Одним из самых узнаваемых символов города есть застывшая в бетоне музыка Госпрома.
Проект здания был выбран на основе конкурса, который проводился в первой столице Украины в 1925 году. Среди плеяды архитекторов, участников конкурса был и архитектор Бекетов – сын знаменитого химика Бекетова, гению которого принадлежат многие исторические здания Харькова. Но победил проект, вобравший новые в то время идеи, под условным названием «Незваный гость» ленинградских архитекторов Сергея Саввича Серафимова, Самуила Мироновича Кравца и Марка Давидовича Фельгера.
Здание построено за рекордно короткие сроки – за три года. Начавшись в 1925 году строительство было приостановлено в 1926 году. И, только вмешательство Феликса Дзержинского, который посетил стройку, продвинуло дело. Нужно отметить, что район, где строился Госпром и расположилась самая большая в Европе площадь, которая долгое время, вплоть до 1991 года носила имя Ф. Дзержинского, ранее был застроен лачугами, где располагались знаменитые бандитские «малины».
Госпром строился методом скользящей опалубки, заливка бетоном производилась вручную. Затем эта практика была использована при строительстве ДнепроГЭСа. Именно это придало сооружению значительную прочность. Так, пожар, устроенный в здании фашистами при отступлении, не повредил его.
На здании в 50-х годах прошлого века была установлена одна из первых в СССР вышка для трансляции телерадиопередач.
Экскурсоводы, рассказывая о Госпроме, говорят, что архитектура здания была инициирована мелодией «Интернационала». Блоки этого здания высотой 4 -7-11 этажей повторяют пропорцию Пифагора с именем «кварта». Бытует мнение, что архитекторы и воплотили в бетоне первую фразу звуков этой мелодии.
Вот такой он, узнаваемый и необычный символ Харькова..