293 материалa по 53 объектам, 6 936 фотографий
- GPS
- Непал,
Дом Живой Богини Кумари. Дворец или тюрьма? Ч.11
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Возле этого здания (Kumari Ghar) роится народ, люди входят и выходят, а некоторые сидят на ступеньках и никуда не торопятся. Основная масса этих людей вроде бы из местных, но трудно сказать, туристы ли это. Кумари Гар, как его часто называют, имеет важное социально-религиозное значение, и он построен в стиле буддийского монастыря. Ни один другой храм не может проиллюстрировать живую, дышащую и бесконечную религию Непала, представляющую собой дикую смесь индуизма, Буддизма и местных традиций.
Проход во внутренний дворик храма Кумари оформлен наличником с замысловатым резным козырьком. С двух сторон дворец сторожат каменные львы, они же являются опознавательным знаком дворца. И хотя эти цари зверей слегка пооблупились в своем окрасе, все же они продолжают бдеть и хранить то, что им доверено давным-давно. Следует отметить, что дворец ведет свою историю с 1549 года. За ажурным дверным проемом скрывается резиденция Живой Богини.
Мы привыкли к Деве Марии, чей образ носит разные названия в зависимости от мест обретения, он нам знаком и близок, но чтобы Богиня была живой, это неожиданно и вызывает интерес.
Мы поднимаемся по ступеням, чтобы нырнуть в узкий проход.
С двух сторон нам протягиваются фотографии этой местной знаменитости (Кумари-Живой Богини) с недетским макияжем сильно подведенных глаз. Обожествление юной девственницы овеяно различными легендами. Основная гласит, что давным-давно, когда еще боги жили среди смертных, одна из них (богиня Таледжу, Taleju) часто навещала тогдашнего короля из династии Малла. Они вели беседы, играли и иногда устраивали танцы. Частые встречи и совместный досуг привел к естественной развязке, и мужское начало возобладало над королем. Забыв о божественном происхождении Таледжу, король воспылал земной любовью к ней. Попытка обнять девушку закончилась печально: богиня в ужасе и обиде покинула наш бренный мир и надолго скрылась среди богов. Со временем король получил прощение, но отныне было принято решение, что общаться с земными королями богиня будет через юную девственницу, чтобы не возбуждать греховных мыслей. Как жест раскаяния короли стали почитать живое воплощение богини в виде чистой и непорочной девочки. Даже само слово «кумари» одним из значений имеет понятие чистоты и невинности. Так в древние времена родилась традиция чествования Кумари с ежегодным праздничным парадом. В период правления последнего короля династии Малла, а было это в середине 18 века, окончательно сформировались атрибуты этого празднования – шествия, колесницы и парадные одежды. Тогда же был построен и дворец для нее.
До 2008 года этот культ Кумари еще включал в себя некое странное действо во время праздника Индра Джатра, когда Живая Богиня должна была поставить тику (благоприятный знак) на лоб королю, который будет править в следующем году.
Богиня-девственница, кроме того, что выбираема из касты ювелиров Шакья, должна быть супер-невинна. Таким критериям может соответствовать 3-5-летняя девочка, которую отбирают из бедных семей специально созданной комиссией из священнослужителей, астрологов и различных важных персон. Этот ритуал выбора слегка напоминает аналогичный тибетский при выборе следующего ламы. Конечно, существует и визуальный стандарт, даже установлен канонический тип юной богини, а также ее соответствие определенному виду гороскопа. У девочки должны быть 32 благоприятных признака во внешности – тело как дерево баньяна (?), ресницы как у священной коровы и т.д. Тщательно рассматривают гироскоп кандидатки, чтобы он не был в антагонизме с королевским.
Высшая степень чистоты включает в себя и отсутствие повреждений на теле не только в момент выбора, но и в дальнейшей ее жизни. Данное обстоятельство определяет и стиль жизни маленькой девочки, которая в период своего царствования также не должна ни порезаться, ни пораниться. Если такое случится, то круг замыкается и следует выбирать следующую Кумари. Так и живет «живая богиня» в затворничестве золотой клетки под постоянным наблюдением зорких служанок, лишенная детских радостей. Да и сам отбор маленькой девочки связан с состязанием в храбрости, в ходе которого ребенка на ночь оставляют одного в темной комнате. В комнату приносят туши животных и позднее запускают туда же голодных собак. В свете мерцающих свечей девочки должны наблюдать и слушать пиршество животных. При этом они не должны выказывать страха.
Самую отважную из претенденток благословляет королевский брахман, и она со своей семьей на время переселяется во Дворец Живой Богини и становится Кумари. Срок ее жизни там ограничивается (если не произойдет необходимость досрочного нового выбора) моментом полового созревания, после чего бывшая Кумари должна покинуть дворец и позднее гипотетически может выйти замуж.
Однако в реалии девушка не только лишается детства, но и не может в дальнейшем создать семью, так как суеверные непальцы считают женитьбу на бывшей Богине смертельно опасным мероприятием. А колесо жизни крутится дальше, и вот уже следующая Кумари въезжает в апартаменты не то дворца, не то тюрьмы.
Очередная девочка томится лет 8 в этом здании за закрытыми окнами и дверями, она не ходит в школу, и живет в ожидании прогулок, когда ее, закутанную в парчовые одеяния, выносят за ворота. Ее роль почетна, ей покланяется сам король, а простой люд просит у нее помощи, но все когда-то заканчивается. В обмен на «счастливое детство» ставшая обычной девушка получает пожизненную пенсию в размере около 30 долларов.
Из-за существующей в Непале кастовости, все иностранцы относятся к неприкасаемым, а это значит, что в индуистские храмы нам путь закрыт. Во дворце Кумари нам разрешено пройти только во внутренний дворик, где взгляд сразу ловит предупредительную надпись «No entrance for foreigners». Дверной проем рассчитан на невысоких непальцев, а может, это сделано специально, чтобы заставить кланяться при входе в жилище божества. Сам дворик небольшой, посредине чахлые деревца вокруг небольшой ступы в честь божества знаний Сарасвати.
А красные кирпичные стены украшают деревянные окна, балкончики с распорками и все это покрыто искусной резьбой.
Освещение для съемок неудачно, все фото выходят слегка засвеченными. Туристов немного и все как по команде поворачивают головы в сторону оконных ставень, за которыми может скрываться рано повзрослевший ребенок-бог.
Говорят, иногда Кумари все же выглядывает из своей «позолоченной клетки» и приветствует паству, но уж тут охрана зорко следит, чтобы ее не фотографировали.
Нам не повезло. Выйдя обратно, рассматриваем ее фотографии у торговок – покупать нет смысла, так как этот персонаж сменный. Густо подведенные глаза, ярко накрашенные губы и лоб – все эти признаки божественной принадлежности все же не мешают увидеть испуганный взгляд обычного ребенка. Нынешняя девочка хороша своей детской красотой, которую не портит даже эта традиционная боевая раскраска.
Специально привожу из интернета фотографию, как «выходит в свет» Богиня в ходе Процессии Колесниц (Chariot Procession) во время празднования фестиваля Indra Jatra.
В течение нескольких дней девочку возят в колеснице по всему городу, и сотни поклонников приветствуют ее. Кстати, нога девочки не должна касаться грешной земли.
Представляете ужас этой девочки, когда вокруг толпы экзальтированных людей, а ей нужно не дрогнуть ни одним мускулом на лице. Хотя, что это я, это же великая честь для девочки и ее семьи, а с нашим менталитетом в Азии делать нечего!
Кстати, последняя Кумари, которая сейчас живет во Дворце-темнице, была выбрана в октябре 2008 года, и тогда ей было 3 года. И еще – Кумари не просто так выглядывает в окно, тут надо, чтобы кто-нибудь сделал достаточный благотворительный взнос. И тогда Кумари, одетая в красное, украшенная расшитым камнями головным убором, с выкрашенным красной краской пробором, ярко подведенными «смоки-айз» и нарисованным на лбу «третьим глазом», выглянет из какого-нибудь окна на первом этаже. Говорят, что чаще это случается рано утром или ближе к вечеру. Ответы на свои молчаливые вопросы посетители могут прочесть на лице Богини.
Колесницы, которые возят Кумари во время фестивалей, нельзя уничтожить, поэтому их хранят в помещении рядом с домом Богини. А вот площадь Басантапур раньше служила «гаражом» для королевских слонов, которых также использовали во время праздников.
Выйдя из «золотой клетки для девочки», мы направляемся к образцу деревянного зодчества — Trailokya Mohan,разрушенный землетрясением храм Вишну. Ч.12
Продолжение следует...
- Адрес:
Kumari Chowk
Дешёвый ✈️ по направлению Катманду
- 26 дек 2019, 00:16удалитьНе зря девочек проверяют сначала на животных, потом уже допускают к людям))
- 27 дек 2019, 12:25удалитьКогда-то давно смотрела передачу о Живой Богине Кумари — было безумно жаль ребенка!
- 27 дек 2019, 13:03удалитьВсе относительно — мне ее тоже безумно жаль, а ведь для непальцев — это великая честь!
- 12 мар 2020, 02:07удалитьИмела честь видеть ее. Фотографировать не давали, это верно. Выглянула она совсем ненадолго, мгновение и исчезла. Это в нашем понимании она достойна жалости, для них это честь.