222 материалa по 103 объектам, 2 876 фотографий
- GPS
- Россия, Кострома, ул. Просвещения, 1а
- (4942) 57-78-72
- www.kmtn.ru/~kossloboda/
Кострома. Музей деревянного зодчества "Костромская слобода"
На основную территорию экспозиции можно попасть через главный вход музея-заповедника, который располагается к югу от монастыря. Однако, не все приезжие знают, что имеется ещё одна, отдельная зона. Она находится с противоположной, северной стены обители, и состоит всего лишь из одной церкви — Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.). Но о ней позднее.
Вход на территорию платный, для взрослых — 150 руб., льготный — 100 руб. Хотя, знающие люди поговаривают, что отдавать свои кровные вовсе и не обязательно. Для любителей прекрасного, но небогатых финансово имеется отличный лаз где-то в заборе. Сам проверять не стал, поэтому проходим как подобает:
История музея тесным образом связана с рукотворным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955—1957 годах.
Ещё с конца 1940-х несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области на предмет перенесения в безопасную от затопления городскую черту памятников деревянной архитектуры севера. По результатам этих экспедиций, в 1955 году на территорию Нового города Ипатьевского монастыря была перевезена и поставлена у стен обители Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вежи (постройки 1713 г.), которая и положила начало всей коллекции музея. К сожалению, до наших дней она не дожила — сгорела во время пожара 4 сентября 2002 года.
Тем не менее, и сегодня экспозиция богата уникальными памятниками деревянного зодчества. Визуально её можно разделить на 2 части. Первая — "смоделированная" деревенская улица с избами, часовнями и церковью поодаль. Вторая часть — так скажем, "ландшафтная": речка, роща, церквушки с отражением в воде, мельнички, бани на сваях. В общем, тут можно остаться надолго. Но обо всём по порядку.
На входе сразу попадаем на ту самую деревенскую улицу с указателями:
Здесь у обочины приветливо встречает посетителей Змей Горыныч в позе Ждуна:
Рядом ресторан, который теперь, говорят, закрыт на неопределённый срок. Бывал здесь единожды, и могу сказать — понравилось. Жаль, если так и не откроют вновь:
Поначалу поражает, что буквально всё (ресторан, урны, мостики, все строения и утварь) целиком и полностью из дерева. Понятно, что музей тематический, но настолько! Были даже предположения, что и в самом ресторане (в бытность его открытым) подают исключительно в деревянной посуде с деревянными же столовыми приборами. Но нет, не угадал :)
Повсюду, куда не глянь — открыточные пейзажи. Место, конечно, крайне фотогеничное:
Чтобы долго не выбирать, по какой части экспозиции идти вначале, пойдём по дорожке, ведущей от самого входа. Здесь, вдоль вымощенной булыжником деревенской улицы представлен весь спектр крестьянской архитектуры в зависимости от степени зажиточности — от самой простой, до самой... непростой:
Вот, к примеру, дом Тарасова из деревни Мухино, Вохомского района (XIX век). Табличка у входа рассказывает, что само строение интересно своей композицией "на две стопы", то есть на два сруба под одной крышей: отдельный для самой избы, отдельный для горницы. Помещений много, но топятся все по-чёрному, то есть печью, дым из которой частично уходил в вытяжное отверстие, а частично стелился по земле. Чтобы не угореть протапливали такую избы один раз в сутки — рано утром, когда все уже встали и принялись за уличную работу. Главное потом — не забывать оставлять двери и окна открытыми, дабы тепло не утекло:
Интерьер избы экспонируется как свадебный: здесь ждут молодых от венца. В переднем углу поставлен стол, покрытый красной скатертью узорного ткачества. На ней – резные ковши, из которых пили пиво, братина и другие предметы:
У стола стоят расписные сундуки и короба с приданым невесты:
А в хозяйственной половине дома находятся сельники для хранения припасов, одежды и утвари, и массивные деревянные двери со скатом:
Идём к следующему дому.
Этот представляет Шарьинский район. Дом Ципелева из деревни Аристиха, тоже XIX век. Изба внушительная, срублена грубовато, зато по-дедовски — без гвоздей. В этой избе организаторы музея представили выставку гончарных изделий. Что-что, а гончарный круг на костромской земле был освоен прекрасно:
Ещё один крестьянский дом — дом Скобелкина, постройки середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. Внутри восстановлен интерьер крестьянского жилища. Как характерная особенность строения отмечается то, что сени в нём имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными больше для жилого помещения, нежели хозяйственного (лавки, стол, кровать, шкафы):
Теперь, прежде чем перейти к двум последним домам деревенской улицы, прервёмся ненадолго, и посмотрим деревянные храмы и часовни, расположенные здесь же, в северной части музейной территории.
По правой стороне "смоделированной" улицы, ближе к речке стоит очень интересная часовня из деревни Большое Токарево (Солигаличский район), этакий образец "малой формы" рубежа XVIII-XIX веков. На первый взгляд она и на часовню-то не очень похожа: низкая, круглой формы с гульбищем вокруг. Ещё одна необычная особенность — стены её сделаны с повалом, т.е. с наклоном внутрь сруба:
А по другую руку, за домами, видна уже "крупная форма" — и тоже из Солигаличского района: церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец. Кстати, она не только "соседка" токаревской часовни, но и современна ей. На мой взгляд, одна из самых красивых построек музея:
А мы снова возвращаемся на деревенскую улицу с жилыми домами, где остались последние, самые богатые жилища — тут тема для отдельного разговора:
По большому счёту, это даже не дома, а целые хоромы — жилища богатых крестьян. Оба из Макарьевского района, и оба имеют точную датировку: тот, что поближе — дом Серова, 1873 год; тот, что подальше — дом Липатова, 1857 год. Оба возведены одной артелью под руководством подрядчика Емельяна Зиринова, знаменитого на всё Верхнее Поволжье плотника и резчика по дереву. Его резные "автографы" можно увидеть на фасадах обоих домов.
Как ни удивительно, а богатые крестьяне-лесопромышленники могли, оказывается, себе такое позволить. Известно, например, что даже "скромный" по сравнению с липатовскими хоромами серовский дом стоил порядка 1000 рублей — а это стоимость целого стада из двух десятков коров!
Повсюду красивая резьба с диковинными растениями и традиционными для сельского орнамента русалками-"фараонками". А слуховое чердачное окно так и вовсе украшено пафосными львами:
Дом Липатова ещё богаче! И если организация первого этажа здесь ещё соответствует сельскому быту, то верх — это уже просто-таки городская квартира! Ну с поправкой на то, что дом, конечно, из дерева. Сени язык не повернётся назвать "сенями" — это коридоры! А как там красиво в угловых горницах с множеством окон на две стороны! Да уж... Вот вам и крестьяне:
Осмотрев жилые дома, побродим ещё немного по территории, посмотрим, что ещё тут интересного есть.
Вот, например, можно лодки напрокат взять, сплавать по Игуменке, посмотреть расставленные по берегам часовни, мельницы и баньки на столбах. Очень живописно:
И люди подобной возможностью с удовольствием пользуются:
Можно уточек покормить. Благо их здесь немало, и довольно ручных:
Есть возможность пострелять из настоящего лука. Уже который год для этих целей там работает дяденька, который так руку на этом деле набил, что, думаю, не затерялся бы и в лучших стрелецких отрядах прошлого. К сожалению, момент самих стрельб этим мастером снять не удалось. Попросту не успел... Но можете поверить на слово — это настоящий профессионал своего дела:
Кстати, помимо стрельб из лука можно покидать и ножи:
Для детей младших возрастов есть небольшая детская площадка с героями русских сказок:
А людей постарше наверняка заинтересует дяденька-кузнец. Не знаю, правда, регулярно ли он там находится, или просто мне повезло. Не могу сказать. Но, по всей видимости, изделия, которые он на виду у всех мастерит, можно у него за определённую плату прикупить:
В общем, хорошо здесь, спокойно. Территория большая, людей немного. А если углубиться чуть дальше, "в поля", то и вовсе станет практически безлюдно:
Неспешно гуляя в одиночестве, можно поймать себя на мысли, что случайно очутился в XIX — начале XX веков. Так всё аутентично и реально выглядит. Будто и вправду здесь кто-то недавно наколол дров для хозяйственных нужд, поставил стог сена, и сейчас выйдет с вилами или с косой из небольшой дверцы внизу:
И всё время в голове сидит вопрос — как могло так случиться, что подобные деревянные постройки вековой давности смогли дожить до нашего времени?! Ведь дерево же! Я порой удивляюсь, когда вижу каменные строения тех веков. Но там всё же камень... А тут: XVI, XVII, XVIII века. Или тот же самый овин XIX века. Обычный овин, где снопы перед обмолотом просушивали. И до сих пор стоит!
Одним словом, удивительно это всё.
Кстати, благодаря этой самой аутентичности, которую оценили и кинематографисты, на территории музея-заповедника часто работают киносъемочные группы, снимая как художественные, так и научно-популярные фильмы. Из последнего помню съёмки исторического сериала "Кровавая барыня" о жизни небезызвестной Салтычихи. Эта булыжная мостовая "светилась" там почти в каждой серии:
Покрутив здесь круги, направляемся, наконец, в так называемую ландшафтную часть заповедника.
Для этого необходимо пересечь небольшой водоём по мосту:
С моста этого, кстати, открывается недурный вид на ещё одну жемчужину музея — церковь Всемилостивого Спаса, к которой мы ещё чуть позже подойдём поближе:
Ландшафтной эта часть заповедника называется не просто так. Здесь всё заточено под визуальное наслаждение присутствующих, где особенно чувствуется гармония человека с природой:
Хотя, конечно, и здесь есть экспонаты деревянного зодчества достойные внимания. Первой в их ряду стоит уже упоминавшаяся монументальная церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Именно с этого объекта началось формирование музейной архитектурной экспозиции на реке Игуменке. И именно она является "визитной карточкой" всего комплекса, встречающей гостей ещё на входе:
Другим значимым объектом этой стороны является часовня из деревни Притыкино Шарьинского района (XVIII-XIX века), установленная в самом углу территории комплекса:
Ну и конечно нельзя пройти мимо мельницы, правда, потерявшей где-то со временем свои лопасти:
А прямо за мельницей — необычный домик на сваях, похожий на избушку на куринных ножках. На самом же деле — это баня, перевезенная сюда из села Вежи, затопленного Костромским водохранилищем. Кстати, именно в Вежах жил некрасовский дед Мазай, спасавший по весне зайцев. Сам поэт так и писал о Вежах: "Домики там на высоких столбах, так что весною деревня всплывает, словно Венеция...":
Ну и в заключении всей прогулки осталось посетить самое дорогое сокровище всего музея деревянного зодчества в Костроме, так сказать, самую вишенку на этом торте — церковь Собора Пресвятой Богородицы, которая и находится то даже не на территории заповедника, а за его пределами — у противоположной, северной стены Ипатьевского монастыря. Памятник датируется (только вдумайтесь сейчас!) — 1552 годом (!). Деревянный храм, 1552 год... Чтобы понимать всю сюрреалистичность этой даты — в тот год царь Иван Грозный Казань брал! С ума сойти...
В общем, если уж вы приехали в Кострому, то пройти мимо этого чуда просто не имеете права:
Предыдущие части прогулок по Костроме:
1. Ипатьевский монастырь
2. Исторический центр города
3. От набережной Волги до отдалённых районов
- Адрес:
Кострома, ул. Просвещения, 1а
- Телефон:
(4942) 57-78-72
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Кострома
- 12 сен 2018, 17:06удалитьК сожалению, собор Пресвятой Богородицы мы видели только издалека. А музей «Костромская слобода» очень понравился!
- 12 сен 2018, 18:55удалитьЧуть-чуть, значит, не дошли...) Я в сам собор тоже не попал, подошел за 4 минуты до закрытия. Там уже стол на входе поставили, перекрыли доступ (на фото видно). Но и снаружи, конечно, храм выглядит потрясающе!
Я смотрю, много вы успели там осмотреть!)) И там были, и там... ))) Молодцы!
В "Костромской слободе" далеко не все бывали. Для самого стало открытием, что людей привозят в Ипатьевский, дают им время на самостоятельный осмотр на весь день, и даже не сообщают, что прямо за стенами монастыря есть такое место. Люди об этом многие мне пишут, жалуются :) - 13 сен 2018, 17:16удалитьОчень интрересное и хорошее место — и гармонично вписалось в окружающий ландшафт.
Насколько я знаю, для водоустойчивости на Руси пользовались осиной: крыши и деревянная "черепица" на куполах церквей. Но может и ещё какой вид дерева там использован. На стены и балки наверняка клали ель или кедр, если рос в тех местах. Конечно 200-400 лет деревянная постройка целиком просто не продержится — что-то и прогниёт, но обычно прохудившиеся места обновляли такой-же древесиной, поэтому наверное и дошёл до наших дней этот храм, ровесник Ивана-Грозного.
Недавно в Киото любовались деревянными монастырями и храмами постройки 17-18 веков, а некоторые и намного ранее (13 век) — практически все из дерева, и видел как один из них "реставрировали", обновляя крышу и стены. Даже в описании тех мест об этом оговаривается: обновление конструкций раз в 50-100 лет.
Побольше бы было таких мест в России, чтобы осталось потомкам — видеть и понимать, как жили предыдущие поколения и практичность такого "природного" жилья. Не всё что старое — устаревшее, есть чему и поучиться у предков. - 13 сен 2018, 17:55удалитьЯ вот, кстати, как раз о японских деревянных храмах и вспоминал, когда заметку писал) Тоже тогда, помню, удивлялся, как это вообще возможно, чтобы дерево сохранялось на такой долгий срок. Да, видимо, от самих храмов "времён Ивана Грозного" там уже совсем немного осталось, но хотя бы визуально, я надеюсь, они идентичны оригиналам. Уже хорошо :)
По поводу подобных мест, люди пишут, что похожие музеи под открытым небом имеются также под Великим Новгородом (Витословлицы), Вологдой (Семёнково) и где-то под Торжком. Нигде ещё пока не был, разве что в Суздальском музее деревянного зодчества, и то, быстрым шагом, так как закрывались уже вечером... - 13 сен 2018, 18:27удалитьЕщё есть Кижи – уникальный музей-заповедник деревянного зодчества, его я посетил много лет назад на круизе Кижи+Валаам — очень красивые места, особенно летом и ранней осенью.
- 13 сен 2018, 19:06удалитьКижи! Точно! Самый то, по сути, известный в России забыл :))
- 13 сен 2018, 18:35удалитьВот кстати полный список музеев деревянного зодчества по России плюс много и в Европе:
nalichniki.com/muzei-derevyan…
По миру наверняка ещё много есть, некоторые наверняка не выделены в "музеи дерева" как таковые, но можно было бы и их причислить (как многие монастыри в Японии например или крытые деревянные мосты в Вермонте, США). - 13 сен 2018, 19:06удалитьОтлично! Сохранил себе :)
- 14 сен 2018, 08:12удалитьЕще один памятник деревянного зодчества. Ныне, к сожалению, погибший Приходи на меня посмотреть….
- 13 сен 2018, 18:36удалитьБыла и в Суздальском музее деревянного зодчества, и в Витославицах, и в Мышкине, Семёнково только мельком, но Костромской произвел наибольшее впечатление. Наверное, потому что там дома не просто представлены, а вписаны в ландшафт таким образом, что остаётся ощущение цельного комплекса.
- 13 сен 2018, 19:10удалитьДа я так и предполагал, что уже везде побывали:))) Судя по резвости, с которой путешествуете:
— А там были?
— Были.
— А там побывали уже?
— Да
— А...
— И там были... :)))))))
Молодцы! Тоже к этому стремлюсь) - 13 сен 2018, 19:17удалитьНе сидится нам на месте! :))))
Вот в следующие выходные в Витебск собираемся :) - 13 сен 2018, 19:56удалитьТак и должно быть)
Витебск — город древний, красивый. Много положительных отзывов слышал о нём. Сам ещё не бывал. - 20 сен 2018, 01:09удалитьКлассно сделано. Я был в нескольких таких местах в разных областях, но это наверное лучшее. Надо побывать
- 20 сен 2018, 18:45удалитьСогласен, очень качественный музей, и место кране приятное. Достойно посещения)
- 14 окт 2018, 12:00удалитьМатериал опубликован на ФБ
- 14 окт 2018, 16:52удалитьЧто такое ФБ? :)) Facebook?)
- 12 дек 2018, 16:15удалитьспасиб)