Окна Кельнского собора занимают площадь около 10 000 квадратных метров, из которых около 1500 квадратных метров дошло до наших дней из Средневековья. Многие из них являются подлинными произведениями искусства. Про некоторые витражи я рассказывал Кёльнский собор. Часть 4. Баварские витражи, Кёльнский собор. Часть 5. Витражи северного бокового нефа, Кельнский собор. Часть 6. Старейший витраж собора и Кельнский собор. Часть 7.Витражи часовен, закрытые решетками. Не все витражи собора были мною сфотографированы. Поэтому в этом материале расскажу об оставшихся витражах, увиденных мною.
Kinderfenster, 1965
Находится слева от входа в собор со стороны железнодорожного вокзала.
Деньги на витраж "Детские окна были пожертвованы детьми во время празднования 700-летия с начала строительства собора в 1948 году. Витраж был изготовлен Бернардом Клоссом (Bernhard Kloss) в 1960-1965 годах. Не удивительно, что на нём изображены сцены из Ветхого и Нового Завета, а также из церковной жизни с участием детей. Для удобства просмотра я виртуально разрезал витраж на три части.
Внизу справа на второй части витража виден процесс сбора денег детьми.
Welterfenster im Querhaus
Старый собор состоял из одного длинного помещения, который носил название Langhaus и был ограничен с обеих сторон так называемыми поперечными домами ( Querhaus).
Langhaus и Querhaus имели 28 окон, в каждом по 4 витража с фигурами. Всего было 112 фигур, на которых были изображены образы из Ветхого и Нового Заветов, а также представители церкви. Только 52 фигуры героев пережили Вторую Мировую войну, из них 28 были возвращены после войны на свои места, а 24 фигуры до сих пор хранятся в запасниках собора. В фотообъектив моего фотоаппарата попали 12 фигур на трёх окнах, которые были установлены в 2005 году.
Südquerhausfenster (Richterfenster), 2007
Даже в старинном соборе есть место современному авангарду. Когда я был в соборе южный вход был закрыт, не знаю на время или насовсем. ним в 1863 году был установлен витраж, состоящий из 6 фигур: трёх священных правителей и трёх епископов. Во время войны был полностью разрушен. В 1948 году на месте витража были установлены обычные прозрачные стеклопакеты. В 2007 году появился новый витраж, созданный немецким художником Герхардом Рихтером (Gerhard Richter, 1932 года рождения). 106 квадратных метров витража было разделено на 11 263 равных разноцветных квадрата, которые были перемешаны с помощью генератора случайных чисел. Что получилось — Вы видите на фотографии.
Petrus- und Maternusfenster, 1330/40
На витраже изображены Святой Пётр (слева) и Святой Матернус — первый епископ Кёльна. Если верить легендам, то Матернус был удивительным человеком, не каждому человеку приходилось дважды воскресать после смерти.
В Евангелии от Луки, глава 7 , стихи 11-15 рассказывается: // " После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его." //
Этим восставшим из мёртвых юношей был Матернус, который потом стал учеником Святого Петра и отправился со святыми Евхариусом и Валериусом проповедовать Евангелие на берега Рейна. В Эльзасе Матернус умер. Святой Петр во время видения увидел это и передал Евхариусу и Валериусу свой посох, с помощью которого Матернус вновь возвратился к жизни. В Кёльне Матернус был епископом в течение 40 лет, построил церковь Святого Петра, через века на месте которой был воздвигнут Кёльнский собор, полное название которого — Собор святых Петра и Марии, а также Церковь Святой Цецилии (Венок Кёльнского собора - 3).
Как Святой Пётр, так и Святой Матернус окружены четырьмя святыми. Сверху апостолы, внизу мученики. Рядом со Святым Петром апостолы Иоанн и Павел, с Матернусом — Варфоломей и Пётр.Pius-Päpstefenster, 1956
Витражи часовни Святой Марии посвящены 4 последним римским папам, которые носили имя Пий. Посвящен был папе Пию XII. Автор стёкол — немецкий художник по стеклу Вильгельм Гейер (Wilhelm Geyer , 1900-1968),
который за 30 с лишним лет работы создал множество витражей в церквях Германии.Над каждым папой — одно из догматов католической церкви.
Непорочное зачатие Девы Марии — Папа римский с 1846 по 1878 год, блаженный Пий IX (1792-1878). Вошёл в историю как Папа, провозгласивший догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии
Святое причастие в детском возрасте — Папа римский с 1903 по 1914 год, святой Пий X (1835 — 1914).
Праздник Христа царя — Папа римский с 1922 по 1939 год Пий XI (1857-1939, Рим). В энциклике "Quas primas" от 11 декабря 1925 года определил содержание нового праздника Христа-царя. Подписал в 1929 году Латеранские соглашения с Италией, которые признавали Ватикан суверенным государством.
Вознесение Девы Марии — Папа римский с 1939 по 1958 год Пий XII (1876-1958), провозгласил догмат о Вознесении Девы Марии и символически посвятил мир Непорочному сердцу Марии в 1942 году.
Allerheiligenfenster, 1330
Интересный витраж, воссоздающий небесную иерархию. На самом верху находятся Дева Мария и Христос с коронами на головах. Ниже их располагаются девять арок, на которых сверху вниз располагаются апостолы, папы, пророки, епископы, короли, исповедники, страстотерпцы, мученики, ангелы. На самом низу, вне арок, души.
Paulusfenster, 1994
Витраж были изначально создан в 1864 году, но во время войны был полностью уничтожен. Был реконстурирован в 1992 -1994 годах на основании полученных старых документов в мюнхенской мастерской по созданию мозаик и витражей Werkstätten Gustav van Treeck, созданной в 1887 году.
Westportalfenster (Mildefenster), 1865-70
Витраж большого окна западного фасада было создано в 1865-1870 годах художником из Любека Карлом Юлиусом Милде (Carl Julius Milde, 1803-1875)
по заказу кронцпринца Фридриха и его жены Виктории, о них я упоминал в материале Мост Гогенцоллернов: поезда, короли и альпинисты.Установлено в соборе было лишь в 1877 году.
Johannes Klein-Fensterzyklus*, ab 1884
К 1884 году венским художником Йоханнесом Кляйном (Johannes Klein, 1823 -1883) были созданы 8 цикл из почти двухсот картин, которые иллюстрировали историю от сотворения мира до Страшного суда. К сожалению сохранились только два окна.
С 1993 года начата реставрация по старым документам и в настоящее время всё стёкла восстановлены.
Не нашёл информации по этому витражу.
А так выглядят ряд временных витражей, стёкла которых еще не восстановлены.
На этом информация и фотографии по витражам Кёльнского собора у меня закончились.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Примечательно, что с некоторых сторон витражи остались нетронутыми, а с других сторон практически все уничтожены. Хотя собор считался неповреждённым, но 72 попадания — чего-то стоили, Сергей.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
По моему витраж тяжелее создать, чем просто картину
Комментарий понравился: