222 материалa по 103 объектам, 2 876 фотографий
- GPS
- Россия, Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37
Кострома. Церковь Воскресения: дебри, руки и английский след
Гуляя с экскурсоводом по Ипатьевскому монастырю, услышали от него об одной интересной особенности этой церкви, и я просто загорелась попасть туда. Но, впереди была долгая дорога, время поджимало и мы торопились, чтобы не застрять в пробках с возвращающимися домой дачниками.
И тут случилось..., наверное, чудо! :) Как часто все мы ругаем наши навигаторы за их выкрутасы, но в данном случае я могу его только поблагодарить. Он завис в самый важный момент, и мы пропустили нужный поворот... А дальше... дальше навигатор повел нас по дороге, которая шла прямо к церкви. «Это судьба!» — подумали мы, и спорить не стали.
Храм Воскресения строился на посаде среди прочих, но единственный, который сохранился до наших дней. Построен он был в середине XVII века, не позднее 1652 года. Из-за местности он получил приставку «на нижней дебре», что значит — в густых зарослях у реки.
По преданию первый храм на этом месте построил еще Василий Ярославич Квашня, младший сын Ярослава Всеволодовича. Молодой костромской князь любил поохотиться и устроил себе здесь что-то вроде охотничьего городка. Поселил в нем псарей с собаками и, как положено, построил для них церковь.
С XV века в этой местности образовался посад, который уже к XVII- му веку достаточно разросся и славился своими искусными кожевниками. На тот момент на Нижней Дебре значилась шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и теплая церковь Козьмы и Дамиана. В это время и было решено украсить посад кирпичной церковью. С возведением церкви связано интересное событие, относящееся к русско-английским торговым отношениям: костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьевич Исаков, заказал в Англии краску для окрашивания кожаных изделий и среди бочонков обнаружил один с золотыми слитками. Богобоязненный купец, сделав запрос поставщику и получив ответ употребить золото на богоугодное дело, решил отдать его, как вклад в строительство церкви.
Наконец, мы оказались перед Святыми воротами. Ворота с двумя арочными проёмами сами по себе являются памятником русского зодчества — увенчанные тремя маленькими гранеными шатрами с миниатюрными зелеными главками, богато украшенные каменной резьбой и изразцами.
Белокаменные вставки на столбах ворот изображают льва, единорога, птицу Сирин и неясыть пустынную (пеликана), раздирающую свою грудь, чтобы накормить птенцов. С изображениями льва и единорога на Святых воротах мы уже неоднократно встречались, да хотя бы в Переславле-Залесском (Переславль-Залесский. Старина и новый день), а вот птицу Сирин и, тем более неясыть я увидела там впервые. Изображения эти не случайны, они носят символический характер и связаны с праздником Воскресения Христова. Лев – олицетворение грядущего Воскресения, единорог – чистоты и девственности, птица Сирин – несёт людям новость о наступлении благих времён, а неясыть – символизирует бессмертие.
Входим на территорию… Вот он – один из памятников архитектуры, более трёх с половиной столетий назад созданный талантливыми русскими зодчими и замечательными иконописцами! Высокое кирпичное здание, увенчанное пятью крупными луковичными главами на мощных световых барабанах, окруженное галереей, ранее открытой, к которой ведут три крыльца с шатровым завершением. Стены храма разделены изящными полуколоннами, а наличники украшены кокошниками.
Сейчас храм окрашен в красный цвет с разделкой под кирпич, но при подготовке этого материала я выяснила, что так было не всегда. Сначала храм был расписан «бриллиантовым рустом» — это когда стены покрашены прямоугольными или квадратными шашками, разделёнными по диагонали на четыре треугольника, которые выкрашены в разные цвета. Вот так выглядел храм в 1910 году.
До сегодняшнего дня такая роспись сохранилась лишь на небольшом участке храма.
Наличники на окнах имели растительный орнамент, которого теперь нет. Тимпаны и световые барабаны так же были покрыты росписью.
Да и ворота выглядели несколько иначе.
И всё же, даже не смотря на «переделки» собор смотрится гармонично и празднично!
В храме было устроено два придела: южный был освящен в честь Екатерины, северо-восточный – в честь Трёх Святителей – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.
Вход в церковь через западное крыльцо. Первоначально оно, как и остальные два было самостоятельным, но впоследствии было соединено галереей со Святыми воротами, в сторону которых оно выходит.
Внутри галерея крыльца вся покрыта росписью.
Как только мы вошли, я, конечно же, стала фотографировать фрески галереи, но меня предупредили, что в храме фотографировать будет нельзя.
Пришлось убирать фотоаппарат, а несколько последующих фотографий выудить из интернета.
Храм был расписан сразу после постройки в 1650-1652 годах мастерами иконописной мастерской Василия Запокровского. Василий Ильич Запокровский, потомственный иконописец, участвовал вместе с отцом и братьями в росписи церкви Николая Чудотворца в Ярославле и, по мнению авторитетных историков, является автором композиции «Адам дает имена животным в раю» на северной стене паперти этого храма. Так же Запокровский был приглашён к возобновлению росписей в соборах Московского Кремля в 1642-1643 годах, расписывал вместе с другими иконописцами алтарь и придел собора рождества пресвятой Богородицы Саввина Сторожевого монастыря и многих других соборов. Существует предположение, что Василий Ильич являлся учителем знаменитого и одного из ведущих иконописцев Гурия Никитина, который, кстати, через 18 лет после Запокровского расписал в Воскресенской церкви на Дебрях Трехсвятительский придел.
Во время многочисленных ремонтов фрески были закрашены и только в 1960-е годы они были открыты. Но, к сожалению, сохранились не полностью.
Церковь Воскресения на Дебре уникальна и неповторима! В дни празднования трёхсотлетия дома Романовых в 1913 году, император Николай II вместе со своими дочерьми, приехав в Кострому не смог отказать себе в желании осмотреть церковь и поклониться её святыням.
В советское время церковь действовала до 1930 года, а затем она разделила участь многих российских храмов – в её стенах устроили зернохранилище. Но в 1946 году храм открыли вновь.
С начала 60-х годов прошлого века храм стал кафедральным собором и здесь, в Воскресенском храме, более полувека – с 1964 по 1991 год – хранилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери, а затем она была возвращена в Богоявленско-Анастасиин монастырь. В церкви же остался чтимый список с чудотворного образа.
А теперь я расскажу, отчего же мне так «загорелось» посетить эту, и безо всяких секретов, прекрасную церковь! В Ипатьевском монастыре, рассказывая о Троицком соборе, экскурсовод вскользь коснулся Воскресенской церкви. Он поведал, что там сохранился единственный в Костроме тябловый иконостас. Что это такое я рассказала в заметке об Успенской церкви в Кондопоге (Приходи на меня посмотреть…). Но самое-самое в этом, что меня зацепило – это упоминание о колонках в виде резных рук, поддерживающих одну из балок.
И вот мы стоим перед главным иконостасом Воскресенской церкви. Он по историческим меркам достаточно новый – был заменён в 1852 году, но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.
Я вглядываюсь в его иконы и в убранство, но не вижу того, зачем пришла — резных рук, поддерживающих балку! «Рома, я их не вижу» — уже чуть не плача говорю я! Огорченная, разворачиваюсь, чтобы уйти и тут! Тут я замечаю малоприметный арочный проход, мы ныряем туда и оказываемся в полутемном помещении.
Когда глаза немного привыкают к скудному освещению, мы видим чудесный иконостас, украшенный резьбой, поражающей своей изящностью! Это оказался Трехсвятительский придел и его сохранившийся старинный пятиярусный иконостас с тончайшим раскрашенным и позолоченным орнаментом и древними иконами!
Жадно впитываем в себя каждый завиток орнамента, каждый мазок старинных икон… и вот они — колонки второго яруса, выполненные в виде резных рук, поставленных в промежутках между иконами. Две из них поддерживают среднюю часть тябла, а две боковые – его края.
Я выхватываю фотоаппарат и безо всякой надежды на то, что в темноте что-либо получится фотографирую это произведение искусства!
И специально увеличила фрагмент фотографии, чтобы и вы, друзья, могли увидеть этот необыкновенный декор иконостаса.
«Вот теперь можно ехать домой!» — довольная сказала я, садясь в машину…
- Адрес:
Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37
- Телефон:
7 (4942) 32 05 71, Канцелярия храма
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Кострома
- 25 авг 2018, 19:53удалитьЦерковь Воскресения на Дебре — это моё "место силы" в Костроме, если так можно выразиться. Здесь меня с сестрой крестили летом 1988-го. Здесь, на этой же самой улице (на ул. Нижняя Дебря) совсем рядом, прямо у Волги, живут мои родители. Сюда, именно в этот самый Трёхсвятительский придел я всегда стараюсь зайти, когда посещаю храм, потому как тут стоит икона Георгия Победоносца — моего защитника, и защитника моего сына (имена по Святцам).
В общем, очень крепкие связи.
А вот рук, держащих иконостас до этого никогда не видел :) Нужно сходить, посмотреть.
И историю про бочонок золота не слышал. Интересно всё это, спасибо) - 25 авг 2018, 20:06удалитьЭдуард, должна сказать — мне приятно, что смогла вас удивить и рассказать что-то новое и неизвестное!
Мне кажется, что и для меня церковь Воскресения стала местом силы! Очень хочу отвезти туда друзей! - 25 авг 2018, 21:08удалитьОй, Леночка, сколько же мы шедевров проезжаем мимо, потому что некогда, потом, потом...
Как же славно, что навигатор накосячил:)
И, спасибо за фото иконостаса! Он потрясающий! - 25 авг 2018, 22:21удалитьДа, Лена, проезжаем часто то, что рядом, оставляя на потом. А потом может и не получится....
А с фотографией иконостаса я сама обрадовалась, когда увидела, что получилась! Честно говоря, слабо на это надеялась :) Но, видимо звезды так сложились, что навигатор накосячил, а фотоаппарат, наоборот, а вместе все — молодцы! :))) - 26 авг 2018, 06:48удалитьОй, Ира! Замечательно подметила! :))
- 26 авг 2018, 21:01удалитьОй, Ира, как я долго собиралась в Кострому! И никак не получалось, как будто город не пускал к себе до поры, до времени! Но зато, как он открылся!
- 26 авг 2018, 19:59удалитьПрекрасный храм, Лена. Как же хорошо, что навигатор не подвёл! ))
- 27 авг 2018, 11:24удалитьИгрушка, а не храм! Какой — то смысл вложен в идею поддержки икон в виде рук. Вы не знаете?
- 27 авг 2018, 15:04удалитьИзображения рук, поддерживающих что-либо, встречаются изредка в русском искусстве XV-XVII веков.К сожалению, я не нашла никакой информации, кроме того, что появление рук в иконостасе Трехсвятительского придела, вероятно, связано с переосмыслением образа указующей десницы Божией. Предположение авторов данной теории основано на том, что на житийных иконах в сегменте в верхнем углу писалась рука Иисуса Христа, благословляющего своего избранника. На иконах «Страшного Суда» всегда помещалась композиция «Души человеческие в руце Божией». Еще нашла информацию, что резные руки применялись в качестве кронштейнов для подсвечников и висячих лампад.
- 5 сен 2018, 12:02удалитьПотрясающей красоты храм — нигде, кроме России, такой уникальной архитектуры церквей нет, — как хорошо, что россияне оберегают, реставрируют и дорожат этими сокровищами...
- 6 сен 2018, 10:01удалитьВсе церкви, которые были переданы церкви или находились и в годы советской власти на её попечении, реставрируются. Особенно, если епархия богатая. Также, если церковь является памятником архитектуры и охраняется государством, за теми тоже присматривают 😊 (правда, не всегда хорошо, как показал пример с Успенской церковью в Кондопоге). Но есть масса великолепных церквей, которые разрушаются и гибнут 😥. Остаётся надеяться, что и до них руки дойдут.
- 7 сен 2018, 14:51удалитьТаня, ты точно подметила — как шкатулка! Шкатулка, хранящая в себе необыкновенные исторические и художественные сокровища!
- 26 сен 2018, 11:11удалитьЛена, присоединяюсь ко всему сказанному выше. Красота необыкновенная, и вы нас провели по ней, рассказывая о славной истории храма.
Огромное спасибо, что хотя бы там могу знакомиться с древним наследием своей страны (без машины это только вариант группового тура, который не всегда бывает хорошо организован. Да, и в спешке душа остается закрытой...) - 26 сен 2018, 13:00удалитьТаня, спасибо за добрые слова!
Возвращаясь к нашему разговору о групповых турах. Плохо организованный тур — это ещё полбеды. Вы совершенно точно подметили, что часто душа остаётся закрытой. Хороший экскурсовод — большая удача! Мы частенько на месте стараемся взять гида. Иногда я перед поездкой звоню в краеведческие музеи и заранее заказываю экскурсию, иногда это получается спонтанно, иногда, вообще, не получается :))) Но не всегда ожидания оправдываются. Последний раз большое разочарование постигло меня а Дивногорье (у меня о парке заметочка есть). Сначала один экскурсовод отчитал свой текст, потом девочка молоденькая без какого либо воодушевления что-то там лепетала. А ведь это такое место! Я, конечно, понимаю, что они устают от потока желающих — группы получаются большие. Обычно, хорошие экскурсии получаются с частными гидами — они всегда стараются рассказать что-то интересное, мало знакомое. - 26 сен 2018, 22:04удалитьОднажды одна мудрая женщина на мой вопрос, как ей работаетсч с клиентами (она принимала грузы от пассажиров на небольшой станции), ответила просто: Надо любить свою работу и людей.
Мне еще в СССР посчастливилось с гидом по небольшому приморскому городку, о котором и говорить особо нечего бвло. Однако ее рассказ просто дышал любовью к пенатам, и я была ей крайне благодарна
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: