Моро (Mathurin Moreau) и Мишелем Линардом (Michel Lienard), изображают мифические персонажи.
Сложная бронзовая композиция состоит из двух чаш, увенчанных четырьмя рыбами, сбрасывающими струи воды в верхнюю круглую чашу, поддерживаемую четырьмя ангелочками.
Из этой небольшой чаши вода стекает во вторую восьмигранную чашу, поддерживаемую женскими и мужскими фигурами.
И уже из этой чаши вода переливается в «круглое озеро», раскинувшееся у основания фонтана, внутри которого четыре русалки целятся струями воды то ли из рога, то ли из раковины, направляя их в большую чашу.
Чтобы закончить с темой фонтанов на площади Россио, не забудьте про небольшой (возможно, питьевой?) фонтан с ангелочками, в стиле барокко (около перехода), водяные струи которого обдают вас при порыве ветра.
И еще – имейте в виду, что фонтаны особенно красивы ночью, когда они освещены.
Интересна и печальна история центрального памятника на площади.
В 1812 году архитектор Онорато Хосе Корреа де Маседо предложил дизайн памятника с фигурами D. João VI и английского Георга III. Этот первый монумент был снесен еще до его завершения: смысл возвеличивания победы либералов в 1820 года умер при рождении, как и сам режим. В конце весны 1823 года к власти пришли абсолютисты и снесли контур памятника, потому что политические ветры изменились быстрее, чем художественные исполнительские способности.
В 1852 году возникла идея еще одного памятника, который отдавал бы уже дань уважения Д. Педро IV. Было решено возвести аж две колонны, одна из которых была бы украшена греческим богом брака Хименеу, но и эта попытка не стала последней для оформления площади. Через 12 лет был снесен и этот второй вариант памятника, который после возведения стал мишенью пересмешников.
Некоторое время площадь была «голой», но затем снова проросла идея возведения еще одного мемориала монарху, который поставил бы окончательную точку абсолютизму в Португалии. Где есть две попытки, там обязательно будет и третья, и вот в 1870 году, начались новые работы после достижения необходимого консенсуса.
Был открыт международный конкурс, в который было внесено 87 предложений со всей Европы. Выиграли французские архитекторы Элиас Роберт и Джин-Антуан Габриэль Давио. Новый памятник был торжественно открыт в присутствии всех лиссабонцев 29 апреля 1870 года. И это тот памятник, который мы видим сегодня на площади Россио.
Кроме того, что площадь красива сама по себе, здесь, как и на Фигейре, есть ряд мест, которые рекомендуют посетить все путеводители — Площадь Россио – кафе-рестораны и табачная лавка. Ч.44
Продолжение следует...
- Адрес:
Praça de Dom Pedro IV, Lisboa
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Лиссабон
- 21 сен 2019, 23:28удалитьЛена, спасибо за интерес. Я, как и вы, люблю покопаться в интернете, чтобы узнать "историю с географией". И тогда увиденное поворачивается другой своей стороной, и так хочется поделиться этим найденным с другими...
- 22 сен 2019, 18:16удалитьУютная и красивая площадь. Мне особо запомнилась тем, что как раз там с Лиссабоном и прощался, уже в сумерках первого воскресенья этого месяца. Соседей по отправлявшемуся оттуда "аэроавтобусу" 1-го маршрута было всего двое, причём тоже русскоязычные.
- 22 сен 2019, 18:30удалитьКрасивая, действительно, и с нее идут разные полезные для туристов виды транспорта...в разные места
- 22 сен 2019, 18:50удалитьВыпуклости и впуклости и на самом деле создают интересный визуальный эффект. Мне очень понравилось.
- 22 сен 2019, 20:05удалитьА главное они становятся некоей изюминкой места! Не правда ли?