Ярославль

Ярославль

LAT
  • 57.63010N, 39.86563E
  • Я здесь был
    Было: 546
    Хочу посетить
    3556

    408 материалов по 137 объектам,  7 358 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Ena 310
    Rus 286
     
    4
    Ena
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 2 мая 2010

    "У каких ворот откроют замки..." (Коровники, Ярославль)

     
    26 марта 2011 года|| 13| 69664

    "У каких ворот откроют замки..."
    (храмовый комплекс в Коровниках)
    Июнь 2009

    Как-то летом, в один воскресный вечер мы решили съездить в Коровницкую слободу. Ведь большинство туристов стремится именно туда. А я, коренная ярославна, никогда не была там.
    В тот вечер, смотря с пляжа около Стрелки на окрашенные розоватым закатом маковки церквушки на фоне сочно-голубого неба, я внезапно поняла, что должна, просто обязана побывать там! Сказано – сделано. К тому же, от центра до Коровников ехать всего минут 10.

    Приехали. Маленькие домишки слободки, разбитая дорога…
    Вообще странное впечатление оставило это место. Двоякое.
    Это для туристов Коровники – бывшая ремесленная слобода, как, должно быть, указано в путеводителях. Ярославцы же понимают под этим названием исправительное учреждение, колонию. Отсюда и отношение соответственное. Потому и мне никогда бы не пришло в голову приехать сюда. Боязно как-то, знаете ли… Может быть, от того, и такое неоднозначное впечатление оставили у меня Коровники.

    Признаю, сам комплекс – потрясающе красивый. Церковь Иоанна Златоуста – нарядная, добрая, светлая. Монументальное крыльцо, яркие изразцы. Вся такая крепенькая, домашняя, будто светящаяся изнутри. Спело-розовая в лучах заката, стояла на берегу реки, и, казалось, будто пыталась снять весь негатив этого пропитанного горем местечка, будто пыталась закрыть, защитить город от тех лихих людей, что томились за колючей проволокой. Все-таки, недаром около острогов строили церкви, часовни. Эти святыни, наверное, были призваны снять тяжелую энергетику замкнутых мест…

    Владимирская церковь – будто немного в тени Иоанновской, второй защитный барьер. Но как-то похудее, не такая сильная, интересная. Одно порадовало – она стояла в лесах, значит, реставрируют, значит, не все потеряно, не все забыто!

    Вошли во двор Коровницкого комплекса. Все та же трава, пробивающаяся сквозь красный кирпич старинной кладки. Но снова более облагороженная Владимирская церковь. Начало положено!

    Пошли по Портовой набережной, углубляясь в слободку. Честно – искали вторую «достопримечательность», сами понимаете, какую… Разбитые дороги, обшарпанные домишки, проблескивающая сквозь густую зелень река, сомнительного вида магазинишка и, как показалось, не слишком обремененные культурой местные жители…

    Не знаю, как у туристов, но мне было как-то не по себе, ощущался дискомфорт и какая-то повышенная тревожность. Хотя, может, из-за того, что я знала, ЧТО ЗДЕСЬ НАХОДИТСЯ. Невольно вспомнилась поездка в Питер. Тогда, гуляя по Арсенальной набережной, мы вышли к печально известным Крестам. Несмотря на то, что этот объект был у нас в плане, я не ожидала такого впечатления. Стояла на набережной полузамерзшей декабрьской Невы, подавленная, растерянная и, как муж ни уговаривал, так и не смогла перейти дорогу, не смогла приблизиться к громаде из красного кирпича…

    Вот так и здесь. Шли, слегка ежась в первой прохладе июньского вечера. И вот я УВИДЕЛА. Представьте: обычный пятиэтажный дом стоял впритык, буквально выходил окнами к исправительному учреждению. Даже отремонтированные корпуса колонии не сняли того щемящего ощущения. Маленькие зарешеченные окна, массивный забор и клубы колючей проволоки на фоне голубого неба. Зрелище – сильное. Первая мысль – а как же живут в этом доме люди, ведь буквально за стенкой – заключенные…

    По фасаду старого, грозного здания усиливающие впечатление таблички уголовно-исправительной системы: «Следственный изолятор № 1», «Комната для встреч». И большие, железные ворота, которые будто из песни Михаила Круга: «У каких ворот откроют замки, и каких петель несмазанный скрип мне вернут свободу с легкой руки, я запомню навсегда этот миг…»
    Конечно, понимаю, бывают судебные ошибки, бывает несправедливость, бывает, невиновные люди оказываются за колючкой. Но сколько здесь и тех, кто вполне оправданно изолирован от общества. Их негативная, злая, отрицательная энергетика витает над погрязшей в разрухе слободкой, и ни добрая, подрумяненная закатом церковь Иоанна Златоуста, ни восстанавливаемая Владимирская не в силах справиться с ней…
    Сделали снимки, спустились к воде. Светлый летний вечер падал на город. Маячила на грустном здании синяя табличка с адресом «Портовая набережная, 10». Известная в Ярославле колония «Коровники», на которую самозабвенно показывает рукой Ильич на Красной площади.

    Уезжали. Странное, двойственное впечатление оставила эта слободка, где я, коренная ярославна, до сих пор не бывала. И не знаю, захочу ли, смогу ли побывать здесь еще, хотя ехать сюда всего лишь 10-15 минут. Восстанавливают комплекс в Коровниках – хорошо, отлично. Стоят эти храмы того, чтобы их восстанавливали. Но то ощущение святости и порока, покаяния и греха, розовеющих в прозрачном июньском небе боков храмов и блестящей в лучах заходящего солнца колючей проволоки, ощущение поднимающейся из пепла веры еще долго не отпускало меня…

    Вдруг представилось, что если возникнет идея привезти сюда туристов, они не только смогут полюбоваться церквями (хотя, бесспорно, есть здесь, чем любоваться). Может, стоит им прогуляться по Портовой набережной, найти дом 10. Думаю, ощущения и впечатления от посещения разрекламированной в туристических проспектах Коровницкой слободы будут несколько другими, более сильными, острыми, что ли… «У каких ворот откроют замки…»…

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    21 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Ярославль
    сообщить модератору
      Читайте также
      Наверх