591 материал по 177 объектам, 9 535 фотографий
- GPS
- Португалия, Praca do Imperio, Lisboa
- 213 620 034
- www.mosteirojeronimos.pt/en/
Монашеский дворик, ты очень всем дорог… Ч.82
Этот совет является частью дневника «И СЕРДЦУ СНЯТСЯ, КАК В ДЕТСТВЕ СНЯТСЯ, ДРУГИЕ СТРАНЫ И ГОРОДА ...»
Помимо своей мануэлинской церкви, монастырский комплекс до сих пор сохраняет большинство великолепных сооружений, которые способствовали его международному признанию, в том числе его монастырь 16-го века, бывшая трапезная монахов и бывшая библиотека.
Поэтому от западного портала мы поворачиваем к Монастырскому двору (или клуатру), который, конечно же, достоин посещения, но я уже была там и могу сегодня описать его, пользуясь зрительной памятью и путеводителем, памятуя свой восторг.
В плане двор представляет собой двухэтажный квадрат со сторонами 55 м, он был сооружен в 1544 году и уже тогда стал шедевром искусства эпохи Мануэля I.
Из путеводителя:
«Автор оформления нижнего этажа – Бойтак отделил внутреннюю галерею от дворика огромными ажурными арками, которые опираются на тонкие витые колонны, напоминающие морские канаты. Второй этаж создавал Хуан де Кастильо. Строительство такого двухэтажного монастыря было новинкой в то время. Каждое крыло состоит из шести отделений с узорчатыми сводами. Четыре внутренних свода опираются на массивные опоры, формируя широкие галереи. Угловые своды связаны диагональными арками и показывают богато украшенные угловые столбы. В нижнем этаже установлены двойные спаренные окна, а в верхнем — простые окна, богато украшенные рисунками и переплетениями с мануэлинскими мотивами: буква «М», небесная сфера, морские канаты, а также образы на религиозную тематику и медальоны с портретами мореплавателей».
Поражают удивительным разнообразием декоративные элементы внутренних стен монастыря, имеющие европейские, мавританские и восточные мотивы.
Кроме резьбы в помещениях вокруг крытой галереи украшением являются изразцы 18 века. Так, бывшая монастырская трапезная, которая имеет красивые сетчатые своды, украшена азулежу на библейские темы, повествующие историю Иосифа. Одна из галерей содержит могилы известных в Португалии людей.
Если вы еще не устали от мелких деталей Южного и Западного порталов, то здесь вашему взору предстанет еще большее их количество.
Здесь даже каждая колонна украшена разной резьбой, среди которой и морские канаты, и монстры, кораллы, виноградные гроздья, листья дуба, лавра, плюща, чертополоха, желуди, початки маиса, коробочки семян мака, артишоки, гранаты, цветы лотоса, сучковатые древесные ветви. Даже одно это перечисление может и удивить и утомить, а если рассматривать все скрупулезно, то представляете, сколько времени может понадобиться на это?
На стенах, порталах и колоннах в Жеронимуше можно найти высеченных в камне ангелов, святых, цветов, змей, веревок, листьев, жемчуга, мифологических животных, таких как русалки, тритоны или грифоны, фрукты и овощи, такие как гранаты или артишоки, и все то, что вообразили себе резчики и что было позволено приличиями.
Этот двухэтажный клуатр был предназначен только для монахов, которые использовали его для чтения, молитв, медитации и отдыха.
Работы на огромной площади монастыря (55 х 55 м) монастыря были начаты Бойтаком. Он построил крестообразные своды с широкими арками и окнами, опирающиеся на тонкие и ажурные столбы.
Закончил строительство Хуан де Кастильо, сделав более «утопленным» вглубь второй этаж. Он также изменил оригинальные круглые колонны Бойтака на прямоугольные и украсил их орнаментом в стиле Платереско с его обильным использованием декоративных элементов.
«Каждое крыло состоит из шести отсеков с ажурными сводами. Четыре внутренних отсека опираются на массивные контрфорсы, образуя широкие аркады. Угловые отсеки соединены диагональной арочной конструкцией и показывают богато украшенные угловые колонны. Монастырь выполнял как религиозную, так и репрезентативную функцию благодаря своему декоративному украшению и династическим символическим мотивам, таким как армиллариум, герб и крест Ордена Христа, демонстрируя растущую мировую мощь Португалии».
Круглые арки и горизонтальная структура явно соответствуют архитектурному стилю эпохи Возрождения, в то же время существует связь с испанской архитектурой.
Строительство галереи завершилось в 1544 году, и с тех пор эта крытая галерея считается одной из красивейших в мире.
Правда, если у вас уже «замылен» глаз роскошью внешнего декора, то зайдя внутрь дворика, вы как будто не сразу видите его прелесть, как будто попав из солнечного пространства в темное помещение. Но постепенно зрение концентрируется, адаптируется, и вы начинает понимать и чувствовать всю прелесть игры света и теней двух галерей, любоваться узором каменных арок и изяществом деталей.
Интерьеры дворика и галерей настолько хороши, что иногда используются как декорации для постановки спектаклей. Мы гуляли по периметру галерей, представляя, как жилось монахам в этой красоте, однако светская жизнь не имеет ничего общего с монашеской, поэтому, чтобы «спуститься с небес» натыкаемся на нишу с мраморной плитой.
Оказалось, что это надгробие поэта Фернандо Песоа (1888-1935), чьи останки перенесли сюда в 1985 году. При жизни, поэт любил посещать монастырь Жеронимуш, а после смерти ему досталась честь возлежать там навечно. Потом мы обнаружили гробницы и других португальских знаменитостей, и поняли, что монастырь стал удобным местом для почитания славных сынов страны. Помнится, что еще в Вестминстерском Аббатстве меня поразило, то, что могильные плиты лежат прямо под ногами посетителей (Монастырская церковь Вестминстера днем и ночью. Часть 21), и хотя здесь этого нет, но все же в моем понимании церковь и мавзолей – вещи разные.
Для информации и обнаружения замечу, чьи еще останки можно найти здесь — поэта и драматурга Алмейды Гарретт (1799 — 1854), бывшего Президента Теофило Брага (1843 — 1924), военного деятеля Оскара Кармона (1869 — 1951) и писателя-историка Александра Геркулано (1810 — 1877). Причем последний (он же и первый мэр Белема) возлежит в зале капитулов, где монахи «собирались после утренней мессы и обсуждали «земные» вопросы от покупки земель до дисциплинарных взысканий».
Напротив находится еще одна изюминка клуатра, и это огромная трапезная, пустующая сегодня. А раньше, когда монахи принимали то, что им послал Господь, они ели вместе, но в полном молчании. Еду, правда, сопровождало чтение Библии или других религиозных текстов.
Примечательна трапезная, кроме своих размеров, еще и тем, что ее стены украшены плиткой азулежу 18-го века. И это не просто абы какие орнаменты, а религиозные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Так и представляешь себе, как грозные пророки укоряюще смотрят со стен на жующих под аккомпанемент речитатива одного из монахов. Но на то Господь и сошел к нам, грешникам, с небес, чтобы отогреть нас всех своей Любовью и благословить еду монахов.
В период с 1998 года по 2002 год шла активная реставрация монастыря, в том числе главной часовни в 1999 году. Красота монастыря не могла не привлечь внимание правительства страны для проведения в нем ряда знаменательных событий. Например, когда Португалия вступила в Европейское экономическое сообщество, официальные церемонии были проведены именно здесь (1985).
В 1990-е годы в монастыре прошли две крупные выставки: «Четыре столетия картин» в 1992 году; и выставка «Леонардо да Винчи: Человек в мировом масштабе, мир в масштабе человека» в 1998 году. А 13 декабря 2007 года в монастыре был подписан Лиссабонский договор, заложивший основы для реформы Европейского Союза.
В прохладных, защищенных от яркого солнца, галереях время летит незаметно, особенно, если посвятить его рассматриванию каменного кружева мануэлино, но нам уже было пора осмотреть великолепную церковь Девы Марии — Под арками затейливого свода,спят герцоги и вице-короли …Ч83
Продолжение следует...
- Адрес:
Praca do Imperio, Lisboa
- Телефон:
213 620 034
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Лиссабон