1 материал по 1 объекту, 20 фотографий
- GPS
- Узбекистан, Джанпык-кала, Джумуртау, Каратау, Каракалпакстан
Джанпык-кала — крепость, похожая на верблюда
Яркое солнце, до горизонта ни одной души, и мы у стен древнего, малоисследованного археологами и абсолютно нетронутого туристами города с дворцом! Под ногами черепки античной посуды, какие раньше видели только в музеях. Монументальные, метров по 15–20 высотой, двухметровой толщины стены с бойницами, потайные ходы, ажурные арки перекрытий очень наглядно демонстрировали силу и развитость античной цивилизации Центральной Азии.
Особенно эффектна Джанпык-кала с юго-востока, когда дорога, долго идущая лесом, неожиданно выходит к горам и в рамке деревьев и скал на черно-зеленой вершине гор, на фоне заката, открывается причудливый силуэт стен и башен крепости, создавая впечатление почти сказочного ландшафта.
Цитаты из книги С.П. Толстова "По следам древнехорезмийской цивилизации" (1948г.)
..
Выдающийся советский археолог С.П.Толстов, являвшийся руководителем Хорезмской археолого-этнографической экспедиции в Каракалпакии, называл Джанпык-калу самой красивой крепостью Хорезма.
Самые первые постройки в крепости были возведены еще в древние времена (IV век до н.э. – I век н.э.), от них не осталось и следа, однако, стены, которые можно увидеть сегодня, датируются средневековым периодом и были построены с IX по XI век.
Внутри крепости имеются жилые и ремесленные зоны XII–XIV веков. На северо-западной стороне крепости остатки от здания дворца или цитадели со стенами с сохранившимися элегантными фасадными лепными украшениями, типичными для средневековой архитектуры Хорезма.
.
План городища является сложным, поскольку он является не ровным, а соответствует характеру местности. Сверху фортификационных сооружений когда-то располагалась открытая галерея лучников, защищенная спереди низкой стеной. На галерею можно было подняться по ступенькам, расположенным внутри стены.
.
До наших дней сохранились пять башен, расположенных примерно в 70 метрах друг от друга. Только одна башня на восточной стене имеет внутреннее помещение, а остальные башни являются монолитными. Вероятно, что когда-то здесь было два входа. Один вход на северной стене выходит к кладбищу, а другой вход находится на изгибе стены с южной стороны. В самой высшей точке городища расположена прямоугольная цитадель.
На южной стене имеются следы пролома, который был сделан во время монгольского нашествия.
По данным археологов, старейшие остатки керамической посуды в окрестностях Джанпык-кала, можно датировать приблизительно IV веком до нашей эры, когда Хорезм уже освободился от власти персидской державы Ахменидов, но и избежал завоевания Александром Македонским.
Это было время, когда на правом берегу Амударьи утвердилась самая устойчивая династия местных правителей из легендарного рода Афригов, сохранявшая относительную независимость от великих держав античности вплоть до раннего средневековья.
Сооружение сохранившихся до наших дней мощных крепостных стен Джанпык-калы датируется учеными IX-XIII веками нашей эры, когда на всю Среднюю Азию уже распространилась волна арабских завоеваний. Но для правобережного Хорезма это еще было время Афригов. Покоривший в 709 году раздробленные княжества Бухары и Согдианы, араб Кутейба ибн Муслим, следуя своей излюбленной тактике, дождался когда и в Хорезме вспыхнет внутренняя распря, начатая в 712 году мятежным сыном правителя Хуррзадом, выступившим против старой власти аристократии с опорой на бедноту, зараженную сектантскими настроениями, почти так же, как это было в V веке, во времена Маздака в Сасанидском Иране.
После первого похода Кутейбы народ снова восстал и убил правителя, и арабам пришлось вернуться, чтобы посадить на престол его верного сына — Аскаджамука II, признавшего вассальную зависимость от Халифата.
Лишь в конце VIII века его внук Шаушаффар принял исламское имя Абд Аллах. Когда на левом берегу Амударьи уже утвердилась династия арабских наместников Мамунидов, на правобережье, в древнем Кяте, до конца X века еще правили последние из Афригов.
Именно к этому периоду, по-видимому, относятся основные укрепления Джанпык-калы, в чьих массивных конических бастионах и двойных стенах легко узнается средневековая крепость.
Как и исполинские Аяз-кала и Топрак-кала в окрестностях древнего Кята (Каса),
Аяз-кала - комплекс укреплений древнего Хорезма
Археологический памятник - городище Топрак-кала
относительно небольшая крепость Джанпык сложена из пахсы — крупных блоков утрамбованной глины. Что и говорить, глина очень недолговечный материал, поэтому имеет оплывший вид, время и природа делают своё дело, без учёта археологической ценности объектов...
Лишь основания стен и входные арки кое-где укреплены каменной кладкой из необтесанных валунов, но и то, возможно, не по причине смены строительных традиций, а потому, что в окрестных горах оказалось достаточно камня.
Современная дорога проходит через естественные врата в земли древнего Хорезма — ущелье сквозь хребет Султан-Увайс, промытый водами Амударьи. Этот проход среди гор защищали две крепости, руины которых уцелели до наших дней — это Гяур-кала Султануиздатская (Каратау) и Джанпык-кала (Джумуртау). На холмах между ними ещё видны останки сигнальных башен X-XIII веков.
.
Есть по дороге ещё достопримечательность — это Бадай-Тугайский заповедник, у которого яркий рекламный щит-указатель обозначающий поворот. Надо сказать, что с указателями направлений и поворотов на крепости — просто беда, их практически нет.
Нет и карты местности, в лучшем случае — план Ичан-калы в Хиве для туристов и всё!
На Google-карте отсутствуют посёлки расположенные возле крепостей и сами исторические объекты, что уж там, кишлаки и указатели поворотов, как хочешь, так и путешествуй! Да ещё надписи только на узбекском, исключение — в музеях, там надписи на 3-4 языках.
Наш водитель-хивинец, который возил нас по крепостям, служил в России и выучил русский язык очень хорошо. Перед свадьбой любимой дочери ездил на год работать в Москву — хороший парень! Думаю, что он нас не обманул, когда с дороги мы увидели ворота и мавзолей Султан Увайс-Бобо, и попросили нас туда отвезти, он сказал, что это святыня ислама и женщинам туда нельзя. Ну, нельзя, так нельзя.
По свидетельствам средневековых историков, с X века хорезмийские купцы захватили в свои руки почти всю внешнюю торговлю в Центральной Азии, направляя караваны в Индию, Китай, Хазарию и Волжскую Булгарию, Киевскую Русь и даже Скандинавию.
В то время русло реки располагалось иначе, и форма крепостных стен, сбегающих к бывшему берегу, могла охватывать пристань. При раскопках Джанпык-калы археологи обнаружили находки из разных стран средневекового мира — от Египта до Балтики. Караваны судов двигались по Амударье от Балха в северном Афганистане к Аральскому морю, откуда караваны верблюдов совершали переходы к Волге и Каспию.
P.S. В пустыне самое ценное животное — верблюд, не зря, даже руина стены, приобрела очертание этого замечательного друга бедуина, хотя и осликов обижать нельзя!
- Адрес:
Джанпык-кала, Джумуртау, Каратау, Каракалпакстан
- Дополнительная информация:
В 6 км от поселка Каратау — кишлак Джумуртау, в отрогах Султан-Уиздагского хребта, на берегу Амударьи
Дешёвый ✈️ по направлению Каратау