Лиепая — город, где рождается ветер! Лиепая – это город-порт, который вырос из маленького рыбацкого поселка, известного с 13 века. Права города получил в 1625 году, стал стремительно развиваться в 19 веке как имперский порт первого класса.Знакомство с городом мы начнем с Каросты. Это та часть города, где на рубеже 19 — 20 веков, находился Военный порт императора Александра III – огромная база Балтийского флота и морская крепость.До вывода советских войск это была закрытая военная территория. Мы увидим жилые дома, здание Манежа, бывший Дом офицерского собрания, которые напоминают нам о Петербурге. От остальной части города район отделяет канал, в бассейне которого находилась первая в России база подводных лодок. Берега канала соединяет разводной мост, спроектированный в 1906 году по эскизу французского инженера Эйфеля. Посетим Свято-Никольский Морской собор – жемчужину православной архитектуры. Позже по проекту того же автора, архитектора В.А.Косякова, был построен Морской собор в Кронштадте. Осмотрим Северные форты — систему укреплений с подземными лабиринтами и береговыми батареями. В Каросте находится один из молов нашего порта – Северный, длиной около двух километров, с которого открывается вид на гавань и открытое море. Как по нотам продолжится наше знакомство с Лиепаей! Через самые интересные места Старого города, Приморского парка и Променада проходит туристический маршрут «Лиепая – как по нотам!», отмеченный нотками, которые вмонтированы в уличное покрытие.Ноты выбраны не случайно, т.к. Лиепая считается музыкальной столицей Латвии. Мы увидим легендарную площадь Роз – сердце города, единственную в Латвии аллею славы музыкантов и самую большую гитару. Прогуляемся до домика ПетраI, где находится комплекс самых старых жилых построек Лиепаи, типичных для 17-18 века. Попробуем себя в роли ткача в центре ремесленников. Здесь же хранятся самые большие в Латвии, а может и в мире, янтарные бусы. Недалеко находится Петровский рынок. Привлекают внимание туристов и три доминанты Старой Лиепаи – башни церкви Св.Анны, известной своим алтарем 17 века в стиле барокко, католического собора Св.Язепа и лютеранского собора Св.Троицы, с самым большим органом в Латвии. Прогуляемся по Променаду вдоль Торгового канала по набережной Веца остмала. Янтарные часы и здания старых складов, гостиницы и причалы, маяк и Лоцманская башня, рыболовецкие и военные суда... По желанию возможна поездка на историческом кораблике «Либава» по акватории порта.Выйдем к морю в районе Приморского парка, одного из самых больших парков Латвии. В 19 веке Лиепая начинает развиваться как курорт. Интересны каменные и деревянные дома, построенные на рубеже 19-20 веков в парке и его окрестностях. Две минуты и мы уже у моря. Широкий и просторный лиепайский пляж по праву гордится своим белым и мелким песочком. Несколько лет подряд над пляжем развевается Синий флаг – гарант качества курорта. Недалеко от парка находится городской музей. Вход в него бесплатный. По желанию в фольклорном центре «Наминс» можно самим приготовить суп на костре по курземскому рецепту, отведать копченой рыбы, деревенского хлеба с медом и чай с дымком. Лиепая – это шум моря и запах лип, славное прошлое и интересное настоящее. Другого такого города в Латвии нет! Поехали в Лиепаю!
34 материалa по 12 объектам, 802 фотографии
Мой любимый город
Дешёвый ✈️ по направлению Лиепая
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Проект и общее руководство строительством осуществил Василий Антонович Косяков, известный архитектор из Петербурга. Собор построен Российским военным ведомством. Собирались пожертвования. Главным жертвователем стал Император Николай II с царском семьёй. Контуры храма напоминают корабль. Якорь в основании креста - символ надежды в бурном житейском море.
Собор стоит на высоком бетонном основании, одетом гранитом и песчаником. Стены выложены из красного кирпича и облицованы жёлтым фигурным кирпичом, переплетающимся затейливыми узорами.Центральный купол собора окружают четыре меньших, символизируя Иисуса Христа в окружении четырех апостолов - евангелистов. Высокая колокольня, расположенная над центральным входом в храм, напоминает нам Иоанна Предтечу, возвещающего Царство Божие. Центральный алтарь, как и весь храм, был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца, которого моряки с давних пор считают своим небесным покровителем и молитвенником. Южный придел (алтарь) был освящен в честь Богоявления (Крещения Господня). Северный придел был освящен в честь святителя Алексия, чудотворца, жившего в 14 веке. Четыре фронтона собора украшены надписями из Священного Писания на церковно - славянском языке и иконами из золотой мозаики, выполненными в мастерских Санкт-Петербурга. Розетки стен заполнены майоликой, изготовленной также Санкт-Петербургскими мастерами.
Внутри собор поражает объемом, заполненным светом. Вместо привычных для храмов такого масштаба колонн, собор имеет четыре дугообразные перекрещивающиеся арки, удерживающие свод с куполом и центральный барабан. Такое архитектурное решение позволило. значительно увеличить внутреннее пространство и обеспечило возможность видеть богослужение, находясь в любой точке храма.
Храм имел великолепное внутреннее убранство: иконы в золоченных киотах, три двухъярусных иконостаса. На солею, огражденную коваными решетками, ведут три мраморные лестницы (у каждого из трёх приделов). Над мраморным престолом центрального алтаря находилась золоченая сень уникальной работы, знаменующая Покров Божий над землей. С перекрестий арок свисали четыре бронзовые паникадила, напоминающие светила небесные. Первым настоятелем собора был протоиерей Владимир Архангельский, долгое время прослуживший в его стенах. Под сводами храма молились моряки эскадры, уходившей в далекий Тихоокеанский поход, первые Российские подводники. Дальнейшая судьба храма стала отражением судеб людей, государств. Имеются сведения, что интерьер собора пострадал уже во время Первой Мировой войны, однако в нем все еще совершались редкие богослужения. Перед разорением храма часть икон и церковной утвари была увезена в другие православные храмы. Во время Второй Мировой войны в соборе был устроен пункт ПВО немецких войск. Были сняты все бронзовые колокола. После возвращения советских войск в храме устроили матросский клуб. Многое из того, что напоминало об истинном назначении собора, было уничтожено или переделано.
К концу 80-х годов, возникло и окрепло движение за возвращение собора Православной Церкви. Об этом принимались решения Лиепайским городским советом, было много выступлений общественности, городских и республиканских газет. 2 июня 1990 г., в день памяти святителя Алексия, епископ Рижский и Латвийский Александр, в сослужении духовенства городов Лиепаи и Риги, при участии множества богомольцев, совершил молебен у стен закрытого храма. В сентябре 1991 г., после длительного сопротивления военные оставили храм, передав ключи верующим.
Первое богослужение состоялось 19 декабря 1991 года (по нов. ст.), в день памяти святителя Николая. Присутствовало всё Лиепайское духовенство, власти города, представители военных. Был совершен Крестный ход и отслужен благодарственный молебен. Для скорейшего возобновления богослужений был выполнен косметический ремонт в южном (Богоявленском) приделе, подготовлено всё самое необходимое. И, по благословению епископа Рижскою и Латвийского Александра, 6 января 1992 года было совершено малое освящение храма, а 7 января (Рождество Христово) служилась первая Божественная Литургия. С этого дня богослужения в храме стали совершаться регулярно.
Не прекращаются и работы по восстановлению, и происходит это за счёт пожертвований. Теперь над куполами храма снова возвышаются кресты (изготовленные и установленные заводом Тосмаре). Почти полностью заменена жестяная кровля. Восстановлен центральный алтарь с уникальными росписями, мраморной лестницей (мрамор пожертвован фирмой Андриса Кокинса). 20 июля 1997 г. архиепископ Рижский и всея Латвии Александр, в сослужении Лиепайского и Рижского духовенства, совершил великое освящение центрального алтаря и всего храма. Территорию храма обрамляет ажурная ограда, подаренная А/О «Лиепаяс Металургс». Основной зал, клиросы, крестильную и свечную комнаты украшают великолепные паникадила (люстры) - дар семьи Моисеевых. Нет возможности перечислить здесь всех, кто внес свой вклад в это святое дело. У Господа никто забытым не останется. Было сделано и много других - больших и малых, заметных и незаметных, но очень важных дел. Приобретены богослужебные сосуды и книги, создана и пополняется библиотека духовной литературы для прихожан, видеотека. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.