32 материалa по 9 объектам, 646 фотографий
- GPS
- Иран, Isfahan Province, Kashan, Alavi St, XCGQ+3Q8, Iran
- +98 913 444 0000
Кашан. Исторический дом Табатабаи, неприметный снаружи. Ч.33
Этот совет является частью дневника «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ, ПУСТЬ ОНО ИСПОЛНИТСЯ!»
28 октября 2023 г. – суббота
Кашан
Пройдя сквозь узкий проход, спустившись по двум узким и темным лестницам (Кашан. Соб бехЭйр, Доброе утро! Загадка дверных молотков.Ч32), устроенным неким зигзагом, мы наконец попадаем … нет, не в дом, а во дворец.
.
И вот ведь что интересно, у нас принято хвалиться своим богатством, для чего даже используются СМИ и телевидение, когда «владельцы заводов, газет, пароходов» хвастают своим достатком, впуская любопытных газетчиков в святая святых – в спальню, ванную и гардеробную. В Иране, и на всем востоке, наверное, было не принято показывать свое богатство и достаток. Скромный внешний вид здания должен быть говорить о том, что владелец дома как все другие и равен им. Не в пример нашим новоявленным «Мистерам-Твистерам, банкирам и богачам», в Иране никогда не кичились богатством.
Стоя в открытой арке второго этажа дома, мы делаем первые фото. И что же мы видим перед собой? Образец традиционной иранской архитектуры, над которыми работали лучшие зодчие и художники страны.
И это богато и со вкусом украшенные настенными росписями, лепниной и зеркальной мозаикой, интерьеры. «Здесь как нигде чувствуется атмосфера старого иранского города – целиком обращённого внутрь, заботливо оберегающего свои сады, бассейны и тенистые галереи от беспощадных солнечных лучей – и от чужих взглядов».
Мы все еще не готовы спуститься вниз во двор, потому что видели кое-что интересное, проходя к открытому балкону.
И были это большие окна-ороси с витражным рисунком, украшенным цветными стеклами. Оказалось, и здесь не все так просто и стекла эти вставлялись отнюдь не столько для красоты, а имели практическое применение. Синее, белое, зеленое стекло выбиралось для придания прохлады и умиротворения и дополнению помещению большего объема; а вот красное, оранжевое и желтое стекло оказывало противоположный эффект, заставляя помещение казаться теплее зимой. Все мы с детства знаем, что если в мрачный день взглянуть на окружающий мир через желтое стекло, то все покажется в другом цвете, и рассосется грусть и пройдет депрессия. Мы уже видели нечто подобное в тегеранском Голестане, но здесь отражения были рядом, на полу, и ярко сияли радостными цветами.
Наконец, спускаемся во двор, и поражаемся тому, что посредине него размещен водоем с фонтанчиками.
Народу на экскурсии немного, но ведь все хотят запечатлеть себя на фоне этой красоты, вот и приходиться выжидать момент.
Этот дом славится резьбой на каменных стенах, которая отлично сохранилась. В лучах солнца она смотрится рельефно, контрастно и великолепно!
.
Этот традиционный иранский дом был построен в 19 веке и считается одним из лучших образцов традиционной персидской жилой архитектуры. Он известен своей красивой облицовкой изразцами, декоративной штукатуркой и замысловатыми деревянными решетками.
Площадь дома Табатабаи составляет около 4730 квадратных метров. «Этот дом имеет 40 внутренних и наружных комнат для лета и зимы, более чем 200 дверей, 4 подвала, трубы для питьевой воды, погреб, 3 ветроуловляющие башни-бадгиры, и множество садов с гранатовыми и фиговыми деревьями».
Вокруг главного двора прямоугольной формы расположены другие постройки, такие как королевская резиденция, внешние летние и зимние комнаты, внутреннее крыльцо и за ним внутренняя комната.
.
Дом Табатабаи был построен около 1880 года и повторюсь, известен своими замысловатыми каменными рельефами. Эта изысканная лепнина украшает стены здания сплошным ковром.
Дом состоит из традиционного «андаруни» (внутренней зоны, где жили члены семьи) и «бируни» (внешней зоны, используемой для приема и размещения гостей).
Известному архитектору периода Каджаров 19 века, потребовалось 10 лет, чтобы построить этот шедевр, который сочетал бы в себе зодчество в гармонии с природой и человеком.
Дворец должен был стать домом уважаемого торговца коврами Сейеда Джафара Табатабаи. Так ничем не примечательный снаружи дом, внутри поражает своей красотой и изяществом.
Гулять по территории этого исторического дома не возбраняется нигде, поэтому мы изучаем его внутренние дворики, где солнце не полностью заливает пространство. Тут, например, растет дерево, и только жаль, что не журчит вода в маленьком резервуаре. Успеваю сделать фото без людей.
И потом с членами нашей группы.
«Этот дом обладает теми же характеристиками, что и все традиционные дома, расположенные в иранских городах в пустыне. Обычно они строятся вокруг центрального внутреннего двора. Зимой семья собиралась в южной части дома, где окна большего размера, чтобы максимально использовать зимнее освещение. Тогда летом больше мероприятий можно было бы проводить на северной стороне, где окна меньше и куда не попадает солнечный свет».
Фатима рассказала нам, что заказчик велел изобразить в декоре мифическую птицу Хому, приносящую счастье. Этим именем вещей птицы-феникса звалась жена хозяина дома, и так купец хотел показать, что именно ей, любимой, посвящена вся эта красота.
Однако мы видим вазы, кипарисы, но не видим этой сказочной птицы.
Мы отходим как можно дальше, чтобы сделать вожделенное фото открытого портика с отражением в водной глади.
На противоположной стороне имеется два водоема, прямоугольный и квадратный, и тот и другой дает рваное отражение.
Внутри центрального двора, на противоположной стороне есть еще один большой портик с двумя колоннами.
Только вот он находится в тени, и нужно сильно изловчиться, чтобы сделать достойные фото с отражениями.
«В южной части дома находится самая привлекательная часть, называемая альковом. Этот альков имеет высокую крышу и семь дверей. Он использовался для вечеринок, торжеств и приема гостей, приглашенных для торговли. Цветные окна, расположенные в нише, пропускают свет внутрь, создавая удивительное сочетание света и цвета. Обычно в исторических домах наибольшее внимание уделялось дизайну ниши».
Выцепляю Таню из группы и веду ее в уединенную комнату с прекрасными витражами, которую я заранее присмотрела.
Я уже видела в интернете и у Павла Щербаня такие фото девочек с бликами цветных пятен на полу.
И все бы ничего, но если фокусироваться на себе, то пятна становятся размытыми.
А если ориентироваться на цветной ковер на полу, то ты выходишь в тени и нечетко. В общем, задуманное не сильно выходило.
Тогда решили сменить локацию, и зайти сбоку.
Вышло лучше, но не отражало всю красоту. Заранее придумайте, как вы хотите запечатлеть себя и не тратьте много времени на эти фото. Впереди еще будет масса возможностей для фото-фиксации себя любимой в традиционном иранском интерьере.
С двух сторон алькова симметричные комнаты, которые в Иране называют серьгами.
Ныряем еще в один затененный внутренний дворик.
Здесь тоже есть небольшой водоем, но без воды. Похоже это комната для слуг. И надо сказать, что их селили туда, где воняло и было шумно из-за конюшен, где стояли лошади и верблюды. Поднимаемся на балкон алькова и бродим между его арками, выискивая самые красивые ракурсы.
А еще красивую вязь орнамента, которой украшены стены этих арок.
.
И вот как тут обойтись и без собственного фото?
Спускаемся вниз, в летнюю комнату, где проживали старики. Там всегда прохладно, даже в зной за счет большой глубины и ветряных башен. Здесь же хранились и продукты в кувшинах, как в холодильнике.
Этот подвал расположен на 10-12 метров ниже главного двора, и он лучше всего сохранился со времен постройки дома. Подробная информация позволяет узнать больше о предназначении этого помещения с 5 жилыми комнатами, расположенными под открытым портиком.
Лестница достаточно крутая, и я гадаю, как наверх оттуда и вниз поднимались, и спускались старики.
Лично я даже не стала преодолевать все ступеньки вниз.
Правда, при этом я не услышала все, что рассказывала об этом месте Фатима.
А говорила она о том, что лучи солнечного света поступали сюда из дыры в купольном потолке.
.
Поднявшись наверх, любуемся изысканной лепниной стен открытого портика.
Отсюда заходим в еще одну анфиладу комнат, нынче пустых. И только красочные витражи украшают пространство, ложась яркими цветами-отражениями на пол.
Интересно, что каждая комната обладает своим рисунком окон. Здесь та же история, без себя фотки получаются лучше.
Группа уже вползла в другие внутренние дворы, один из которых радует взгляд водным кругом зеленого цвета.
В этом дворике много зелени и цветущих растений.
И это нравится не только нам, но и бабочкам.
Другой дворик имеет водоем без воды, похожий по конструкции на современные джакузи.
Группа идет на выход в центральный двор, а я все же успеваю сунуть нос в еще одну галерею комнат и здесь гораздо светлее.
И наконец, мы попадаем в так называемую нишу перед айваном Tabatabaei Historical House. Здесь кроме потрясающих сводчатых потолков, особенно нужно отметить пять тщательно продуманных окон, смотрящих на главный внутренний двор.
Эти окна и потолок просто призваны проиллюстрировать высокий социальный статус владельца.
.
Только взгляните, какая тонкая работа!
Пройдя сквозь боковые двери, мы попадаем в открытый Зеркальный айван, который изюминкой на торте придает особый шарм дому Табатабаи. Этот айван украшен двумя большими колоннами, которые расположены под главной аркой. «Самая великолепная часть этого дома — потолок этого айвана. Взглянув на потолок, вы можете увидеть увлекательное художественное произведение, представляющее собой узор кашанского ковра с лепниной и зеркалами. По всему айвану установлены зеркала, которые украшают окружающую среду, а также помогают скрасить ночи за счет отражения света. Зеркальный айван был местом, где гости могли расслабиться вечером, а также насладиться пространством внутреннего двора. Среди потолочных конструкций есть также зеркала в форме звезд. Эти звезды являются символом важности ночного неба в пустынных районах в периоды долгих песчаных бурь».
Пытаемся сделать фото с одной из стен айвана.
.
Затем подсматриваем, как Фатима делает фото нашей Ларисы.
Встаю в нужную позу и я, но результат меня не удовлетворяет.
Таня старается, делает кадр на приближение, но оно того не стоит…
Хочется, чтобы в кадре был и ты, и вся та красота, которую ты видишь своими глазами, да еще и твое отражение в зеркале. Интересно, что в Исфахане, и мы это позже увидим сами, украшение зеркалами помещений развивалось по-своему. Здесь для парадных гостиных использовались фрески и картины, а зеркала служили лишь дополнительным способом акцентировать на них внимание.
После не сильно удачных попыток сделать такое фото, переключаемся на виды.
Перед нами просторный и потрясающий внутренний двор с большим бассейном. По его обе стороны разбиты 6 восьмиугольных клумб, полных растений и цветов, которые придают свежесть внутреннему двору.
Народу, к счастью немного, но все же они постоянно попадали в кадр, и это слегка портило картину.
Вот скажем, эта фотка была бы намного лучше без местного паренька.
.
Ирина не парится, впрочем, она уже видела эти красоты.
С двух сторон айван окружают двухэтажные здания, но подняться наверх у нас уже нет сил. Так бы и сидел здесь, любуясь деталями на стенах с узорами и резьбой. И к слову сказать именно здесь мы и обнаружили ту самую мифическую птицу Хому.
На этом знакомство с архитектурой особняка, сочетающего в себе традиционный иранский стиль с тщательно продуманной каменной кладкой, тонкой штукатуркой, изящной лепниной, сводчатым потолком, расписанным традиционными орнаментами, разноцветными витражами, закончено, и мы идем к следующему пункту нашей программы.
Но до этого притормаживаем возле сувенирного лотка, и было почему — Кашан. Уважаемые люди, политические и другие сувениры. Ч.34.
Продолжение следует...
- Адрес:
Isfahan Province,
Kashan, Alavi St, XCGQ+3Q8,
Iran - Телефон:
+98 913 444 0000
Дешёвый ✈️ по направлению Кашан
- 16 апр, 01:14удалитьЧто скажешь, этот роскошный дворец словно жемчужина, спрятаннвя в раковине
- 16 апр, 09:47удалитьИрина, вы точно сказали. Думаю, что в этом доме было хорошо всем — и домочадцам и гостям
- 28 июн, 10:33удалитьСпасибо, Татьяна, что показали и рассказали о том, как выглядит традиционный иранский дом состоятельного владельца, построенный в XIX-ом веке. Весьма достойно!
- 1 июл, 19:26удалитьМеня потрясла роскошь внутренних интерьеров, что, глядя на фасад здания, трудно было предположить