Остров Флорес. Не зря он называется Флорес! Весь зелёный, в горах и цветах, а дорога извилистая, как 12-перстная кишка, огибает каждую гору и речку, повороты на 180 градусов, машины едут легковые с заблёванным стёклами, т.к. их рвёт в окна, людей-то. От того, что укачивает.
Прибыл я туда в апреле 2008 года на пароходе из Макассара. В первую мою индонезийскую поездку.
Остров христанский на 90%. Машин немного. Останавливаются все, но сперва не везло, все деньги хотели. Притормаживают и сразу кричат в окно:
— Мони! Мони!
И даже мотоциклисты, стоплю, они вопросительно:
— Мони?
Я их всех посылаю вон, они уезжают. Только потом узналось, что следующий городок по трассе называется Мони. Туда едут многие иностранцы, посмотреть на разноцветные озера. Я не стал смотреть. Ехать очень медленно из-за гор. Виды офигенные. В деревнях — дома из бамбука, крыши то жестяные, то соломенные. Тутошние подогадливей папуасов — в каждой деревне продают вдоль трассы бананы, мандарины, вкусно и недорого. Имеются пассажирские грузовики во множестве, в кузове делают сиденья, наваливают народ и барахло, и наверх тоже, как в Судане. В деревнях — церкви здоровенные. Мечетей меньше. С гор иногда море видно, роскошный вид открывается, поля, леса разные.
Ночевал в Баджаве — холодина (в горах! а всего-то 1200 м), в мечети, три человека там в мечети всего, и те приезжие. Ехал на крыше автобуса, вместе с козами, мешками, камнями (!) и какими-то сундуками и другими пассажирами. Билетёры прикольные ребята, они же и грузчики одновременно, экипаж хоть в космонавты, вестибулярный аппарат, двигательные способности отлично развиты, залазят на ходу, как пауки, по всему автобусу снаружи, вешают мешки, бочки.
В городке Энде меня до выезда из городка довёз добрый старик на мотоцикле. Он увидел меня в центре и спросил по-английски, куда я иду. Я ответил, что ищу выезд из города на такую-то трассу. Старик посадил меня сзади на мотоцикл и действительно вывез до конца Энде в нужном направлении, а на прощанье оставил свой адрес и имя — звали его Клетус Карбонилла. Просил меня прислать открытку, когда я вернусь в РФ. Прошло некоторое время, я вернулся в Россию, открытку ему послал, а он мне ответил пространным письмом. В адресе на конверте значилось: «Dear Mr.Anton Krotov!» — Дорогой мистер Антон Кротов!
Спасибо, старик Клетус, удачи тебе в твоём далёком, не указанном на картах мира городке!
…Проехав за два дня остров Флорес, приезжаю я вечером 27 апреля 2008 в Лабуанбажо на западной окраине острова...
* * *
...Роскошнейший вид, когда спускаешься с горного серпантина, открывается на бухту с островами (обитаемыми и не), сто рыбацких судёнышек, паромный причал и городок снизу. От Флореса до Явы надо ехать по земле через три острова промежутковых — Сумбава, Ломбок и Бали. Эти острова связаны паромами. Паром Флорес-Сумбава ходит раз в день, старт 8 или 9 утра, идёт 8 часов — морское расстояние большое. Но сейчас вечереет, гляжу — большая мечеть, пошёл в неё. И тут, как говорят, — с корабля на бал!
В этот субботний день в Главной (и может быть, единственной) мечети Лабуанбажо происходило собрание всех «святых» жителей острова. Человек 20-30 было передвижных — агитбригада, «джамаат таблиг». Ещё человек 200 собралось из города, да таких колоритных! Как восточный базар веке в 19-м.
Халаты, чалмы, тюбетейки, и даже бороды — климат Флореса не только флору выращивает, но и бороды тоже.
Я тоже вид приличный принял, как надо — клетчатый соронг нацепил, а другой признак «святости» у меня тоже был — синяк на лбу. (Не от поклонов, правда, а от другого — ударился в тесном и тёмном туалете башкой). Думаю, вот как раз и меня попросят рассказать что-нибудь. Не тут-то было, у них говорунов много, часами вещают и очень эмоционально, а слушатели растирают и массируют друг другу затекшие спины и иногда при случае восклицают: «Аллаху акбар!» или: «СубханАлла!»
И старики с бородами-Дед-Мороз, и парни лет 14-ти, все в сборе, только тёток нет. Но никто не расходится, поскольку обещан ужин, так сказать братская трапеза на все 200 человек. Кто кого угощал (местные кочевых или, наоборот, кочевые местных) — не узналось.
Тут ко мне интерес у всех и проснулся, но не такой, что я ожидал. «Святые» люди, желая чтобы я тоже освятел, стали мне давать разные важные и ценные советы, среди них:
1) Сбрить усы. Борода у меня хорошая, а усы — нехорошие, и пища, которая на них попадает, становится тоже нехорошая, поэтому для всего мне нужно сбрить усы, как это делал Пророк (мир ему и благословение — МЕИБ).
2) Пить воду сидя, как это делал Пророк (МЕИБ), и если мне за вечер три или пять раз предлагают стакан воды, я должен пять раз сесть и выпить воду сидя (хорошо ещё, что не советовали, как рекомендует одна иранская книжка, «во время питья воды поминать имама Хусейна и проклинать его убийц»!)
3) Жениться. Причём, не надо отмазываться «Иншалла», а нужно сделать сразу же непременное намерение жениться, как это делал Пророк (С.А.С), и в таком случае жену можно приискать непосредственно на месте, т.е. в Лабуанбажо.
4) Носить одежду с длинными рукавами.
5) Носить тюбетейку. Все 220 человек были в головных уборах, кто в тюбетейке, кто в индонезийской чёрной шапочке, а кто посвятее, целые простыни навертели на головы. Чтобы мозг, так сказать, не был раздет. А у меня нет любви к головым уборам (так меня мама и не приучила), а для индонезов у меня отмазка — сваливаются, мол, с головы тюбетейки. «Ах! Сваливаются!» Обсудив это, «святые» мужи порылись в своих мешках, и оп! Находят такую как резиновую шапочку пловца, вот такую растяжную тюбетейку, и хоп мне на голову! — «Не свалится!» Все довольны. (Я через два часа снял, мозги плавятся.)
6) Сменить имя со странного и труднозапоминаемого «Антон» на обычное, правильное, легко запоминающееся имя, типа Абдурахман, Абдувахид, или хотя бы Ибрахим.
7) …И наконец, самое важное предложение, идти с ними завтра по деревням, пропагандировать то же самое (питьё сидя, тюбетейки, длинные рукава и прочее). Я отказался наотрез, видя что и пользы от меня не будет, поработаю лишь примером — вот, даже из России приехал, и тот в тюбетейке.
Мне хотелось их встречно пнуть за курение, но на сей раз святые мужи не курили.
— Надо, чтобы мусульмане были сильными в религии, не то что евреи или христиане. (Вероятно, это означает — брили усы, пили воду сидя и вовремя женились, но женщин в мечеть не приводили). Тогда наша религия процветёт. А иначе всякие землетрясения, цунами, эпидемии, бедность, всё из-за нечестия мусульман!
Много я видел «святых» мужей, но эти что-то тягостное произвели впечатление. Как же можно все основы религии видеть в таких бытовых вещах? Вот пакистанские агитаторы были куда приятнее, видно было — люди просветлённые, классные и добрые, а эти компостизаторы. Ночевали в мечети человек 30. А, наутро, подъём в три утра! Я уже привык в 4:30, а тут в 3, никуда не годится. После начали опять же лекцию. Я удрал от них на паром.
Сфотографировать собрание не смог, так как среди умников нашлись бы и те, кто вспомнил бы, что Пророк (мир ему и благословение) никогда не фотографировался.
Тюбетейка проездила со мной три года и потерялась только недавно (2011) -- во время моего "второго пришествия" в Индонезию.