Друзья!
Вот уже девять месяцев я живу с мыслью о том, чтобы поделиться с вами одним открытием микроскопическим по вселенским меркам и значительным в масштабе моего внутреннего мира.
В начале сентября прошлого года, прогуливаясь по просторам интернета, я наткнулся на информацию о том, что в Киеве в парке Киото в 2011 году японская делегация и киевская власть в честь 40-летия подписания договора о дружбе между городами-побратимами Киевом и Киото высадили аллею сакур!
Вот этот факт и стал для меня настоящим открытием. Тут надо сказать, что, возможно, это и не стало для меня открытием если бы не мой друг по Турбине — OGUMA, который своими прекрасными работами привил мне любовь к сакуре, и не только к ним, но и к японскому народу.
Я, конечно, сразу же, прихватив фотоаппарат, отправился в парк. Убедился, что аллея сакур таки высажена и за год вандалами ничего не сломано. Ствол каждого деревца был аккуратно закреплен специально сделанными растяжками.
Осмотрел весь парк, удивившись про себя тем, что сочетание рослых сосен, кустарников, молодых сакур и деревьев других пород дарит чувство умиротворения и единения с Природой-матушкой.
Рабочие парка, которых я застал за уборкой территории, сказали мне, что сакура цветет в парке в мае, ближе к концу месяца, как раз ко Дню Киева.
Помня рассказы OGUMA, я где-то в душе засомневался относительно достоверности этой информации. Поэтому свой второй визит в парк я совершил 2-го апреля т.г., аккурат на свой День рождения. Но почки сакур только начали формироваться. Решил, что ехать в следующий раз надо где-то числа 10 — 14 мая. И к огромному сожалению несколько просчитался. Когда 13 мая я приехал с утра часам к десяти в парк было уже очень жарко, сакуры почти отцвели. На одних деревьях цветы выглядели еще свежими и пленяли своей красотой, на других нежные лепестки еще были, но от жары начинали жухнуть, готовые от малейшего дуновения ветерка своими цветами укрыть зеленый газон великолепным розовым покрывалом.
Почему так получилось, я понял когда проанализировал как протекала весна в этом году: позднее начало с длительным холодным периодом и взрывным началом теплого периода со стремительным переходом к летним температурам воздуха.
Как бы то ни было, я все зафиксировал. А альбом решил сделать на основе трех поездок в парк Киото.
Прежде чем пригласить вас к прогулке по замечательному парку
Киото хочется рассказать его непростую историю.
Я живу на левом берегу города можно сказать — почти всю свою жизнь и я и поэтому естественно знал, что между улицей Киото, с одной стороны и Броварским проспектом с прилегающей к нему Святошинско-Броварской линией метрополитена, с другой стороны проходит естественная зеленая полоса шириной в среднем 100 метров с величественными столетними (и более) соснами и какими-то кустарниками. Пацаном бегал по местным невысоким песчаным дюнам с кустами глода (боярышника), барбариса и лакомился их ягодами, собирал маслята в соседнем сосновом молодняке ...
И о парке Киото знал давно, но как-то не впечатлялся им. Наверное потому, что за все эти годы, даже гуляя по его дорожкам, к сожалению, не почувствовал я «Киевскую Японию»... ((:
В 1971 году был подписан договор о сотрудничестве между Киевом, тогда еще столицей УССР, и Киото, культурной столицей Японии, через год улицу Павлоградскую, которая на вновь строящемся жилом массиве "Водопарк"протянулась с юга на север рядом и вдоль линии метрополитена переименовали в улицу Киото, а на вышеописанной зеленой полосе вдоль вновь испеченной улицы появился парк Киото длиной почти 1км.
Место для парка,как я прочитал в интернете, было выбрано именно японской стороной. Вероятно, их впечатлил тогда еще нетронутый городской цивилизацией с ее извечной суетой живописный ландшафт, напомнивший им чем-то окрестности Киото?
Тогда парк состоял в основном из прореженной сосновой рощи, такой характерной для этой пограничной с лесостепной зоной части украинского Полесья и кроме экзотического для киевлян названия ничем особым не выделялся среди сотен парков города.
О парке снова вспомнили в начале 80-х, когда всемирное движение городов-побратимов было на подъеме. В 1981 году ничем не примечательный парк украсили, придав ему особый колорит в виде созданного там настоящего японского уголка.
До этого украинская делегация сделала городу Киото официальный подарок – цветной керамический куб со стилизованным изображением Киева и образцами украинского орнамента. Этот дар и доселе, как свидетельствует интернет, хранится под стеклянным пуленепробиваемым колпаком перед зданием муниципалитета древней японской столицы.
Японцы в ответ любезно подарили Киеву настоящую дзенскую ступу с барельефами Будды Шакьямуни в виде Пагоды. Каким временем датируется этот памятник, доподлинно не известно. Скорее всего, что это копия какого-то старинного буддийского культового сооружения. Но по слухам, как будто бы восходящим к одному из киевских авторов идеи парка Киото, это все-таки подлинная историческая ступа, построенная в начале ХХ века. Ее-то и решили установить в этом парке.
В том же году киевские ландшафтные архитекторы совместно со своими коллегами из Киото разработали для этого места проект небольшого сада камней в лучших традициях страны восходящего солнца – с маленьким искусственным прудом с островком, ажурным мостиком, зарослями ирисов, а также холмиком, на котором и водрузили вышеупомянутую ступу. (Камни, а также несколько сакур и японский клен, посаженные неподалеку, были также привезены непосредственно из Киото.)
Вообще-то парковый комплекс задумывался авторами как полноценный Японский культурный центр с современной парковой инфраструктурой. Но не сложилось. Как написано в Книге притчей: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». По всей видимости как тогда, так и сейчас время крупного Центра не пришло. Поэтому сбылось только то, что сбылось.
Холмик, на котором стояла ступа, был прозван местными старожилами Фудзей, а сам сад некоторое время вполне радовал глаз, хотя для большинства непосвященных происхождение и предназначение странной башенки и скопления камней было непонятно.
Сад камней по внешности и символике был максимально приближен к японским образцам. Каждый кусок горной породы здесь был неслучайным и имел свое предназначение. Чего стоят одни только их названия: камень пещерного вида, камень лунной тени, камень-хранитель и даже камень почетного сидения – все как полагается и, что важно, по всем японским канонам!
90-е годы печально отразились на «киевской Японии», так иногда еще называют парк Киото. Тихая станция метро на окраине города превратилась в довольно шумную клоаку с базаром, обилием пивных и продуктовых киосков и многочисленными точками стихийной торговли. И вполне естественно, что при таком соседстве и при полном попустительстве городских властей парк захирел: пруд вскоре высох – в него просто перестали подавать воду, камни утратили первичное расположение, а позже, во время какой-то очередной уборки территории, их и вовсе сместили как придется, а мостик разобрали.
Парк, вернее то, что от него осталось, облюбовала для посиделок "новая" молодежь, которая не представляет себя без банки пива или слабых алкогольных напитков в одной руке и бесконечной сигареты в другой. Основными обитателями парка днем стали покуривающие и попивающие пиво, не о чем не задумывающиеся молодые "мамы", студенты Торгово-экономического института и Киевского кулинарного училища, находящихся напротив на все той же улице Киото. В вечернее время, сменяя их, парк заполняли местные забулдыги, бомжи и просто любители выпить. "Возвышенные" души этого контингента прямо таки прикипели к симпатичному парку, очаровавшему их своей синергией.
К сожалению, бОльшая часть жителей и города, и района, и прилегающей к парку улицы, у которых в душах был полный раздрай от происходящего со страной, молчаливо взирала на происходящее, не предпринимая никаких попыток по спасению парка.
В последние пять лет ситуацию с японским уголком в Киеве пытались спасти местные буддисты: община дзен Сото (одного из направлений дзен-буддизма) время от времени проводила в парке настоящие субботники, на которых чистила прилегающую к саду камней территорию и отмывала ступу. Это помогало, но… ненадолго. Да и сам сад к этому времени уже явно утратил свой уют и былое очарование, тем не менее, оставаясь культовым для киевских последователей учения Будды местом. По самому же парку все так же, как и раньше, гуляли многочисленные мамаши с колясками, не задумываясь о быстротечности и неумолимости Времени.
Все течет, все изменяется…
Должно было что-то произойти, чтобы отрицательный тренд в жизни парка изменился на положительный. Таким событием-катализатором стало ЕВРО — 2012. Украинско-польский мундиаль получил из 2002 года меседж от японско-корейского мундиаля. Как никак, а 2012 год — не только год чемпионата Европы по футболу, но и сорокалетний юбилей парка!
Начиная с лета 2011 года, Киев начали приводить в порядок, власти снова вспомнили о парке с японским садом камней и дзенской пагодой.
Саду камней постарались вернуть его первоначальный внешний вид, предусмотренный проектом 1981 года, мостик восстановили и даже достроили еще один, пустили воду в пруд. Не обошлось и без приятных усовершенствований: возле ступы, по совету японских специалистов, поставили деревянный чайный домик, а вокруг садовой территории появились беседка и очень красивые японские фонарики.
В дополнение ко всему со стороны улицы Киото в этот японский уголок был установлен отдельный парадный вход, напоминающий синтоистсткие тории.
А 3-го сентября 2011 года состоялось торжественное открытие реконструированного парка с участием городской администрации, на котором не только собралось множество киевлян, но и присутствовала официальная японская делегация – мер города Киото Дайсаку Кадокава со своими коллегами. В газетах и интернет-изданиях писали, что в одном из интервью Дайсаку Кадокава искренне признался: — Я чувствую себя здесь, как дома.
Кульминацией праздника стало высаживание японских сакур, в котором принимал участие и сам высокий гость.
Двухрядная аллея из более чем 360 японских сакур высажена голландскими саженцами, подаренными Киеву японской компанией. Протяженность аллеи почти один километр (987,45 м) и поэтому аллея сакур занесена в Книгу рекордов Украины.
Гуляя аллеями и дорожками парка Киото, я любовался молодыми сакурами, созерцал Красоту парка в целом, и размышлял о ее природе. Вспомнил как Всеволод Овчинников в своей "Ветка сакуры" писал, что мерилами красоты у японцев служат четыре понятия, три из которых (саби, ваби, сибуй) уходят корнями в древнюю религию синто, а четвертое (югэн) навеяно буддийской философией.
Слово первое – «саби». Все, что неестественно, не может быть красивым... . Саби, стало быть, – это неподдельная ржавость, архаическое несовершенство, прелесть старины, печать времени.
Ваби – это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого, то есть в представлении японцев вульгарного. Ваби – это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты.
Если спросить японца, что такое сибуй, он ответит: то, что человек с хорошим вкусом назовет красивым. Сибуй, таким образом, означает окончательный приговор в оценке красоты. Сибуй – это красота простоты плюс красота естественности.
Югэн, или прелесть недосказанности, – это та красота, которая скромно лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя.
Как тут не согласиться с известным автором. Благодаря цветку сакуры, ставшему национальным символом Японии, я смог прикоснуться к прекрасному, почувствовать величие мелочей жизни, которые окружают и незаметно радуют наши души!
И мне остается только надеяться на лучшее...
Я хочу, мечтаю, чтобы лет через 20-30 киевская аллея сакур приняла такой или подобный вид, как вот на этой картинке из интернета.