34 материалa по 9 объектам, 1 020 фотографий
- GPS
- Узбекистан, Ичан-Кала, Хива, Узбекистан
В лесу двухсот колонн
Такие искусства, как изготовление майолики с цветочными и геометрическими узорами и резьба по дереву, восходят истоками к глубокой древности.
старинная резная дверь в музее истории Хорезма
Хивинские мастера издавна специализируются на отделке дверей, ворот, карнизов, колонн и мебели. Их творения по праву считаются частью центральноазиатского художественного наследия.
фрагмент старинной резной двери в музее истории Хорезма
Прогуливаясь по Хиве, нам повезло заглянуть в одну из мастерских, расположенную в старом здании медресе или караван-сарая, и понаблюдать за работой современного резчика.
Гордостью и отличительной особенностью старого города в Хиве считаются деревянные двери, покрытые богатым орнаментом. Заказов хватает и сегодня, причём нынешние мастера пытаются сохранить многовековые традиции ручного ремесла и передать их молодому поколению.
.
Работают в основном с древесиной местных пород, как правило, вязов. Поверхности обрабатывают хлопковым или льняным маслом. Традиционный вид орнамента — стилизованно растительный.
Мастерская попалась нам на пути, как раз вовремя, когда мы направлялись в центр Ичан-Калы, к месту, которое считается точкой отсчета при осмотре достопримечательностей Хивы — старинной мечети Джума.
.
Центральный вход в мечеть Джума представляет собой деревянную дверь, богато декорированную орнаментальной резьбой. Этой двери более семи веков!
Джума-мечеть (пятничная) строилась в конце 18 века на месте более древней мечети, которую хоть и снесли, но отдавая дань древним традициям, решили сделать новую именно такой, какой была её предшественница, возведённая в 10 веке.
Поэтому Джума-мечеть отличается от более поздних классических строений Востока — у неё нет ни порталов, ни арок, ни куполов. Это просто прямоугольное одноэтажное здание, внутри которого помещается огромный зал с плоской кровлей и естественным освещением через три специальных потолочных отверстия.
Подобное освещение, редко применяемое уже много столетий, с периода раннего средневековья, создаёт приятный полумрак с загадочной игрой света и теней, но для современного фотографа — это кошмар 😉 С какого ракурса ни снимай, все кадры выходят засвеченными.
Остаётся лишь зачарованно смотреть своими глазами на нежные переливы света, играющие на резных стволах густого леса колонн и получать эстетическое удовольствие.
Собственно, это главное, чем славится Джума-мечеть — её 213 деревянных колонн, поддерживающих плоскую кровлю.
По этим колоннам можно изучать историю искусства резьбы по дереву и отчасти историю вообще, словно попал в музей, рассказывающий о стиле хивинской резьбы по дереву в разные времена.
Дело в том, что все 213 колонн различны по размерам, форме и отделке. Самые древние сохранились с 10 века, они представляют собой особую ценность. Некоторые колонны, судя по стилю орнамента, датируются 11-14 веками. Колонны, относящиеся к 16 веку, определили по резьбе с плоским рельефом, выполненной с явным подражанием древним мастерам.
Есть колонны, полученные мечетью в качестве трофеев и есть — завещанные ей по наследству. Несколько штук были перенесены из других старинных зданий. Даже высота их различна и варьируется от 4 до 5 метров. И только одно является общим — их несомненная на сегодняшний день, художественная ценность.
Одновременно с Джума-мечетью, в конце 17 века, был возведён её минарет. Сейчас он самый древний в Хиве, и своим расположением отмечает отмечает место пересечения двух главных улиц.
Подняться на минарет, стоящий в географически центральной точке Ичан-Калы, означает возможность увидеть старый город в полном объёме, находясь в самом его сердце.
Надо ли говорить о том, что едва узнав о такой возможности, я сразу рванула наверх. Мимоходом удивилась, что почти никто из множества посетителей знаменитой мечети не спешил последовать моему примеру.
Задумываться о реальных пропорциях башни я начала не сразу. На первых винтах подъема почти не смущали цифры: высота минарета — 33 метра при диаметре основания — 6.5 метров...
В общем трудности оценила уже по факту, когда на определенной высоте диаметр башни стал слишком мал, а ступени через чур круты. Подниматься стоя было невозможно, а согнувшись, не за что держаться, разве что за верхние ступени. Так и ползла несколько последних пролётов, будто по стремянке.
Зато наверху, сквозь отверстия фонаря минарета, действительно открылись виды на все четыре стороны. Удивительный город-музей, целиком включённый в списки ЮНЕСКО, раскрылся перед глазами во всей красе.
.
- Адрес:
Ичан-Кала, Хива, Узбекистан
Дешёвый ✈️ по направлению Хива
- 20 мая 2020, 09:13удалитьТот случай, когда видишь, действительно, весь город сразу
- 20 мая 2020, 09:47удалитьнам в 2008-м разрешили в Самарканде на один из минаретом Регистана залезть, с милиционером договорились за какие-то смешные деньги
я правда боялся, что минарет под нашей тяжестью рухнет)) - 20 мая 2020, 12:29удалить
Almazoffнаписал 20 мая в 17:47
нам в 2008-м разрешили в Самарканде на один из минаретом Регистана залезть, с милиционером договорились за какие-то смешные деньги
я правда боялся, что минарет под нашей тяжестью рухнет))
Недооцениваете старинных мастеров. - 20 мая 2020, 12:46удалитьвремя творения мастеров неумолимо точит))
- 20 мая 2020, 17:47удалитьСмотря сколько вас там было, минареты крепкими строили, но наверх обычно один муэдзин поднимался )
- 20 мая 2020, 12:29удалитьЯ бы тоже полезла наверх. Смотреть, так смотреть!
Оно того стоит! - 20 мая 2020, 17:48удалитьМайнур, ну как не полезть-то 😀
Наверх — это ж наше всё - 20 мая 2020, 13:02удалитьОксан, а сползала-то с минарета как?
Про колонны Джума мечеть уже читала у кого-то и сразу захотелось увидеть. очень похоже на Мескиту в Кордобе, только там колонные каменные. - 20 мая 2020, 17:52удалитьЛена, я почему-то в красках вижу, как ползла наверх и совсем не запомнила спуска.
С Мескитой, конечно, есть ассоциации, но визуальный эффект в Джуме иной. Там есть одна ниша в центре дальней стены, и если в нише стоять, то оказываешься как бы центром «солнца», от которого колонны расходятся лучами, и каждая следующая не видна за предыдущей. Интересный такой эффект - 20 мая 2020, 14:13удалитьКакие золотые ручки у мастеров. Всегда восхищалась резьбой, и не важно по чему — кости, дереву, металлу или камню (Кришна Мандир – эпосы Махабхарата и Рамаяна в камне. Ч.131).
Спасибо, Оксана, за фото и рассказ, что можно увидеть - 20 мая 2020, 17:58удалитьИ я тоже. Но резьба по камню для меня особенно привлекательна
- 20 мая 2020, 14:51удалитьСпасибо,Оксик,за твой отчаянный героический поступок,зато фотки получились замечательные,великолепная красивая панорама ! 👌😋
- 20 мая 2020, 18:08удалитьСпасибо 😉
Я бы ещё по городской стене погуляла, как мы с вами в Обидуше, но возможности так и не выпало - 20 мая 2020, 21:52удалитьЭх, я бы тоже наверх рванула! :))
Колонны с потрясающей резьбой! В общем, это не город, а просто кладезь красоты! :) - 20 мая 2020, 23:09удалитьЛен, я про тебя думала, когда лезла наверх. Я помню, в каком-то материале ты написала, что никогда не упускаешь куда-нибудь подняться ))
- 22 мая 2020, 06:19удалитьКружева-то трудно плести, а здесь кружева деревянные!
- 22 мая 2020, 11:05удалитьА это интересная аналогия )
Кстати, исторически сложилось, что нитяные кружева плетут женщины, а деревянные и каменные создают мужчины - 27 мая 2020, 18:34удалитьКонечно, ведь на каменные и деревянные кружева нужна как раз мужская физическая сила.
- 27 мая 2020, 23:11удалитьДа-да, само собой.
Это я к тому, что творческих способностей к созданию тонкой и замысловатой кружевной работы у мужчин не меньше - 28 мая 2020, 20:06удалитьВсе верно. Творческий ресурс у женщин и мужчин одинаковый, только мужчины его реже в себе открывают.
- 29 мая 2020, 01:12удалитьВот. Согласна. Ты меня верно сейчас поняла.
- 22 мая 2020, 23:06удалитьСпасибо за заметку,с большим удовольствием прочитала!
- 23 мая 2020, 20:10удалитьСпасибо за ваш интерес
- 27 мая 2020, 18:33удалитьНадо же сотни деревянеых резных колонн, какая уникальность!
- 29 мая 2020, 20:18удалитьМечеть шикарная, одна из изюминок Хивы безусловно!
- 1 июн 2020, 21:02удалитьЧисло колонн какое-то странное, 213. На фото все вроде квадратно-параллельно, или что-то так?
- 2 июн 2020, 07:18удалитьНа самом деле геометрия расположения этих колонн весьма своеобразная, так что меня указанное количество не смутило. Хотя лично не пересчитывала ))
- 28 июн 2020, 09:41удалитьА у меня впечатление от мечети — попадаешь в какой-то таинственный лес, где волшебник украсил кружевной резьбой все деревья вокруг своего жилья...Красиво...
- 28 июн 2020, 12:56удалитьТаня, мои впечатления очень похожи, поэтому и назвала так свою заметку