Всем привет!
Прежде всего, хочу поблагодарить тех блоггеров ТУРБИНА РУ, которые проявили интерес к моему фотоальбому «Путешествие во времени» [tourbina.ru/authors/piksel/tr… и, судя по оценкам, положительно отнеслись к проделанной работе.
Сегодня мне хочется рассказать вам историю одного необыкновенного здания, расположенного практически в историческом центре Киева и являющегося украшением города.
Судьба здания необычна и, выражаясь образно, камни этого удивительного сооружения могут рассказать о многом: об истории возникновения здания, имя которому Кенаса, о людях инициировавших и участвовавших в его строительстве, об истории перемен в судьбе здания.
Именно это и будет предметом данной заметки.
Итак, о здании. Оно находится по адресу ул. Ярославов Вал, 7 – всего в нескольких десятках метров от Золотых ворот (там же и ст. метро «Золотые ворота») и при подходе к нему с первого взгляда не производит особого впечатления. Тем более, что зеленеющее дерево закрывает передний план.
Подходим ближе и смотрим на здание в анфас, т.е. лицевая часть здания обращена прямо на нас.
Теперь уже видно, что вид у него строгий и, я бы сказал, торжественный. И в тоже время не покидает ощущение незавершенности архитектуры. Так и хочется продлить вертикальные линии вверх.
С другой точки осмотра, возникает аналогичное чувство.
Разум подсказывает, что увиденное ассоциативно очень похоже на входную группу какого-то храмового сооружения, и стоит мысленно дополнить здание куполом, крестом как образ Храма сразу складывается в твоем изображении…
Поиск ответов на возникшие вопросы открыл мне очень интересную информацию.
Это здание, построенное в мавритано-арабском стиле в начале ХХ века, принадлежало киевским караимам — иудаистской религиозной общине, признающей Писаный закон (Ветхий завет) вместо Талмуда.
Здание, действительно, возводилось как Храм для отправления культово-религиозных потребностей караимов. Храм на караимском языке произносится как Кенаса — именно так, без склонения и с ударением на последнем слоге.
Кенаса сооружалась по заказу табачного магната и главы городской караимской общины Соломона Когена, человека глубоко верующего и чтящего религию своего народа. Специально для строительства кенасы магнат купил усадьбу на Ярославом Валу. Строительство длилось несколько лет (с 1898), в 1900 было прекращено в связи со смертью магната, но возобновилось снова и, наконец, Кенаса была торжественно открыта в 1902 году.
Торжественное освящение Кенасса совершил 27 января 1902 года гахам Таврический и Одесский Самуил Пампулов. На церемонии присутствовали вице-губернатор, городской голова, ректор университета, другие «официальные лица».
Возведена Кенаса по проекту популярного в то время архитектора Владислава Городецкого. Постройка отличалась торжественной красотой и роскошью отделки. Городецкий и его друг итальянский скульптор Элио Саля не поскупились на богатый декор; сооружение было украшено замечательным куполом со шпилем и чрезвычайной красоты лепными украшениями в виде арабесок работы итальянца Элио Саля с использованием довольно дорогого к тому времени материала — цемента.
Во многих работах, проводившихся по проектам Городецкого, включая Кенаса, участвовал инженер Антон Эмильевич Страус, разработчик нового метода установки бетонных свай.
Выстроенная Кенаса отличалась не только красотой, она, по последнему слову техники, была снабжена электрическим освещением, паровым отоплением и вентиляцией.
Кенаса дошла до нас в несколько поврежденном виде, в частности отсутствует купол, который венчал здание — его сбили большевики, отобравшие у караимов их Кенаса после революции.
В инете я нашел снимок, сделанный в 1900 году, который дает представление как выглядела Кенаса до 1917 года.
В период с 1902 года по 1917 год Кенаса использовалась кераимами по прямому назначению и олицетворяла собой духовный центр караимской общины, обосновавшейся в Киеве в 1850 году (численность общины в 1896 году составляла 800 человек). До постройки Кенаса религиозные службы проводились в арендуемых помещениях.
После установления советской власти Кенасса была закрыта. Деятельность общины была прекращена. С 1926 года здесь было помещение политпросвета, потом – кукольный театр, а с 1952 года в бывшей Кенаса открыли кинотеатр «Заря» ( в котором мне, будучи тогда еще отроком, довелось посмотреть несколько фильмов) ; причем Кенаса пришлось немного реконструировать. Так, для помещения касс слева от постройки оборудовали флигельное здание соседней усадьбы по адресу Ярославов Вал, 5. Затем в здании был размещен Республиканский Дом актёра.
В постсоветском периоде Кенаса продолжает использоваться не по назначению. Её занимает Союз театральных деятелей, также в здании Кенаса по прежнему находится Дом актёра, о чем свидетельствует соответствующая вывеска на фасаде здания. В помещениях Кенаса проводятся выставки и выступления актеров.
Киевское караимское национальное общество «Догунма» («Возрождение») отстаивает право на возвращение данного культового сооружения общине. По последней переписи населения в Киеве насчитывается около 100 караимов.
Конечно, здесь надо было бы подробнее рассмотреть вопрос о драматичной судьбе караимов – древнего, малого, но гордого народа. Караимы - народ с загадочным прошлым, уходящим вглубь веков, с интересными обычаями, самобытной культурой и своеобразной религией.
Моим первым порывом, тем более, что этого требовала и логика повествования, рассказать в этом посте - кто такие караимы, откуда их корни?
Но после изучения материала и нескольких попыток сформулировать ответ на эти вопросы в два, максимум три абзаца, я понял, что тема очень сложная, запутанная и должна быть раскрыта отдельным постом и скорее всего в формате ЖЖ.
Заинтересовавшимся темой даю ссылки сайтов по истории караимов
mykiev.info/ru/buildings/kara… caraimica.org ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Qa… eleven.co.il/article/11972 zn.ua/articles/14682
p.s.
Рецепты изготовления традиционного национального блюда караимов - пирожков кибинай можно найти тут: [forum.say7.info/topic13168.ht… и много других сайтов - рецептов в гугле по запросу «кибинай».