4 материалa по 3 объектам, 214 фотографий
- GPS
- Узбекистан, Коканд, Узбекистан
Дворец Худояр-хана: жемчужина Коканда
Жемчужина Коканда — дворец последнего правителя Кокандского ханства Худояр-хана – Урда.
Название дворца отсылает к последнему и самому известному кокандскому хану, который желал положить конец нескончаемым междоусобным войнам и установить период мирного и процветающего правления.
Строительство дворца было начато ещё до появления Саида Худоярхана на свет. В 1822 году, когда скончался Умархан, на трон взошел его несовершеннолетний сын Мухаммад Алихан, более известный как Мадалихан. Его мать Надира была известной узбекской поэтессой и покровительницей науки и искусства. Она стала управлять частью государственных дел от имени наследника престола. Её правление отличало большое внимание к строительству культурных, торговых, религиозных и образовательных учреждений: медресе и мечетей, мавзолеев и караван-сараев, целых ремесленных улиц, которые заполнялись лавками кустарного производства. При Надире и было начато возведение дворцового комплекса.
Однако по неизвестным причинам строительство вскоре было приостановлено. Уже во время правления Худоярхана, в 1863 году оно возобновилось. Через 4 года, в 1871 году дворец и все строения в комплексе были завершены. Это был седьмой по счёту ханский дворец в Коканде. Каждый хан, обретая власть, старался построить более роскошный и богатый дворец, чем у предшественников. Дворец Худоярхана получился самым крупным и величественным из всех дворцов в Коканде.
Великолепный дворцовый комплекс, построенный в 1871 году, ошеломляет величием. Здание дворца построено в традициях среднеазиатского зодчества с высоким порталом посередине, украшенным большой входной аркой и четырьмя минаретами: два из них стоят по обеим сторонам портала, два заканчивают фасад с юга и севера.
Дворец Худояр-хана, обнесенный резной каменной оградой, состоял из семи небольших внутренних дворов с разнообразными строениями и 119 комнат. Общая площадь дворца составляет 4 гектара.
Его длина достигала 140 м, а ширина — 65 м. Особенностью дворцового комплекса было то, что фундамент возвышался на 3 м над землей, обеспечивая особую прочность всем строениям.
Над главными воротами была начертана арабская надпись: «Великий Сеид Мухаммад Худояр-хан». Она гармонично сочетается с узором на искусно оформленных дверях впечатляющего размера.
На строительстве работали 16 тысяч человек, 80 мастеров и 1000 арб. Народ сгоняли сюда насильственно. Работать приходилось в невыносимо тяжелых условиях, за малейшие провинности облагали штрафом, применяли телесные наказания. Но старания бедных строителей не были напрасны. Дворец Худояр-хана получился великолепным. Он до сих пор поражает своим богатством и великолепием художественного оформления. Здание фасада буквально ослепляет посетителей пестрыми красками и богатством орнаментов: геометрическими узорами, арабесками, растительными мотивами – все это из керамических изразцов. Узоры, заполняющие ниши, представляют неповторяющиеся по рисунку композиции. Цветовая гамма фасада очень яркая и пестрая, что придает ей сходство с дворцом из восточных сказок.
По периметру комплекс был обнесён красивой оградой, украшенной лучшими мастерами прикладного искусства. Справа стрелой к небу возвышается гранёный минарет, который был облицован керамической плиткой. У основания и по центру минарета были выполнены великолепные кольцевидные узоры из майолики.
К сожалению, из всего грандиозного дворцового ансамбля осталось только два двора и 19 комнат. В одном дворе растет великолепный гранат.
Большое место в украшении парадных интерьеров дворца занимает искусство резьбы и росписи по ганчу. Ганчевые панно заполнены композициями из стилизованных деревьев (кипарисов, плакучей ивы), растений со сплетающимися ветвями и стеблями, листьев и цветочных розеток. Широко применяется в парадных интерьерах дворца искусство росписи по дереву. Наибольшего богатства оно достигает в оформлении потолка тронного зала — выдержанная в благородном золотисто-коричневом колорите.
Строительством архитектурного комплекса руководил зодчий-усто Мир Убайдулло Мухандис. В отделочных работах принимали участие самые искусные и маститые специалисты из разных уголков Ферганской долины: усто Абдулло, усто Джамол, усто Закир и многие другие. Все они были представителями школ архитектурного и прикладного мастерства из разных городов. Это дало очень разнообразный и интересный по своей сути букет из различных стилей, мотивов и материалов.
Ныне во дворце расположился краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о прошлом и настоящем Коканда. Музей находится под протекцией государства и внесён в список мирового исторического наследия. А в Санкт-Петербургском Эрмитаже хранится золотой трон Худоярхана, инкрустированный драгоценными камнями.
Что касается краеведческого музея, занимающего помещения дворца в наши дни, то его экспозиция бедна и скучна, так что лучше просто смотрите по сторонам — здание красиво и интересно.
- Адрес:
Коканд, Узбекистан
Дешёвый ✈️ по направлению Коканд
- 15 сен 2019, 21:32удалитьСогласна!
Добавила фотку панорамы дворца в самом начале заметки. Прошу прощения, что обрезана верхушка, техника незнакомая) - 15 сен 2019, 21:33удалитьНе была там, но посмотрела, очень похоже!
- 15 сен 2019, 00:31удалитьИменно такой "ковровой мозаикой" я и представляла себе здания в Узбекистане.
Хочу туда!!!
Давно хочу! - 15 сен 2019, 21:34удалитьЭто еще скромное строение. Самарканд вообще фантастика! Постараюсь показать)
- 18 сен 2019, 12:50удалить
Hanyaнаписала 15 сентября в 08:31
Именно такой "ковровой мозаикой" я и представляла себе здания в Узбекистане.
Хочу туда!!!
Давно хочу!
Первое, что пришло на ум — соткан из ковров! - 15 сен 2019, 12:37удалитьХудояр-хан из Коканда. Даже имя звучит по-восточному роскошно!
- 15 сен 2019, 15:40удалитьКак же меня впечатлила во время посещения Узбекистана эта архитектура и мозайки как её часть.
- 19 сен 2019, 00:27удалитьДа, мне это место тоже запомнилось — еще свежо воспоминание с марта этого года!
- 5 дек 2019, 01:57удалитьЧто случилось с основной частью дворца? Уничтожили большевики?