Всем сердечный привет!
В жизни каждого человека бывает так, что попав однажды в какое-либо священное или просто замечательное место, он затем возвращается к нему не единожды. Правда, знакомая ситуация?!
Со мной частенько такое бывает. Наверное, именно поэтому я так люблю бывать там, где уже был и испытывать снова и снова с новыми оттенками чувства, пришедшие в душу и сердце.
Одним из таких мест, облюбованных мною, есть Владимирская горка, буквально напичканная историей Киева, начиная с древних времен. Эта гора – третья по старшинству из четырех (Старокиевская, Замковая, Владимирская и Выдубицкая), отнесенных народом к мистическим Лысым горам.
До крещения на Владимирской горе шумел Перунов гай (роща) и стоял идол Перун с капищем для приношения языческих жертв – тот самый, которого князь Владимир повелел сбросить в Днепр. По одной из народных легенд, якобы во время низвержения идолища сидевший в нем черт так орал, что и десятилетия спустя в гаю не утихали его крики и стоны. Безутешное чертово горе дало первое название этой местности — Чертово Беремище.
А утихомирить крикливого беса, оплакивающего древнего бога, смог только Михайловский монастырь, построенный на горе, которая стала называться Михайловской в его честь и Архангела Михаила, небесного покровителя обители, Киева и Киевской Руси.
Третье название – «Владимирская горка», уже ближе к нашему времени, прижилось после того как на второй террасе был установлен памятник Святому Равноапостольному Великому Князю Владимиру, крестителю Киевской Руси.
Сегодня, в череде памятников и символов Владимирской горы особое место занимает Свято – Михайловский Златоверхий монастырь, в короне которого ярко и пронзительно сверкает, словно Вифлеемская звезда, Михайловский Златоверхий собор.
Несмотря на то, что собор сегодня является по сути своей новоделом, он с непреодолимой силой притягивает к себе горожан и гостей, верующих и не верующих, иноков и пилигримов, молодых людей и постарше, представителей славян и других народов. В свое последнее посещение обители (март 2012 года) мне бросилось в глаза обилие молодежи: и гуляющей по территории монастыря, и молящейся в соборе. Молодые девчонки- 15-17, 18-20 лет и старше, одетые скромно и супер модно, проникновенно молятся: не стоя, а на коленях, испрашивая у Господа Бога нашего прощения и исполнения желаний!
Много раз задавал себе вопрос: — в чем суть и сила феномена Михайловского Златоверхого?
Собрав много информации об обители из разных источников, начал ее изучать. С каждым новым небольшим шажком в моих поисках ответа я все больше и больше утверждался в мысли, что суть феномена — в судьбе, трагической истории монастыря и в его главном предназначении.
Проживавшая в Киеве в начале ХХ века поэтесса Анна Ахматова напишет, мол, монастырь над обрывом стоит не случайно. Обрыв – «обиталище дьявола, а храм Св. Михаила Архангела – предводителя небесной рати – должен бороться с сатаной».
На территории монастыря имеется музей истории обители. Сейчас же хочу представить вам один его экспонат – диораму, которая дает общее представление о древнем верхнем городе и Михайловской Златоверхой обители в ХII веке.. Понятное дело, что это реконструкция, основанная на исследованиях и научных моделях современных ученых. На первом плане диорамы территория монастыря. Сейчас, никто не скажет со сто процентной уверенностью как выглядел и располагался монастырь на самом деле в начале XII века. Разве что на машине времени перенестись в былинные годы...
фото 5.
А на этом плане (взятом из интернета для сравнения и понимания, а не для того, чтобы найти десять отличий) – современная территория Михайловского Златоверхого монастыря.
Фото 4.
История возникновения монастыря за много веков обросла легендами и мифами. Как по мне, об истории обители можно рассказывать бесконечно много, значит подробно. Но предвижу, что не всем интересна будет такая детализация, поэтому постараюсь ужаться без вреда для содержания. Скорее всего, я еще расскажу отдельной заметкой в своем блоге о некоторых подробностях древней истории обители. Здесь же ограничусь краткими сведениями.
Первый этап: основание и развитие, — приходится на времена легендарной Киевской Руси.
Существуют две основные версии возникновения Михайловского Златоверхого монастыря. О них мне хотелось бы рассказать в надежде, что это будет Вам интересно.
Первая версия (считается основной) базируется на нескольких записях Несторовской летописи «Повесть временных лет», из которых главной считается запись всего-то длиной в одну строчку: «В год 6616 (1108). Заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля.». Этому событию предшествует загадочная история, но об этом будет отдельный рассказ в моем блоге. Свидетельства последующих лет опосредованно подтверждают существование церкви Свято – Михайловской златоверхой.
1113 год – в церкви уже построенной и освященной похоронен ее основатель, благоверный князь Михаил, званый Святополком.
1147 год – до погребения в отцовском монастыре был временно положен в Свято – Михайловской златоверхой церкви князь Игорь.
1190 год – в церкви похоронен князь Святополк Георгиевич, правнук Великого князя Святополка, ктитора храма.
1195 год — в церкви захоронен благоверный князь Глеб Георгиевич Туровский.
Князь Святополк, как свидетельствует летописец, был человеком болезненным, непьющим, великим книжником и сентиментальным женолюбцем. Вот, пожалуй, и все, что достоверно известно из летописей о Киево – Михайловском соборе и монастыре на начальном этапе его существования.
А вот вторая версия. Киевское местное предание, а по другим источникам и некоторые исследователи — историографы относят основание Михайловского Златоверхого монастыря ко времени крещения киевлян Св. Князем Владимиром и приписывают его Киевскому митрополиту Св. Михаилу. С благославления митрополита прибывшие с ним из Византии монахи-греки поселились на горе, по соседству с местом, где стоял идол Перуна и приносились языческие жертвы. Здесь же митрополит воздвиг деревянную церковь во имя своего ангела — Святого Архангела Михаила. А позднее при храме Св. Архистратига устроил свою кафедру, что сделало Михайловский храм уже во времена крещения киевлян одновременно и кафедральным собором, и монастырскою церковью.
Предание это было записано очень поздно в XVII в., т.е. 700 лет спустя после крещения Руси и держится, как считают оппоненты этой версии, на случайном факте совпадения имени первого митрополита и монастыря.
Каменная же церковь Святого Михаила была заложена в 1108 году внуком Ярослава Мудрого Великим князем Святополком (в крещении Михаил) на месте церкви сделанной из дерева много десятков лет назад. В храме хранилась святыня – мощи Великомученицы Варвары. Дело в том, что первая жена Святополка происходила из Византии и носила имя Варвары. Вероятно, именно она привезла в Киев мощи своей охранительницы — святой Варвары. Рака с мощами святой Варвары находилась в центре храма.
Как выглядел в те времена храм Святого Михаила достоверно не известно. Например, в списке Никоновской летописи говорится о том, что церковь имела пятнадцать позолоченных куполов. Некоторые исследователи утверждали, что храм был пяти купольным.
В московском архиве Министерства иностранных дел найден документ – план церкви, где она подается однокупольной с пристройкой с южной стороны.
Согласно плану храм был шестистолпный с тремя абсидами на восточном фасаде и одним куполом, который в отличие от бань других церквей был позолоченным.
Именно благодаря этому Михайловская церковь и обитель в целом стали именоваться Златоверхими. Именно из этого факта зародилась в русском православии традиция золотить купола (бани) храмов.
Михайловский Златоверхий Собор был построен в византийском стиле, из камня и кирпича на известково-цементном растворе техникой "мешанной кладки" с использованием голосников в пазухах сводов.
Стены собора украшали великолепные мозаики и фрески. Некоторые из сохранившихся мозаик размещены в храме и его приделах. Но, к большому сожалению, фотографировать в храме запрещено. Но и нарушив это правило, скажу вам, снять качественно вряд ли получилось бы, так как храм по высоте и объемам пространства достаточно большой, и не во время служб освящается скудно. Совсем малая часть мозаик выставлена в музее и я ниже показываю их фото.
В Екатерининском приделе в настоящее время в сохраненном фрагменте Баптистерия (крещальни — крестильного храма с церковью Входа Господнего в Иерусалим) находятся великолепные мозаики. (Честно говоря, не знаю — исторические или новые, выполненные по старинной технологии. Нигде не написано и не у кого спросить). Поскольку фотографировать "простым смертным" нельзя, то я приведу в качестве дополнения к своим фото, те которые разыскал в интернете.
httpwww.archangel.kiev.uaimagesstoriesliutyy1015m.jpg
Но шли годы. Начала обостряться борьба за власть между князьями. И наступил трагический период в развитии Киевской Руси и обители соответственно – сначала татаро – монгольское нашествие, затем войны с половцами и между усобные войны князей Киевской Руси. И после — столетия упадка, смутное время. Затем литовско-польский период, наполненный угнетением народа и его борьбой за свою свободу, и, наконец, вхождение левобережной Украины в состав Российской империи (1686 год).
Возрождение храма и обители началось с XVII столетия, а наиболее важные изменения в архитектуре Михайловского Златоверхого произошли в XVIII столетии, когда он начал застраиваться каменными зданиями.
В 1701 году гетьман Мазепа пожертвовал личные средства, на которые была изготовлена серебряная рака для мощей Святой Варвары весом около 32 кг. –выдающееся произведение украинского златарства. Выставлена в музее истории монастыря.
В 1713 – 1715 гг. параллельно южному фасаду Михайловского собора возведена каменная трапезная с церковью во имя Иоанна Богослова, которая сохранилась до наших дней и своей аскетической красотой приводит в восторг многих поклонников (в первую очередь меня).
За средства митрополита Иоасафа Кроковского в 1713-1718 гг. установлен новый иконостас.
В 1716 году на месте деревянной начато строительство трехярусной каменной колокольни. Вот так она выглядела после строительства (фотография экспонируется в музее истории монастыря).
В 1712 – 1715 гг. коренным образом перестроен Варваринский предел Михайловского собора.
В настоящее время выглядит вот так.
httpwww.archangel.kiev.uaimagesstoriessichen10sobor1_20071003_1736572755.jpg
В 1720 – 1730 гг. был полностью изменен правый предел собора. На месте разобранной там церкви Входа Господнего в Иерусалим за личные средства российских монархов – супругов: Петра I и Екатерины I, — воздвигли симметричный южный Екатерининский придел. Сейчас выглядит так.
httpwww.archangel.kiev.uaimagesstoriessichen10sobor2_20071003_1392841386.jpg
В 1746 – 1754 гг. произошла большая реконструкция собора, в центральной части которого через проседание Варваринского и Екатерининского приделов появилась глубокая трещина, и на четыре части раскололась главная баня. Именно тогда погибли многие мозаики. После консультаций с архитектором И. Мичуриным стены храма укрепили контрфорсами с аркбутанами. К западному фасаду пристроили два прямоугольных ризалита, которые по высоте равнялись приделам. Увеличили количество бань. Вместе с главной, и боковыми банями над входами в приделы собор стал семикупольным, приобрел ярко выраженную пирамидальную композицию. На фотографии ниже — современный вид Михайловского Златоверхого собора.
В 1746 – 1775 гг. вокруг монастыря сооружен каменный забор с Экономическими воротами (1760г.)
С тех пор храм становится одним из самых богатых в Киеве и, как говорится, заново восстал в очередной раз из пепла.
В начале XIX века (1806 – 1808 гг.) Михайловский собор был заново расписан, в частности – алтарная часть, сделана новая железная крыша, обновлена позолота куполов, продолжалась застройка монастырского подворья. В интерьере собора появилась новая серебряная рака для мощей Св. Варвары весом примерно 400 кг, изготовленная в 1847 году на средства графини Анны Орловой-Чесменской. Мазепинская рака была перенесена в Екатерининский придел и в ней стали хранить частички святых мощей священномучеников Харлампия и Пантелеймона – целителя и некоторых других святых (сейчас выставлена в музее истории собора).
В 1886 году епископ Иероним Экземплярский на свои деньги открыл бесплатную школу церковного пения, в которой впоследствии учился выдающийся тенор, будущий народный артист СССР и Украины Иван Козловский.
Во время очередной реконструкции в 1888 году в стену южного тамбура были вмурованы древнерусские шиферные плиты с изображением святых вершников, а для лучшего обозрения алтарной части и мозаичной композиции «Евхаристия» — разобраны верхние ярусы иконостаса и многое что другое. Одна из шиферных плит хранится в музее истории собора и выглядит так.
В начале XX столетия окончательно сложился архитектурный ансамбль Михайловского Златоверхого монастыря. Как считают специалисты, из многих византийских церквей средневековья, перестроенных в XVII — XVIII веках в стиле барокко, Михайловская церковь была, возможно, наиболее удачной по комбинированию начального византийского строения с пышными украшениями барокко XVIII века. Стены Михайловской церкви были изнутри почти полностью византийские, тогда как внешний вид был барочный, что создавало живописный вид богатых форм и красочных украшений. Как и в других барочных монастырских комплексах, главный вход через ворота в стене вокруг монастыря был акцентирован высокой колокольней, а в монастырской стене сделаны еще одни ворота — Экономические.
В духовном плане обитель достигла своего расцвета, оставаясь центром просвещения. В монастыре действовала библиотека с читальным залом, которая обслуживала все желающих. В ней насчитывалось 4200 книг, в том числе около 300 старинных изданий и 746 рукописей. В действующей при обители больнице за год лечилось примерно 253 монаха и 4639 мирян. Каждое лето в монастырской гостинице из трех трехэтажных корпусов получали прибежище тысячи верующих и паломников с бесплатными горячими обедами. В 1908 году с большим размахом отмечалось 800-летие монастыря.
Оставалось совсем немного времени до новых грядущих потрясений и страны, и старославянской духовной обители. С все возрастающей скоростью происходили события, посланные Богом как испытания народу. 1-я мировая, февральская, октябрьская революции, гражданская война, …
После прихода большевиков к власти в 1922 году Михайловский монастырь был ликвидирован. Те времена стали худшими в истории этого великого духовного комплекса. Сначала начали снимать фрески со стен церкви, потом сняли барочные купола и иконостас.
А ведь славу Михайловскому Златоверхому собору принесли именно его мозаики и фрески! Их называют "Мерцающей живописью" — словно маревом, фрески обволакивали все пространство храма своим сиянием. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси.
В 1934 — 35 гг. по решению Советской власти собор был разобран, так как именно на территории обители было спланировано разместить огромный и помпезный правительственный комплекс для новой украинской советской власти. Потом, когда монастырские постройки и храм разобрали, планы власти частично изменились и размеры строительного участка значительно были уменьшены. Свидетельством тех «горячих» времен является здание Министерства иностранных дел Украины (это сегодня, а до этого обком и горком Компартии Украины, а до этого еще что-то партийно — правительственное).
К счастью, часть фресок и мозаик сохранилась. В Софиевском соборе сохранились: «Евхаристия», «Стефан и Фаддей» — фрагменты фигур святых; фрески — сцены из «Благовещение» и др.
Закончу свой рассказ стихотворением Андрея Соцкова:
День вплетаю в венок времён,
Серебром льётся в небо рассвет,
Колокольный напевный звон
Мне поведал: «В Начале был Свет…»
Но, как древний огонь татар,
Полыхнул динамитом топор.
Заслезился свечей нагар,
Был распят Златоверхий собор.
Святость выстраданных веков
Впилась болью в глаза икон.
Горек плод сна обманных слов
И кресты излучали стон…
Ветви памяти чистых душ
Завещал Святополк хорам,
Сквозь дурман, фарисейство, сушь
Встал с колен древнерусский храм.
Купола – в нежном нимбе снегов,
А на звонницах – иней-тень.
И в дыханьи Библейских стихов,
Оседает метель на ступень.
Возвратясь с сотен звёздных путей
По долинам, горам, городам,
Я коснусь колоннады лучей
И шепну тихо: «Здравствуй, Храм».