Киевский скульптурный проект (Kyiv Sculpture Project), далее KSP — первый в Украине Международный фестиваль современной скульптуры.
Когда я в буквальном смысле слова наткнулся в инете на информацию о фестивале, то сказал себе: Александр ты должен там побывать и не один, а с супругой и друзьями (на Украине еще говорят — с друзяками).
И вот в прошедший выходной мы искупали себя в красотах ботанического сада ( об этом следующий пост ), а главное приобщились к современным мировым тенденциям развития скульптурного искусства, познакомились с интересными работами молодых художников из Украины и других стран.
Прежде чем пройтись по аллеям фестивального парка, расположенным на территории Национального ботанического сада им. Н.Н. Гришка в порядке пролога к прогулке сделаю краткое вступление.
Учредители KSP так декларируют главную свою цель — создать проект, который открывает новый взгляд на пластическое искусство и роль скульптуры для города и его жителей. Они считают KSP вполне конкурентным на международном уровне, способным стать катализатором развития современной украинской скульптуры и, конечно же, одной из новых визитных карточек Киева в будущем.
Партнером KSP 2012 стал самый большой парк скульптуры в Европе Yorkshire Sculpture Park.
Площадки фестиваля раскрывают два проекта — основной проект с инсталяцией работ финалистов конкурса современной скульптуры (15 молодых художников из 6 стран; всего же в конкурсе участвовало 297 художников из 39 стран мира), а также специальный проект, в рамках которого в Украине впервые представлены скульптуры выдающихся художников XXI столетия.
Не буду больше томить Вас, давайте ознакомимся с экспозициями обоих проектов фестиваля.
Специальный проект
Все пять скульптур размещены на альпийской горке ботанического сада.
1. Жауме Пленса "Дом знаний", 2010 г.
Это знаковая скульптура испанского художника, если быть точнее — каталонца Пленсы, является его визитной карточкой. Весит 6 тонн, высота — 8 метров. Скульптура изображает сидящего человека, сделанного из металлических букв. Каждый желающий может зайти внутрь «Дома знаний» и посмотреть на мир сквозь белое кружево букв. Говорят, что по ночам работа светится изнутри, превращаясь в светоч искусства в буквальном смысле этого слова.
Жауме Пленса участник более 110 групповых и 130 персональных выставок. Пленса — один из символов современности. Тридцать его скульптур установлены на постоянной основе в самых передовых городах мира от Чикаго до Сеула. Работы Жауме украшают самый высокий небоскреб мира в Дубае и нью-йоркскую Медисон Сквер Гарден, здание Би-Би-Си в Лондоне и площадь Массена в Ницце. Один из самых ярких и громких проектов скульптор создал для Чикаго. Фонтан в Миллениум-парке из двух огромных плит, по которым стекает вода и на которые проецируются лица жителей города, стал главной достопримечательностью мегаполиса.
"Дом знаний" — это только частица целой семьи "зданий — скульптур", задуманных художником как телесная оболочка для души. Любовь к тексту, который Пленса использует в своих скульптурах, идет из детства художника, которое проходило в окружении книг — "леса букв", по его собственному высказыванию. Именно текст придает идеям и мыслям материальную форму.
После такого комментария, прочитанного на табличке возле скульптуры, мое восхищение скульптурой только усилилось и я стал поклонником творчества Жауме Пленса.
2. Ева Ротшильд "Кое-кто и некоторые" , 2008 г., ( в украинском переводе звучит: "Дехто і дехто"
Ева Ротшильд, ирландка, родилась в Дублине, но живет и работает в Лондоне. В 1993 году она с отличием окончила факультет прикладных искусств Ольстерского университета в Белфасте. Через 6 лет получила степень мастера в лондонском колледже Голдсмита. Имеет репутацию одного из ведущих британских скульпторов.
Произведения Евы Ротшильд экспонировались во многих странах, в том числе в Ирландии, Англии, Италии, Швейцарии, Греции, Австралии, России и других.
В своих оригинальных геометрических и асимметричных конструкциях она использует такие разные материалы, как металл, стекло, кожа и плексиглас. Творя, Ева исследует возможности скульптуры через форму, пространство и цвет. «Некоторые и некоторые» (еще одна интерпретация названия композиции) является показательным примером её творчества в целом. Так критиками отмечается, что несмотря на свою стройность, работа имеет мощную энергетику, ощущение которой усиливается яркими цветами полос на черном фоне.
Конструкция ( как по мне — сложно назвать это скульптурой), которая выставлена на фестивальной площадке производит впечатление простенькой композиции, но какая-то же идея, запрятанная в абстрактном названии, была заложена? Табличку с комментом специалистов я не прочитал, а потому выскажу свое мнение. Это прикол на тему: " Для некоторых — Триумфальная арка, а для кое-кого, может быть — Арка позора" или еще что-либо подобное ...
3. Суй Цзяньго "Наследственная Мантия", 1996, Китай
На создание работы "Наследственная Мантия" в 1996 году художника вдохновил знаковый китель — френч китайского лидера Мао. Этот символ лучше всего отвечал реакции Суй Цзяньго на перемены, которые происходили в его родной стране, начиная с "культурной революции" 1996 года до нынешнего курса на капитализм.
Сам Цзяньго замечает, что наследие Мао ощущается в Китае и сегодня. Однако обещания его эпохи оказались пустыми, что и символизирует пустота внутри каждого кителя-френча.
«Пустота внутри фигур символизирует идеи самого Великого Мао, которыми все восторгались, но которые, как показала история, оказались пустыми»,— прокомментировал смысл своей работы автор. Как я понял — форма есть, а содержание отсутствует.
Суй Цзяньго — выдающийся современный китайский художник, профессор кафедры скульптуры Центральной академии изящных искусств в Пекине.
Цзяньго популярен в среде коллекционеров и больших музеев мира последние тридцать лет.
4. Магдалена Абаканович "Сидящая фигура", чугун, 2010, Польша
Скульптура Магдалены Абаканович "Сидящая фигура" воплощает травматический опыт ее юных лет жизни в Польше, где художница родилась в аристократической семье в 1930 году.
Автор рассматривает связь между не контролированной стаей и уязвимостью отдельного человека, которую сама художница остро почувствовала, когда толпа на некоторое время разлучила её с семьей в Варшаве в 1944 году.
Магдалена Абаканович — наиболее известный в мире скульптор польского происхождения. Ее первая выставка состоялась боле 50-и лет назад. Абаканович за свои работы получила множество наград, среди которых гран-при биеннале в Сан-Паулу в Бразилии в 1965-м, всемирную премию Леонардо да Винчи (Мексика) в 1997-м, международную премию за вклад в современную скульптуру (Гамильтон, Нью-Джерси, США) в 2005-м. Магдалена — профессор многих престижных художественных академий, в том числе Королевского коледжа искусств (Великобритания).
5.Найджел Холл "Широкий пассаж", 2007, Великобритания
Хочу привести комментарий организаторов фестиваля к скульптурной композиции Найджела : "Создавать свои объекты, которые сам художник характеризует как портреты местностей, Холл начал еще в детстве. Его работы — не просто зарисовки пейзажей. Они олицетворяют личный опыт художника, полученный в разных местах, впечатления от погоды и пеших прогулок. «Широкий пассаж» приглашает зрителя к воображаемой поездке. Наблюдать эту скульптуру необходимо под разными углами зрения и с учетом его окружения."
Возможно последнее утверждение имеет под собой какое-либо основание, но откровенно говоря, сколько я не ходил вокруг "широкого пассажа" — ничего не почувствовал и поэтому в кадр не взял. Но для вас я выкладываю копию фото скульптурной композиции снятого Андреем Горбом, фотографом фестиваля.
Найджел Холл провел за 30 лет творческой деятельности 50 персональных выставок, в том числе последняя в 2011 году в Королевской Академии Искусств (Великобритания). Работы Холла находятся в более чем 100 корпоративных и частных коллекциях, а также в государственных музеях Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Берлина, Токио, Сиднея, Лос-Анджелеса и других городов.
Заканчивая первую часть заметки, хочу рассказать об одном креативном ходе организаторов Первого международного фестиваля современной скульптуры в Киеве и выразить им респект!
С 16 по 17 июня с 10.00 до 20.00 в Национальном ботаническом саду имени Гришко в рамках KSP проводилась акция, направленная на установление всеукраинского рекорда по созданию скульптурной композиции наибольшим количеством людей. В создании трехметровой лилии из карандашей примут участие 8 000 посетителей фестиваля.
Вот так "Киевская лилия" должна выглядеть по завершению процесса создания,
а вот так она выглядела 17 июня 2012 в 10-зо,
так в 11-оо
и вот так к часам 15-оо
Надеюсь, что рекорд состоится!!!