Белем изобилует интересными местами. Первым по дороге из Лиссабона путешественнику встречается возвышающийся над утрамбованной бетонными плитами набережной памятник Открывателям (Padrao dos Decombrimentos), Выполненный в форме распустившей паруса каравеллы, пятидесятидвухметровый монумент появился тут в 1960 году, к пятисотлетию смерти покровителя множества морских экспедиций принца Генриха, прозванного Навигатором (Henry the Navigator). Сей достойный муж немало сделал для развития мореплавания родной страны, и, согласно заслугам, именно его фигура занимает почетное место на носу корабля. А вот за спиной особы королевской крови начинается форменная толкотня локтями, что, учитывая интенсивность португальских набегов на берега Африки и Индию, вовсе неудивительно. Удивительно только, с каким тщанием авторы памятника решали вопросы с размещением того или иного героя страны согласно его деятельности и чину. Так, с восточной стороны первые места занимают последовательно Альфонсо V (Alfonso), Васко де Гама, Педро Кабрал и Фердинанд Магеллан. Общая численность толпы на носу каравеллы составляет 27 человек, включая одного поэта и одного художника.
На вершину монумента можно подняться на лифте и полюбоваться районом, а также обозреть во всей красе громадный мозаичный компас с картой мира, расположенный у подножья памятника. Учитывая только что зашедшую внутрь комплекса орущую толпу детишек, и еще одну, толкавшуюся и пинавшуюся неподалеку от входа в боевой готовности сесть в лифт, посещение смотровой площадки показалось нам не самым умным делом. Мы предпочли двинуться дальше, тем более что впереди маячила еще одна жемчужина архитектуры — монастырь иеронимитов (Mosteiro de Jeronimos).
Ценители архитектуры считают этот монастырь самым красивым среди себе подобных, и не зря. Он был возведен португальским королем Мануэлем I в ознаменование удачного возвращения Васко де Гама из своего путешествия и финансировался, как утверждает людская молва, на доходы от пошлин, взимавшихся с привозимых пряностей. Учитывая стоимость восточных приправ, груз которых в трюме крохотного суденышка позволил организаторам в свое время окупить снаряжение всей экспедиции Магеллана, и получить сколько-то-там процентов, даже 5-процентная ставка сбора, названного народом "перечный налог", давала фантастически огромные средства.
Вход в монастырь стоит 4,5 евро, но "Lisboa Card", как обычно в подобных случаях, позволила нам указанную сумму оставить при себе. Часы работы можно уточнить на сайте mosteirojeronimos.pt
Из всего комплекса зданий мне больше всего понравился внутренний двор с галереями и арками. Еще мне запомнилась одна из комнат, где на здоровенных панно расписывалась мировая хронология. В верхней строке были указаны основные события мировой истории, средней рассказывала о перипетиях истории Португалии, а нижняя целиком посвящалась жизни монастыря. Так вот, согласно этой хронологии, в 1941 году Япония напала на США, правительство доктора Салазара приняло декрет о новом размере минимума заработной платы, а один из монахов уронил в колодец ведро (ну или что-то в таком духе). Более ничем интересным эти 365 дней, типа, не отметились...