Всем новогодний привет!!!
Еще совсем недавно мы встретили Новый год. А сегодня уже Сочельник — канун великого праздника Рождества Христова. Среди киевских церквей, для которых Рождество является храмовым днем, я насчитал четыре храма: на Подоле, на Оболони, на Березняках (территория бывшей Кухмистерской Слободки жители которой возможно обслуживали лаврскую кухню) и на Сырце.
Об Оболонском храме я уже рассказывал turbina.ru/authors/piksel/tra…
Сегодня, в предверии Святого и Светлого праздника хочу рассказать вам об одном из наиболее известных приходских храмов Подола — о церкви Рождества Христова, называемой в народе Рождественской, а еще и Шевченковской.
В наше время церковь расположена на Почтовой площади, территория которой очерчена линиями улиц с историческими названиями: Боричев спуск, Набережно-Крещатицкая, Андреевский спуск.
История церкви по своему интересна своей седой стариной.Ее существование документально прослеживается с XVI века. Каменное здание построено в 1810—14 гг. В 1935 г. было разобрано. В 2002—2003 гг. храм был восстановлен практически в первоначальном виде.
Легенда, зафиксированная в одном из церковных документов XVIII в., утверждает, что храм Рождества Христова был основан еще в 1011 году. Неожиданным подтвержением этого стала находка археологами кладбища X—XI вв. неподолеку от церкви.
Четкие упоминания в письменных источниках о деревянной церкви Рождества начинаются с XVI века. Впервые она упомянута под 1520 годом. В люстрации (описании) 1552 года указывается дом попа "Рождественского", а в "Киевской летописи" под 1613 годом — священник "Климентий Рождественский". Есть известия о постройке церкви в 1564 году. В 1717 году, после пожара, она построена заново на средства бурмистра Романа Тихоновича. Когда это сооружение стало ветшать, в 1744 году начали возводить новое, причем старая церковь во время строительства продолжала действовать внутри новостройки. Сооружение продолжалось до 1783 года; деревянный храм поставили на каменном фундаменте. Однако уже в начале XIX в. он настолько обветшал, что в 1805 году пришлось из соображений безопасности его разобрать, а приходу временно предоставили в пользование Симеоновскую церковь в колокольне при храме св.Николая Доброго.
Проект нового храма Рождества Христова, составленный городским архитектором Андреем Меленским, был утвержден в 1808 году. Он своим расположением соответствовал погосту согласно "допожарной" планировке Подола. При этом главным фасадом, повернутым к магистральной улице, становился северный. Сложные условия грунта (в частности, обнаружение под землей старых захоронений и испорченной трубы водопровода) требовали предварительных работ по расчистке и дренажу, вследствие чего к строительству удалось приступить в мае 1809 года. За работами наблюдал сам Меленский, строителями-подрядчиками были мещане Сериков и Кукушкин. До конца сезона 1809 года. были возведены стены; в начале 1811 года была вчерне готова колокольня, на которой даже поместили несколько колоколов. Однако из-за опустошительного подольского пожара 1811 года работы значительно замедлились. Непосредственно от пожара кирпичная новостройка почти не пострадала, сгорели лишь сложенные возле нее деревянные предметы, в частности, старый иконостас. Но заметно уменьшились благосостояние прихожан, на чьи средства велось строительство. Впрочем, в июне 1813 года началось возведение купола, одновременно велись частичные росписи интерьера. В январе 1814 года в храме установили барочный пятиярусный резной иконостас, переданный приходу из сохранившегося имущества сгоревшей Спасской церкви вместе с молдавской вышитой плащаницей 1545 года. Новую церковь Рождества Христова освятил митрополит Серапион в феврале 1814 года. Следует отметить, что в это время улицы Подола получили новую планировку, и магистральная Александровская улица пролегла возле северного фасада храма, который стал главным. Из-за недостатка средств южный и северный четырехколонные портики достроили лишь в 1820—25 годах — тосканского ордера вместо вначале запроектированного ионического. Наклонный рельеф погоста послужил причиной того, что на главном фасаде не было места для цоколя и баз колонн, которые в конце концов оказались как будто вросшими в землю. Вообще храм был выдержан в стиле ампир восьмигранный купол, который не удалось украсить запроектированными люкарнами, производил тяжеловатое впечатление.
В 1837—41 годах на средства церковного старосты купца Сергея Терехова пристроен теплый северный придел в честь св.Сергея Радонежского, после чего объем храма стал асимметричным. В 1856 году прихожане церкви с причтом встречали крестным ходом полки кирасиров — участников Крымской войны.
6—7 мая 1861 года в церкви настоятель Иосиф Желтоножский вместе с благочинным Петром Лебединцевым
служили литию и панихиду над гробом с прахом Тараса Шевченко, перевозившимся из Петербурга в Канев. С тех пор церковь иногда называют "Шевченковской". Почему именно в этой церкви было отпевание Т.Г. Шевченка? Мне кажется это связано с тем фактом, что почти рядом с храмом в те времена (да и сейчас) находилось здание почтовой станции, которое неплохо сохранилось и является памятником архитектуры.
В 1899 году по проекту архитектора Николая Казанского на средства церковного старосты купца Александра Сироткина была устроена новая металлическая на кирпичных столбах ограда вокруг погоста. В 1904 году епархиальный архитектор Евгений Ермаков составил проект перестройки входа в церковь. Вместо южного входа в главный объем храма был пристроен специальный западный тамбур, к которому с южной стороны вели новые входные двери. В 1911 году на средства А.Сироткина сделали две небольших круглых пристройки по обе стороны алтарной апсиды — для ризницы и пономарни. В том же году в храме устроили калориферное отопление, одновременно уложили новый пол на железобетонной основе с повышением уровня более чем на метр. Начиная с 1911 года, велось обновление интерьера: заменен главный престол, иконостас перезолочен и разделен на две части (в главном алтаре остались три нижних яруса, а два яруса перенесены в Сергиевский придел). Иконописцы братья Кохно выполнили сплошную роспись стен, используя, в частности, композиции стенописи Владимирского собора. В марте 1911 года заново освящен главный престол, а к 600-летию св.Сергия Радонежского (3 мая 1914 года) переосвящен придел его имени. 30 декабря 1914 года, несмотря на военное время, был торжественно отмечен 100-летний юбилей храма.
Советская власть зарегистрировала православный приход церкви в ноябре 1920 года, община придерживалась традиционной "старославянской" ориентации. Решение о сносе церкви, в связи с прокладкой автомагистрали, было принято в январе 1933 года. В начале 1936 года здесь еще было общежитие, но вскорости храм разобрали.
В 2002—2003 годах храм был восстановлен практически в первоначальном виде.
Восстановленный храм построили на том же месте и, практически, в том же виде, в котором он существовал на момент разрушения.
Исключением стала замена ордера ионического портика на дорический и упрощение многих элементов декора.
Современная планировка улиц Подола дала возможность открыть главный фасад цекрви, который расположен лицом к Днепру и боком к почтовой площади.
Восстановление церкви было начато в 2002 году и закончено в 2003 году. Общая площадь строения — 195,5 кв. м., высота до креста — 24,73 м. Проект воссоздания церкви на основе первоначальных чертежей А. Меленского разработал архитектор Юрий Лосицкий, которому, на мой взгляд, удалось достаточно точно повторить черты разрушенного храма. Проект восстановленной церкви Рождества Христова на Подоле был выполнен Управлением охраны архитектурных памятников и исторических мест Киева совместно с корпорацией «Укрреставрация».
Вот такая рождественская история получилась, к написанию которой побудил праздник Рождества Христова — 7 января 2013 года.
Друзья! С праздником Рождества Христова в православной традиции! С праздником — верующих всех конфессий и всех тех кто уважает историю славян и других православных народов!
Всем вам — МИРА, ДОБРА и ЛЮБВИ!