Крупнейший специалист по истории Византийской империи Ф.И. Успенский в книге «История крестовых походов» писал: «В XII веке Венеция играла роль первой морской державы в Средиземном море, торговые интересы тесными узами связывали ее с Византией, где она имела рынки для сбыта своих товаров. Все усилия венецианских государственных деятелей направлялись к тому, чтобы извлечь больше выгод из империи и устранить всякого рода конкуренцию в портах Средиземного и Черного морей. Но должно сказать, что и империя со своей стороны находила интерес поддерживать Венецию, ибо последняя владела таким флотом, какого у империи не было, и имела много случаев, как оказывать Византии услуги, так и наносить большой вред. Сознавая свою морскую силу, Венеция выхлопотала себе от византийского правительства такие привилегии, при которых ей легко было завладеть экономическими средствами страны и взять в свои руки производство и торговлю. Пользуясь правом селиться в Константинополе, заводить фактории и конторы в портах и беспошлинно торговать в империи, Венеция могла хозяйничать в Византии по своему усмотрению, свободная от полицейского и таможенного надзора и от всякой конкуренции. Если венецианцы зазнавались и становились очень строптивы, Византия грозила им отменой привилегий и открытием своих рынков исконным соперникам Венеции — генуэзцам и пизанцам. Так, в 1172 году, желая дать урок венецианцам, царь Мануил наложил арест на имущество венецианской колонии, проживавшей в Константинополе, причем до 20 тысяч венецианцев потеряли свои товары и недвижимую собственность. Через десять лет, в 1182 году, снова повторилось разграбление венецианской колонии, причем константинопольская чернь дошла до чрезвычайного варварства: грабила и расхищала имущество пришельцев, многие из венецианцев были убиты или проданы в рабство. С того времени Венеция имела непримиримую вражду к византийцам и выжидала лишь удобного случая свести с ними счеты».
И Венеция сполна свела счеты с Византийской империей в 1204 году во время Четвертого крестового похода, который привел к захвату и разграблению византийского Константинополя. А.В. Грановский в книге «Крестовые походы» отмечал: «Поход ограбил великую византийскую цивилизацию и нанес ей смертельный удар. Венеция получила большую часть Константинополя, а также гавани на Адриатическом побережье, на Пелопоннесе и во Фракии, Ионические острова, большую часть островов в Эгейском море и остров Крит (то есть контроль над всем морским путем из Венеции в Константинополь)».
После Четвертого крестового похода Византия распалась на несколько государств, между морскими республиками Венецией и Генуей началась серия войн за господство в торговле, которая простиралась на восток через Средиземное море до Константинополя, Ближнего Востока и Черного моря, а также на север через Гибралтарский пролив до Балтийского моря. В течение XIII-XV веков соперничество Генуи и Венеции 5 раз переходило в прямое военное столкновение, кульминацией которых стала «война Кьоджи».
Когда в период реставрации Византийской империи на ее трон взошел Иоанн V Палеолог, то «безрадостную картину представляла собой империя после гражданской войны. Фракия, вдоль и поперек исхоженная наемными отрядами, превратилась в пустыню, казна иссякла, армии не существовало, Константинополь лежал в руинах». В 1359 году турки напали на город, этот натиск был отбит — древние стены Константинополя были еще способны внушать врагам почтение, но вскоре османы овладели Адрианополем, который первый султан Османской империи Мурад I переименован в Эдирне и сделал своей столицей. Захват турками оставшихся земель Византии стал лишь делом времени.
Российский историк С.Б. Дашков в книге «Императоры Византии» пишет: «Окруженный врагами Иоанн V решил вымолить помощь у Запада. Весной 1366 года он прибыл ко двору венгерского короля Лайоша I. Ничего существенного император выпросить не сумел, католики-венгры отказались помогать «схизматикам». В Константинополь прибыл папский легат, который объявил, что до тех пор, пока церкви Рима и Константинополя разобщены, западных войск Византия не получит. Турки продолжали теснить византийцев, и Иоанн V вторично отправился в Европу, на сей раз — в Италию. Летом 1369 года он посетил Рим, где принял католичество и подписал решение об объединении двух церквей под властью папы римского. Отчаянный шаг Палеолога не принес византийцам добра — кроме обещаний и незначительных денежных субсидий император не получил ничего. По пути домой Иоанн V Палеолог подвергся неслыханному позору — византийского государя задержали венецианцы и стали требовать от него уплаты долгов, угрожая как последнему нищему долговой тюрьмой. Остававшийся регентом престола Андроник не приложил никаких усилий для избавления отца. Несчастного самодержца выручил средний сын Мануил — он набрал требуемую сумму, и в октябре 1371 года Иоанна V венецианцы отпустили».
Но даже после этого неоплаченных долгов оставалось много, и они продолжали расти. В Константинополь прибывает венецианское посольство, но поскольку император Иоанн V Палеолог разговаривал с посольством в своей обычной манере, то есть уклончиво, в марте 1376 года за посольством последовал венецианский военный флот, который пришел с ультиматумом: если Иоанн желает жить в мире с Венецией и сохранить трон, то должен погасить все долги и отдать в залог остров Тенедос. Этот остров имел огромное стратегическое значение, так как контролировал пролив Дарданеллы и Мраморное море, а в связи с захватом Генуей Кипра Венеции остро требовались новые гавани в Восточном Средиземноморье.
Присутствия венецианского флота в бухте Золотой Рог хватило, чтобы Иоанн V Палеолог согласился на все: он расплатился с долгами и отдал Тенедос венецианцам, попросив только позволения вывешивать на острове знамя империи наравне со знаменем Святого Марка и сохранить там влияние православной церкви под властью византийского патриарха. Император, конечно, знал, что его капитуляция перед Венецией вызовет гнев в Генуе, но он не представлял себе масштабов их мести. Генуэзцы воспользовались непопулярностью Иоанна среди поданных, для которых вера значила больше, чем власть императора, и которые не простили ему подчинения папе римскому. Иоанн V Палеолог оказался в темнице, императорский трон занял его сын Андроник, который поспешил передать Тенедос генуэзцам, пославшим на остров представителей, чтобы те управляли им от имени Генуи. Но губернатор острова наотрез отказался признавать власть генуэзского ставленника Андроника и исполнять его указы, к Тенедосу прибыл венецианский флот и островитяне с радостью отдали свою судьбу в руки Венеции.
Начались переговоры между Венецией, Генуей и Константинополем, которые изобиловали отклоненными предложениями, протестами, прямыми угрозами, и, наконец, дипломатические отношения были разорваны совсем, настало время военных действий. Обладая мощными военными флотами, Венеция и Генуя привлекают союзников с их сухопутными войсками: сторону Генуи принимает итальянский город-коммуна Падуя и король Венгрии, Венецию поддерживают король Кипра и миланский герцог Бернабо Висконти, с которым заключили четырехлетний союз, по условию которого все завоевания, сделанные на море, отходили к Венеции, а те, что сделаны на суше — к Милану.
30 мая 1378 года венецианский и генуэзский флоты встретились у мыса Анцио (60 км от Рима). В тот день бушевал жестокий шторм, битва разыгралась под проливным дождем, налетал шквальный ветер, маневрирование было затруднено. Возобладало искусство венецианских моряков, и к ночи половина генуэзских галер была захвачена, вторая половина разбилась о скалы, а генуэзский командующий захвачен в плен. Услышав о поражении, жители Генуи штурмом взяли дворец, сместили своего дожа и посадили на его место другого. Будь венецианский флот побольше, а погода получше, он вполне мог бы пойти на Геную, и история «войны за Кьоджу» на этом бы закончилась. Но вместо этого венецианские боевые галеры по требованию союзников составили эскорт дочери миланского герцога Бернабо Висконти, отправляющейся на Кипр, чтобы выйти там замуж за местного короля. Потом, после энергичных грабежей и потоплений генуэзских торговых судов в Средиземном, Ионическом и Адриатическом морях, венецианский флот встал на зимовку в хорватском порту Пула.
Зимовка флота вне родной Венеции была стратегической ошибкой. Кораблям требовался серьезный ремонт, а зимний холод, сырость и грязь не способствовали этому. После полугода боевых действий в море команды так и не получили возможности встретиться с родными. Утром 7 мая 1379 года обиженные и деморализованные моряки увидели, как к Пуле подходит генуэзский флот. Венецианцы оказались в ловушке, их флот был в меньшинстве, состояние людей и кораблей — плачевным. Попытка прорваться в море закончилась уничтожением большей части венецианского флота, командующий флотом адмирал Витторио Пизани был отстранен от должности и заключен в тюрьму Дворца Дожей.
Генуэзский адмирал Пьетро Дориа заявил: «Клянусь Богом, господа венецианцы, что не будет вам мира ни от Падуи, ни от нашей Генуэзской республики, пока не накинем мы узду на тех диких коней, что стоят у дома вашего богослова, святого Марка». Генуэзская эскадра вошла в Венецианскую лагуну, Венеции оставалось уповать только на свою естественно-географическую защиту. Все население города, мужчины и женщины, аристократы и простолюдины, работало сообща. Богачи предоставили в распоряжение республики все свое состояние, оплачивая оснащение кораблей и строительство укреплений. Вехи, которыми обозначали каналы и мели, были переставлены, чтобы запутать генуэзцев. Со стороны суши Венецию защищали отряды наемников с кондотьерами во главе (4000 всадников, 2000 солдат пехоты и большое число арбалетчиков). Из горожан формировались duodene — группы из 12 человек, из которых 3 шли в армию, а остальные содержали их семьи.
Генуэзский адмирал Пьетро Дориа, оценив такие оборонительные приготовления венецианцев и вспомнив неудачную шестимесячную осаду Венеции сыном Карла Великого Пипином в IX веке, направил свой эскадру в другую сторону. По пути генуэзский флот сжег Градо и Каорле, и встретив серьезный отпор в Маламокко, не стал задерживаться. Ни один из этих городов не представлял для Дориа важности — он стремился к городу Кьоджа, где надеялся встретиться с сухопутной армией из 24000 итальянцев из Падуи и венгров, пополнить припасы и замкнуть блокаду Венеции и с суши и с моря.
6 августа 1379 года флот из 47 генуэзских кораблей под командованием адмирала Пьетро Дориа появился под Кьоджей. Город оборонял гарнизон из 3000 человек, и в обычных случаях таких сил вполне хватало, но выдержать атаку и с суши и с моря было невозможно. 16 августа, после героической, но тщетной обороны, унесшей немало жизней, Кьоджа пал. По обычаю того времени город был предоставлен на 3 дня наемникам для грабежа.
Генуэзцы соединились с венграми и падуанцами, блокировав Венецию и с суши и с моря. Британский историк Джон Норвич в книге «История Венецианской республики» пишет: «Когда над Кьоджей взвились знамена Генуи, Венгрии и Падуи, колокола Венеции просигналили тревогу, и дож с сенатом провели срочное заседание. От венецианского адмирала Карло Дзено и его флота все еще не было известий, а без них одолеть врага в открытом бою надежды не было. Приняли решение начать переговоры об условиях сдачи, но генуэзец Пьетро Дориа отказался гарантировать неприкосновенность послов, так что Венеция оказалась в самом абсурдном за всю историю положении, не имея возможности ни заключить мир, ни продолжать войну. Оставалось только обороняться в надежде продержаться до прибытия Дзено. Когда истощились запасы продовольствия и выросли цены, богатым вменялось в обязанность бесплатно кормить бедных. Наконец по многочисленным просьбам из тюрьмы освободили адмирала Витторио Пизани».
Решение об освобождении было принято с большой неохотой, но Венеция в этот отчаянный, критический момент нуждалась в военном вожде, который взял бы на себя верховное командование. Пизани, который был заключен в тюрьму за сокрушительное поражение в хорватском порту Пула, был освобожден после того, как толпы людей вышли на улицы с требованием поставить его командовать обороной.
Витторио Пизани мобилизовал все ресурсы Венеции: собрал принудительные займы, объявил общую воинскую повинность, организовал круглосуточную работу Арсенала, где с большой скоростью было построено 40 галер. Время для проведения таких оборонительных мероприятий предоставил противник, план которого заключался в блокаде города и взятии его измором. Генуэзские моряки, венгерские и итальянские солдаты теряли боевой настрой. Многие из них, жаждавшие сказочных богатств Венеции, роптали на генуэзского адмирала Пьетро Дориа за чрезмерную его осторожность и жаловались на то, что стоят впустую, глядя, как город воздвигает все новые укрепления, становясь с каждым днем все неприступнее. Кроме того, приближалась зима, и становилось все труднее содержать в постоянной боевой готовности большую армию и флот, да еще вдали от дома.
Видя промедление противника, и используя вновь построенный флот, Венеция перешла в наступление, начав «войну Кьоджи». Ночью 21 декабря 1379 года венецианская эскадра совершила вылазку, на флагманском корабле вместе с адмиралом Пизани находился 90-летний венецианский дож. Кьоджа был почти сухопутным городом, с водой его связывали всего три канала, и венецианцы сумели затопить в этих каналах суда с камнями, в результате чего генуэзский флот оказался запертым в бухте Кьоджи. В первый день 1380 года блокаду усилил подошедший долгожданный флот венецианского адмирала Карло Дзено. Осада Кьоджи продолжалась всю зиму и весну, 24 июня 1380 года 4000 умирающих от голода осажденных генуэзцев, отчаявшихся получить помощь, сдались, не выставляя условий.
В «войне Кьоджи» впервые в Европе применялось пороховое оружие, установленное на кораблях. Венецианцы, которые ранее использовали пороховые осадные орудия на суше, установили небольшие бомбарды на свои галеры и постоянно обстреливали из них генуэзцев, заблокированных в Кьодже. Это оружие было слишком неточным, чтобы его можно было использовать против других кораблей, и оно применялось только для бомбардировки оборонительных стен и укреплений.
Несмотря на победу в «войне Кьоджи», венецианцам пришлось сражаться с генуэзцами до заключения Туринского мира в 1381 году. Венеция, как победившая сторона, в конечном итоге получила не совсем то, на что рассчитывала, ведь ей пришлось по условиям мирного договора отказаться от острова Тенедос, послужившего поводом для начала четвертой венецианско-генуэзской войны. Однако со временем стало ясно, что победа Венеции была значительнее, чем казалось вначале. После «войны Кьоджи» Генуя пришла в упадок: ее система управления начала рушиться, за 5 лет ей предстояло сменить 10 дожей, а затем попасть под французское владычество. Больше никогда Генуя не представляла угрозы для резко усилившейся Венеции. Ну а город Кьоджа, практически полностью разрушенный во время двух осад 1379-80 годов, навсегда потерял свой шанс составить конкуренцию Венеции как главный порт Венецианской лагуны.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ну а текст... Силы и время, потраченные на его подготовку и написание да "в другое русло"...
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо за труд!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись…
Волшебный край, волшебный край,
Страна высоких вдохновений…
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Остаются воспоминания.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: