293 материалa по 53 объектам, 6 936 фотографий
- GPS
- Непал,
Эротический храм Джаганнатх и попытка осмыслить Тантру. Ч.33
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Двухэтажный храм стоит на трехъярусной платформе. На четырех углах платформы находятся четыре миниатюрных двухэтажных храма, каждый из которых также построен в стандартном стиле пагоды. Эта модель называется Панчаян, где пять божеств – Сурья (солнце), Шива, Ганеш, Бхагавати и Вишну закреплены в пяти храмах, одном большом и в четырех миниатюрных. К сожалению, вложения миниатюрных храмов были украдены, и в настоящее время они стоят пустыми без богов, которые служили для защиты.
«Храм состоит из двух наборов стен. Внутренний набор обычно включает божеств и называется «Гарбха Гриха» (или святилище). Храмы, построенные по этой конструкции, называются «Та Девал» (большой храм). Однако в храме Джаганнатх изображения Джаганнатха с сестрой Субхадра и братом Балрамом размещены за пределами «Гарбха Гриха». Эти фигуры были сделаны из сандалового дерева, и только лицо изготовлено из глины. Двери восточного храма открываются, чтобы каждое утро показывать этих божеств во время пуджи, когда верующие могут получить «даршан» (отдать дань уважения божествам»//.
Внутри Гарбха Гриха лежит каменный образ Чатур Мурти Вишну. Chatur Murti или Chaturvyuha Vishnu — редкая скульптура, которая сочетает в себе четыре фигуры в одной. Эта фигура, датированная 1563 годом, была установлена в храме королем XVI века (1563 г.) Махендра Маллой Она включает в себя изображения Васудева, Санкаршана, Прадюмны и Анируддхи, смотрящих на четыре стороны света. Деревянные образы Джаганнатха (Кришна, Субхадра и Валабхадра) выглядят новее, чем Чатурвюха Вишну.
Из медной надписи 1633 года, найденной на восточной двери храма, мы понимаем, что сам храм был построен во времена Лакшми Нарасимха Малла. Но Махендра Малла приукрасил образ Чатур Мурти Вишну, а позже Пратап Малла установил эту надпись снаружи.
Нижний уровень храма имеет по три двери с каждой стороны, но только средние двери имеют деревянную раму, которая позволяет ему открыться в храм, остальные двери ложные. Каждая центральная дверь имеет торану. В храме есть внутреннее святилище, в которое могут войти только священники.
Стоит внимательно приглядеться к стойкам, поддерживающим крышу, они замечательны! Стойки изображают множество многоруких и многоголовых тантрических божеств, обильно украшенных коронами и ювелирными изделиями. К сожалению, у большинства из них отсутствуют руки, причиной этому стал естественный износ на протяжении многих веков.
Распорки-опоры крыши обладают выдающейся эротической резьбой, несущей яркую сексуальную направленность. Храм Джаганнатх особенно популярен среди туристов именно за это, и можно увидеть множество зевак вокруг, тешущих себя надеждой разглядеть вожделенные скульптурные изображения. Наш Прован нарочито стыдливо рассказывает нам о них, и показывает отдельные детали. Но мы уже были в индийском Кхаджурахо, и нам все это не в новинку, да и качество деревянной резьбы здесь будет похуже той «Камасутры» в камне. Сами мы делать фото не стали, уж больно ждал от нас этого Прован, но для любопытствующих приведу несколько фото из интернета, отображающих то, чем могут «похвастаться» непальцы.
«Есть две теории, которые объясняют наличие эротической символики в этом храме. Согласно одной из теорий, такого рода резьбу часто помещают в храмы, как считается, чтобы молния не поражала храм во время грозы и отгоняла призраков, злых духов и отрицательную энергию. Другие считают, что каждое изображение символизирует тантрические знания, и когда все фигуры читаются вместе, они составляют мантру, с которой осуществляется тантрическое поклонение — понимается только теми, кто может расшифровать эротические образы.
Не случайно эти чувственные образы должны существовать в храме Кришны, который является не кем иным, как воплощением Вишну. Известно ведь, что Кришна, в конце концов, любовное божество, у которого было много любовниц и жен. Многие легенды, эпосы и картины говорят, что у Кришны было сто восемь девушек, называемых gopinis».
Еще перед поездкой я понимала, что еду в страну с гремучей смесью индуизма и буддизма, подкрепленной странной, восторженной практикой Тантры. Но реальность перового же дня показала противоречие между истовой верой непальцев с их ежедневными поклонениями святыням и находящимися над ними эротическими позами людей и даже животных. Захотелось уточнить для себя, как может сочетаться набожность и земные, считающиеся в христианстве греховные мысли. Спрашивать у гида было бесполезно – языковый барьер (каждому из нас английский был не родным), да и интуитивное ощущение того, что он не сильно сведущ в этом вопросе.
В путеводителях нашла лишь слабое объяснение: резьба защищала здания от молнии, шокируя богиню разрушения и отгоняя ее. Но это было как-то странно, и я этому не поверила сразу, но заодно узнала, что эротические виньетки сопровождают многие основные тантрические объекты – от храмов в центре города и до кремационных гат Пашутати, святынь Богини-матери и бывших дворцов королей, мест, которые, как полагают, притягивают и направляют мощную энергию. После этого пришли мысли о том, как собственно мы воспринимаем тантру? Для европейцев, похоже, это пример сверхчеловеческой сексуальной выносливости, и мы понятия не имели, как это связано с верованиями в Непале (и в Индии тоже). Более того, у нас часто путают понятия Тантра и Кама Сутра, индийского трактата о сексе второго века, который был вновь открыт для мира в последние годы эпохи викторианства.
Тантру объявили оплотом сексуальной свободы, противоядием от тревог и волнений нашего времени. Многочисленные общества феминисток с удовольствием взяли ее себе на вооружение, а поп-звезды с их психоделикой и медитациями вовсю стали использовать тантрические практики без понимания религиозных основ философии Тантры.
«Никто не знает, сколько лет ей, хотя есть намеки на нее в древнейшей литературе Индии. Корни Тантры распространяются глубоко и происходят из анимистских убеждений и деревенских культов преимущественно женских божеств. Тантра с самого начала процветала на периферии, вдали от центров иерархического контроля. К средневековью она была широко распространена в Бенгалии, Кашмире и части южной Индии. С ее акцентом на мощную женскую энергию, или шакти, она всегда была в противоречии с патриархальными религиями, и, в конечном счете, с ростом ислама, православного индуизма и христианства на субконтиненте, она оказался низведена до маргинальной позиции».
Вероятно, около седьмого века, но, не позже 12 века, тантра завладела умами в плодородной долине Катманду — площадью 220 квадратных миль, окруженная горами, и далекой от досягаемости империй. Здесь, усиленная местным шаманизмом, культами Богини-матери и древней культурой неваров, Тантра нашла естественный дом. Она остается мощной формой религиозной практики и по сей день в стране.
«Тантра за кулисами каждого государственного события. Каждый фестиваль сопровождается ритуалами, проводимыми тантрическими священниками. Но нормальные домохозяйки также могут быть тантрическими практиками. Тантрики выполняют два типа поклонения: экзотерическое поклонение, открытое, со всеми остальными, на фестивалях или в храмах — и эзотерическое поклонение, которое является более мощным. Они делают это в тайных святынях в буддийских дворах и индуистских храмах, или на верхнем этаже своих домов».
Ученые Непала считают, что Тантра является невидимым хребтом, протекающим через индуистские и буддийские системы верований в долине, и это внутреннее поклонение, как полагают, «разряжает подводный поток творческой и защитной энергии в мире». Один из местных профессоров призывает смотреть на тантрические образы не «невинными» глазами мирянина, а внутренним взглядом практикующего тантрику. «Язык и образы Тантры намеренно вводят в заблуждение, – признался он — Так что глупые и невежественные не поймут этого. Они оказываются потерянными, как в лабиринте». С его точки зрения Тантра – это наикратчайший путь к просветлению, способ достижения нирваны в течение этой жизни, не ожидая следующего круга колеса перерождений. Но такой скоростной способ таит в себе большие опасности и нужно иметь очень хорошего гуру-проводника, чтобы ученик прошел через препятствия без потерь.
Мне было интересно читать профессора Mukunda Raj Aryal, одного из известных непальских экспертов тантрики, но, поверьте, мозг пух от бессилия понять его постулаты. Например, как вам это?
Непальский профессора Mukunda Raj Aryal, один из известных непальских экспертов тантрики. Из интернета
«Все здания и сооружения на площади Дурбар — это священные мандалы, геометрические конструкции, представляющие, если хотите, ДНК богов. Они предназначены для излучения энергии, это канал между небом и землей. И как двустороннем зеркале, они отражают состояние нации, настроение народа. Если в стране не все хорошо, если будут гражданские беспорядки или засуха, скажем, образы богов в святынях внутри начнут потеть, или их лица могут треснуть».
Хотя, если задуматься, и провести параллель с нашими храмами и иконами, то ведь есть и у нас такое понятие, как «обретение», «мироточение» и появление в разрушенных храмах фресок, на глазах у мирян, возникающих из ниоткуда. И, наверное, можно согласиться с профессором, что
наше собственное тело «подобно храму, являясь отражением вселенной, и мы можем однажды обрести энергию богов».
Я не буду полностью описывать то, что профессор объяснял в своей статье, уж больно революционно это звучит, бросая вызов большинству основных религий мира. Приведу наиболее приличные места – «Христианство, иудаизм и ислам все описывают грехи плоти, рассматривая тело, с его ограничениями и грубыми импульсами, как одно из величайших препятствий человечества к божественному. Условно религиозного искателя учат стыдиться его или себя; верить, что небеса естественным образом не выражаются в плоти и крови, а в мире духа; что только преодолевая земные желания, они могут надеяться достичь Бога. Тантра переворачивает все это на голову и делает само тело инструментом просветления.
Тантра перевернула духовную гегемонию Индии, борясь с ней из безупречных рук брахминской элиты и засовывая ее в грязные, окровавленные руки мясников, проституток и неприкасаемых. Она была подкреплена сильным убеждением: что социальная гордость и вера в унаследованные добродетели были самыми большими препятствиями на пути к духовному освобождению».
По иронии судьбы, хотя это началось как крестьянское движение, Тантра, в конце концов, прошла полный круг и была принята элитой, которая верила, что это может сделать их непобедимыми. Благодаря тантрической практике цари верили, что они стали физически едины со своим царством, собрав в своем теле энергию подданных. В общем, она давала возможность получить власть над народом и удерживать ее как можно дольше.
Интересно, что все изображенные позы со странно вывернутыми руками и стоящими на головах персонажами, оказывается, несут в себе какие-то сообщения и посылы и только посвященный способен читать их правильно. Остальные видят в них только Кама Сутру, в смысле руководства сексуальной практикой.
Наравне с изобилием украшений снаружи, внутренняя святыня храмов очень проста, совершенно без украшений, «как семя, встроенное в утробу матери. Внутренность храма представляет внутреннее состояние, куда направлена эта энергия; где ум становится свободным от борьбы, где есть тишина, где Шакти находит союз с Шивой».
Удивительно и то, что повреждения в ходе землетрясения 2011 года очень выборочно коснулись разных зданий и сооружений. Верхние ярусы башни Басантапур рухнули на землю, разрушился старый королевский дворец, был полностью разрушен древний павильон Кастамандап, просто исчезли храмы Трейлокья Мохан Нараян и Маджу Девал. При этом за углом храм Шива-Парвати был невредим, как и маленький храм Джаганнатх. И уже не удивляешься тому, что и резиденция живой богини осталась нетронутой. Сама Богиня, как пишется в интернете, в это ужасающее время сидела на троне, в окружении молящихся за нее священников.
Профессор Mukunda считает, что землетрясение в Катманду стало карой богов за отсутствие уважения к богам – «Тантрическая корреляция между космосом и состоянием человека, между храмом и телом, резонанс человеческих действий в мире, проявилась в катастрофе эпических масштабов». И здесь его мысли и слова находятся в согласии с тем, что говорят христианские священники и даже Грета Тунберг, столь популярная сегодня во всем мире.
«Люди стали эгоистичными и жадными. Они строят большие дома, покупают большие автомобили, накапливают мусор». Профессор отмечает, что это не просто землетрясение в отдельно взятой стране, это грозное предупреждение всему миру и весь ужас в том, что если мы будем продолжать в том же духе, то «засуха, наводнения, штормы, землетрясения придут ко всем».
Интересно, что если бы гид не рассказал нам, что можно увидеть на резных стойках, то мы бы и не поняли, что именно этот храм является образцом непальской Камасутры. Стоящие рядом храмы нам показались вполне аналогичными – Другие храмы, рядом по соседству… Ч.34
Продолжение следует...
- Адрес:
Катманду, Дурбар,
Храм Джаганнатх
Дешёвый ✈️ по направлению Катманду
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Но красиво)))
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
И то ли будет в Бутане...
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: