Когда я впервые увидел это здание, а было это достаточно давно во времена моего отрочества, то в моей голове не родилось ни одной мысли относительно того, что здание есть не что иное как Храм. Ведь я входил не в храм, а в Планетарий!
Еще не было первого в мире полета в космос Ю. А. Гагарина и мы, пацаны, в подсознательном предверии этого полета не раз ездили аж с левого берега Днепра на правый в храм популяризации науки поглазеть на звездное небо, послушать лекции о солнечной системе,о грядущей космической эре (и заодно попробовать в магазине — автомате со стаканом сладкой газировки из автомата французскую булочку или ее аналог из ржаного хлеба, названного народом почему-то -"жулик").
А сейчас — другие времена. Изменилось отношение государства к Религии, Церкви. Не зря говорят, что история расставляет все по своим местам. Так и с Храмом, к которому моя душа расположена не смотря на то, что это католический собор, а я православный. Наверное, еще во времена посещения Планетария что-то меня "зацепило."
Костёл Святого Александра относится к Римско — католической церкви и на сегодня считается главным храмом римо-католиков на территории Киева. С августа 2011 года имеет статус кафедрального собора.
Костел был построен в первой половине XIX века.Причиной начала строительства костела была возросшая численность общины. Нужен был духовный центр, в котором многочисленные веряне могли бы проводить свои будничные и праздничные мессы. Поэтому община римо-католиков в 1814 году принимает решение о строительстве костела и ходатайствует перед местными властями о получении разрешения и земельного надела под строительство. Им пришлось ждать 2 года. Разрешение они получили лишь в 1816 году во время приезда в Киев Императора — Освободителя, Александра І (победителя Наполеона). В честь его приезда на Владимирской горе (тогдашней Михайловской) жители устроили для него феерическую иллюминацию в виде триумфальной арки. Не в последнюю очередь под впечатлением от оказанного киевлянами приема он разрешил строительство костела на этой же Владимирской горе, но при условии, что назовут костел в честь его небесного покровителя и ангела хранителя- Святого Александра.
Автор первоначального проекта доподлинно неизвестен. Претендентов на авторство первого проекта несколько. Возможно, это был петербургский архитектор Д. Висконти. По другой версии проект костела принадлежит руке городского архитектора Людвига Станзани, который являлся соавтором плана застройки тогдашнего Киева. Третьи утверждают, что первым автором проекта был Пиллер, который возможно был доминиканским зодчим. Как бы там ни было — первый проект имел такой вид.
Чертеж фасада говорит о том, что по первоначальному замыслу, костел мог стать более изысканным, чем ныне существующий. Особенно редкими для Киева представляются 4 монументальные скульптуры святых в нишах и лепной фриз на главном фасаде.
Строительство костела Святого Александра затянулось на долгих 25 лет и закончилось лишь в 1842 году. Есть несколько объяснений столь затянувшегося строительства, во-первых, средства на строительство храма вносили польские семьи, проживающие на территории Киевской губернии, один раз в месяц им необходимо было перечислять на строительство храма по 0,25 руб. с каждого содержащегося в их имениях крепостного. Поэтому, более менее значительные средства для закупки материалов на строительство копились вяло, что замедляло ход возведения католического храма. Во-вторых, когда контроль и руководство строительством костела передали зодчему Францу Меховичу, профессору Киевского университета им.Св.Владимира, оказалось что чертежи проекта костела сделанные Висконти (или Пиллером) потерялись, этот факт прямым образом затянул строительство, поскольку Меховичу пришлось составлять новый проект. Именно его фантазии принадлежит окончательный вид костела.
Мехович отдал предпочтение классическому стилю архитектуры. В варианте Франца Меховича шестиколонный портик был заменен четырехколонным, отказался архитектор и от монументальных скульптур на фасаде. Но зато появились два малых купола над круглыми в плане башенками по углам главного фасада, а высокий центральный купол стал ниже и утратил световой барабан.Такое решение оставляло неосвещенным часть внутреннего пространства, и вызвало необходимость разработки третьего варианта проекта. Давая костелу "вид более правильный и приличный", Мехович вернул окна в барабан купола. Но сохранил и башни, объединив два варианта чертежей. Правда, вряд ли это значительно удешевило строительство.
В те времена высказывались противоречивые взгляды относительно архитектуры костела. Кто-то представлял образ храма как образец стиля итальянского Возрождения. Кто-то, напротив, категорически не соглашался с такой точкой зрения.
Один из наиболее известных киевских авторов, Н.Сементовский, указывал, что чертежи Меховича "далеко уступали в красоте и правильности первоначальным, от чего костел и представляет собою нарушение архитектурных правил и не отличается наружною красотою". Киевские путеводители в один голос твердили, что внешность костела "не поражает ни величием, ни красотой, ни богатством." Один из авторов более сдержанно отмечал, что "здание костела не может считаться особенно красивым." Многие видели в архитектурном решении костела признаки византийского стиля, с чем никак нельзя согласиться. Но наиболее резко выступил польский автор, назвав вид костела отвратительным. А профессор Тарновский считал его карикатурой одновременно на римские собор святого Петра и Пантеон, на фасаде которого в ХVII веке архитектор Бернини надстроил две колоколенки. Римляне окрестили их "ослиными ушами Бернини." В киевском варианте "уши Меховича", думаю каждый согласится, не кажутся достойным украшением несколько приземистого сооружения.
Но появление башенок и упрощение декора не только ухудшило внешний вид. Оно изменило первоначальный талантливый замысел. Вместо центрического храма-памятника в стилистике классицизма в честь победы над Наполеоном город получил более традиционный купольный двобашенный костел, характерный, скорее, для периода Ренессанса.
И все таки, несмотря на негативные оценки, зданию костела в виде куба нельзя отказать в оригинальности. В панораме же Верхнего города, в соседстве с многочисленными колокольнями и куполами православных храмов, костел смотрелся и смотрится вполне органично. Не в этом ли была скрытая цель изменения первоначального проекта — в нежелании иметь слишком выделяющийся католический храм.
К тому же, все очевидцы были единодушны относительно красоты роскошного интерьера костела. Большой зал без углов, замененных 4-мя нишами для боковых алтарей, которые придавали храму изнутри вид ротонды, хорошо освещался двенадцатью окнами в барабане купола.
Главный алтарь украшали восемь алебастровых колонн, простенки между ними были отделаны зеленоватым искусственным мрамором. Посредине находилась копия известной картины Рубенса "Снятие с Креста", над которой по стене шла надпись: "Gloria in excelsis Deo" ("Слава Богу в вышних"). Справа от главного располагался алтарь Матери Божьей, украшенный копией картины Рубенса "Мадонна Фолиньо", а слева алтарь св. Антония с копией картины Мурильйо из Севильского кафедрального собора с изображением образа этого святого. В нишах, которые имели вид часовен, находились еще четыре алтаря: во имя св.Анны, свв. Петра и Павла, св. епископа Станислава, украшенные их ликами, и четвертый — во имя Святой Троицы, украшенный картиной "Воскрешение Лазаря". В костеле находилось еще много других картин, которые исчезли во время закрытия храма в 1937 году. В конце 1990-х годов костелу были возвращены картина "Преображение Господне" и копия картины Рафаэля "Мадонна" ( считается одной из основных реликвий храма), оригинал которой находится в Ватиканском музее. К сожалению, фотоснимков с изображением первоначального интерьера костела св. Александра мне не удалось найти. Но зато доподлинно известно, что под звон колоколов в соборе св. Александра крестился Казимир Малевич, будущий знаменитый художник — авангардист, философ, теоретик искусства.
Центральный алтарь украшен главной святыней храма — Распятием, привезенным из Италии.
На балконе находится орган. За всю историю костела было установлено три инструмента: первый в 1842 году к открытию храма, в начале ХХ столетия его заменили на лучший, а в 2011 году архидиецезия Бамберга сделала чудесный подарок собору св. Александра, посвященный приезду в Киев Папы Иоанна Павла II, большой орган фирмы M.Weise Plating/BAYERN на 41 голос, который принадлежал парафии св. Магдалены из Баварского г. Герцогенаурах недалеко от Нюрнберга.
В 1991 году костел был передан римско-католической общине города в безоплатное пользование. 13 января было выполнено первое освящения костела и практически сразу же начался процесс реконструкции храма, который в виду большой запущенности здания, его, практически, аварийного состояния оказался очень сложным. Реконструкцию выполняла польская строительная фирма "Энергополь".
По заказу общины в польском городе Тацишев были отлиты колокола. Всего — пять штук. Четыре колокола, которые назвали: "Иоанн Павел II", "Матерь Божья Неустанной помощи", "Св. Франциск" и "Св. Иван Креститель", повесили в башнях,
а пятый наименьший — "Память жертв коммунистического террора" установлен в Кресте, справа от ступеней ведущих к входу в собор.
7 октября 1995 года произошло освящение полностью отстроенного костела.
После ремонта внешний вид собора св.Александра очень изменился, так как светлые стены сделали его как будто парящим, кресты храма засияли золотом над Европейской площадью, а бой колоколов разнесся над центром города.
Современный интерьер собора выполнен в аскетическом стиле — его доминантой стало большое деревянное Распятие над центральным алтарем на фоне белой стены, а лаконичным украшением зала являются овальные изображения четырех Евангелистов вокруг купола
Кроме главного алтаря есть еще три боковых: один из них посвящен Матери Божьей Фатимской, где стоит ее фигура,Присланная из Ватикана Папой, во втором сохраняются Святые Дары, а в третьем находится баптистерий (крестильня) с фигурой св. Антония с Дитятком Исусом.
Хороши витражи из цветного стекла, выполненные на библейские темы.
А это, если не ошибаюсь, Крест Ордена Доминиканцев
Собор украшен также памятными знаками:
— в честь 2000 летия от Рождества Христова
-в честь визита в Украину Папы Иоанна Павла II
А закончить свой рассказ хочу цитатой из гоголевского рассказа 1839 г. "Рим". Молодой итальянский граф, возвращаясь в отечество из заграничных скитаний, переживает благочестивые чувства, какие мог бы иметь в аналогичной ситуации набожный россиянин:
"Он вспомнил, что уже много лет не был в церкви, потерявшей свое чистое, высокое значение в тех умных землях Европы, где он был. Тихо вошел он и стал в молчании на колени у великолепных мраморных колонн и долго молился, сам не зная за что: молился, что его приняла Италия, что снизошло на него желанье молиться, что празднично было у него на душе, — и молитва эта, верно, была лучшая".