Каппадокия - Гереме Национальный Парк
77 материалов по 9 объектам, 1 723 фотографии
Гёреме — христианское сердце Каппадокии
В 1958 году начинаются планомерные археологические и научные исследования Торосских гор в Конийском округе. Были найдены поселения неолитической эпохи и предметы позволяющие составить представление о культуре самых древних жителей этой местности. Во время раскопок обнаружены кухонные принадлежности, прессы, гончарные изделия и первые ткацкие веретена относящиеся к Бронзовому веку.
В результате объединения разбросанных племён возникло влиятельное Хититское государство со столицей Хаттушаш, которое сохраняло своё господство вплоть до 1200 года до н.э.
Далее начинаются нашествия врагов на Анатолию и крушение Великого Хититского государства.
В 8 веке до н.э. в Анатолии начинают править славившиеся коневодством фригийцы.
По мнению Геродота, фригийцы пришли на эти земли через Босфор из Европы.
После фригийцев Кападокия переходит в руки медян, но в 6 веке до н.э. внезапно терпит крах и Медийская Империя. С 547 года до н.э. район находится под властью персов.
Название, которым именовали персы Кападокию было «Катпатукья», что означает – «Страна прекрасных лошадей». Это соответствовало истине – дикие табуны лошадей в большом количестве паслись в долинах и на горных склонах.
В 333 году до н.э. Александр Македонский захватив южную часть Кападокии расширил её границы до Чёрного моря на севере, и до реки Евфрат на востоке. После смерти великого полководца, без достойного преемника, власть продержалась ещё около 300 лет, с приходом римлян заканчивается последнее государство эллинистического периода.
Иисусу Христу было тридцать лет, когда он начал проповедовать христианство в Палестине. Обвинённый ставленником Рима в Иерусалиме Понтием Пилатом, он был распят на кресте. Его апостолы, покинув Палестину разошлись по разным регионам и, проповедуя, распространяли Христианство по всему миру.
(Фреска Тёмной церкви)
Во времена родившихся в окрестностях Кападокии великих религиозных деятелей, таких как Святой Григорий из Назианзоса, Святой Григорий из Ниссы и Святой Василий Великий, быстро распространяющееся христианство акцентировало свою деятельность на постройке церквей и монастырей.
Первые культовые сооружения располагались в ущельях, труднодоступных местах и пещерах.
Пещеры Каппадокии становятся приютом для первых христиан, которые спасаются от гонений Римской империи, но, и золотой эрой Каппадокии, можно назвать период иконоборчества в Византии (VIII-IX век), когда тысячи верующих монахов, художников и меценатов покинули Константинополь для того, чтобы сохранить искусство иконописи и святые образы для последующих поколений. Церкви Византийского периода, высеченные в скалах и потрясающей красоты росписи и фрески на стенах церквей, дошли до нашего времени, благодаря уникальности пещер.
В 310 году в Риме начались волнения, подавив которые Константин становится Римским императором. Он предоставляет свободу действий христианам и переносит римскую столицу в Византию. В этот период христианство в Кападокии очень быстро развивается.
В VII веке в Византийской Империи происходят важные события.
Зародившийся в Аравии Ислам начинает теснить Византийские границы. Внутри зреет реакция против культа икон, что в 726 году привело к Иконоборческому периоду, при котором вводится запрет на иконы, закрываются церкви и монастыри. За сто лет подобный режим подорвал влияние Церкви.
В 843 году император Теодор снимает запрет. С той поры и до XIII века в долинах Кападокии строятся самые красивые церкви расписанные фресками византийского письма на библейские темы.
Построенных в Кападокии церквей, часовен, монашеских келий настолько велико, что указать точное количество не представляется возможным, предполагают, что их более четырёхсот.
Фрески в некоторых церквях сделаны примитивным способом, а есть и выполненные с особой тщательностью, особенно в пещерных храмах, когда лишённые дневного света они сохранили сочность красок.
(Фреска Тёмной церкви)
Во времена Халифа Омара, войска которого дошли вплоть до Кайсери, пещеры использовались как укрытия от исламских притеснений, так и от вошедших в 1071 году в Анатолию сельджуков.
Под жильё активно использовались природные и рукотворные пещеры, иногда объединённые в подземные города.
Каппадокия. Подземный город Каймаклы
На протяжении столетий в Каппадокии строились церкви и монастыри, а вулканические скалы превращались в жилища и храмы. В XI-XIII веках в Гёреме был патриарший центр, даже после завоевания города османами, поселение продолжило активно развиваться. В османский период христианским религиозным верованиям была предоставлена неприкосновенность.
В 1924 году в результате обмена населением христианская община в Кападокии практически прекратила существование.
В Национальном парке Гёреме находится множество храмов, вырубленных в скалах в X-XII веках.
Христиане дали этому месту название "гьор эми", что означает "пусть никто не видит"...
Каменные грибы вырастают из-под земли, но и творения рук человеческих поражают не меньше. На невероятной, неприступной высоте видны аккуратные арки, проходы, непонятные ниши, кое-где попадается красная роспись.
..
Главная достопримечательность Национального парка — это Музей под открытым небом в Гёреме, который входит в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Музей представляет собой монастырский комплекс, который состоит из нескольких скальных церквей разного размера. В этих церквях сохранились изумительные византийские фрески с изображениями сцен из Ветхого и Нового Заветов.
В церквях с сохранившимися фресками фотосъёмка запрещена, служитель у входа бдительно следит за туристами с камерами, но телефоны почти не контролируются.
..
В помещениях с голыми стенами фотографировать разрешено.
* Кызлар — шестиэтажный Девичий монастырь, в котором проживало несколько сотен монахинь, был построен в начале XI века. Первые этажи представляли собой хозяйственные помещения с кухней, следующей была часовня, а на верхних этажах в кельях жили монахини.
Обитель занимала не один природный останец и несколько рядом стоящих пещер с подземными помещениями. В ущелье располагались огороды и сады монастыря, которые и сейчас скрыты от глаз остроконечными скалами.
..
До нашего времени дошли только остатки некогда очень обширного монастыря вырезанного в скалах причудливой формы, к сожалению, время очень разрушительный фактор.
В Девичий монастырь, конус которого напоминает огромный термитник, вход для туристов пока закрыт. Стены за прошедшие за века пришли в ветхость и залы грозят обрушением.
Как его будут укреплять — загадка. Основная цель — сохранить драгоценные фрески стен.
* Церковь Св. Василия — небольшая церковь в честь святого, родившегося в Кайсери, который считается одним из покровителей Каппадокии. Церковь расположена напротив входа в Музей под открытым небом Гереме. Она построена в XI веке. Неф поперечно прямоугольный, сводчатый с тремя апсидами, расположенными с левой, длинной стороны.
.
На входе в церковь — мощехранилище, на левой стене — фреска Св. Василия, на правой — Св. Георгий и Св. Феодор побеждают язычество в виде дракона.
* Церковь с яблоком — одна из поздних церквей XII века, сравнительно хорошо сохранившаяся.
Вход в церковь через узкий и низкий коридор-туннель с северной стороны. В зале на стенах скал
геометрический орнамент написанный охрой с иконоборческих времён, и фреска архангела Михаила с державой в руке, которую турки посчитали — яблоком, что дало имя церкви.
..
Яблочная церковь с четырьмя колоннами, девятью куполами и тремя апсидами имеет закрытый крестообразный тип. В центре изображён Иисус, на парусах — четыре евангелиста: Матвей, Марк, Иоанн и Лука. Потрясающе хороша фреска Святой Марии с Младенцем и сцены из Евангелия.
* Церковь Св.Варвары была вырублена в скале в Х веке византийскими солдатами в честь своей небесной покровительницы — Св. Варвары, изображенной на левой стене. На другой — орнаменты и фреска с насекомым, больше похожим на таракана, хотя считается, что это нечистая сила в виде саранчи — символ дьявола.
.
Церковь Св. Варвары имеет крестообразный план с двумя колоннами, центральной апсидой и двумя боковыми апсидами. Скальные стены и купол украшены множеством росписей, включая: геометрические узоры, мифологических животных и военных символов, выполненных красной охрой. Эта церковь восходит ко второй половине XI века.
* Церковь Св. Онуфрия или Змеиная церковь — маленькая церковь с низким потолком и фреской Св. Онуфрия. Хорошо сохранилась фреска с изображением Святых — императора Константина и его матери Елены, держащих Крест.
.
Св. Георгий и Св. Феодор убивают дракона-дьявола.
* Тёмная церковь — небольшая купольная церковь была сооружена в XI веке и получила название из-за того, что единственным источником освещения было небольшое оконце в притворе.
После османского завоевания и вплоть до 1950-х годов она использовалась как голубятня. Давно известно, что голубиный помёт хорошее удобрение для бесплодных земель, а также консервант, и после его очищения со стен, реставраторам открылись фрески удивительной яркости и красоты.
Христос Вседержитель, Тайная вечеря, предательство Иуды, Распятие и Воскресение — это одни из самых лучших образцов византийских фресок в Турции.
..
Церковь Тёмная или Каранлык, к которой ведёт извилистая лестница, имеет крестообразный план с центральным куполом, четырьмя колоннами и тремя апсидами.
..
Крошечное окно в притворе, которое пропускает лишь небольшое количество света, сыграло большую роль в судьбе фресок. Из-за отсутствия дневного света цвета фресок сохранили первоначальный вид.
Церковь и притвор богато украшены сценами из Библии и жизни Христа. Церковь относят к концу XII и началу XIII веков.
* Церковь с сандалиями — одна из самых поздних церквей комплекса и относится к первой половине XIII века, когда Анатолия уже прочно была во власти сельджуков. В церкви два этажа: на нижнем — столовая, а на верхнем сама церковь. Каменная лестница ведущая к входу давно разрушилась и её заменила металлическая.
.
Внутри с одной стороны изображение Мальтийского креста, а с другой — сцена «Последний ужин», последний ужин Иисуса с пророками перед тем, как его предал Иуда и захватили легионеры.
Перед входом на туфовом полу видны два отпечатка ноги — это последние шаги Христа перед вознесением — они дали название церкви. Здесь же фреска Вознесение Иисуса. Росписи очень похожи на фрески Тёмной и Яблочной церкви.
* Изогнутая церковь или Церковь с пряжкой — находится чуть ниже по трассе, за рамками музея, между первой и второй автостоянками.
.
Это самая крупная и одна из наиболее сохранных церквей на на территории Гёреме.
Внутри сводчатая «старая» церковь Х века с яркими фресками, которые отражают житие Христа.
Роспись отличается своей детализацией, на фресках изображены сцены из Евангелия: Благовещение, Путешествие в Вифлеем, Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Предательство Иуды, Иисус на Голгофе, Распятие Христа, Воскрешение и т.д.
.
Помещение над ней — «новая церковь» XI века, тоже с хорошо сохранившимися фресками.
В новой церкви большая часть росписей о жизни Святого Василия Великого — первого епископа Каппадокии.
Реставрация Изогнутой церкви была закончена итальянскими мастерами в 2014 году.
Рядом с церковью находится большой паркинг и сувенирный базар.
Напротив расположен вход в долину Сабель или Мечей.
- Адрес:
Музей под открытым небом, Göreme, Cappadocia
Дешёвый ✈️ по направлению Каппадокия - Гереме Национальный Парк
- 30 авг 2019, 14:22удалитьУдивительно хорошо сохранились фрески, в темноте их даже не осквернили!
Интересно там побывать! - 10 сен 2019, 14:42удалить
Evgelia7написала 30 августа в 14:22
Удивительно хорошо сохранились фрески, в темноте их даже не осквернили!
Интересно там побывать!
Нижний ярус с повреждениями, а выше не дотянулись. - 30 авг 2019, 21:54удалитьСовершенно потрясающие фрески, и огромная благодарность их создателям и времени, которое их пощадило...
И вам, за то, что показали нам их. - 10 сен 2019, 14:43удалить
Hanyaнаписала 30 августа в 21:54
Совершенно потрясающие фрески, и огромная благодарность их создателям и времени, которое их пощадило...
И вам, за то, что показали нам их.
Уникальное место. Благодарю за внимание! - 1 сен 2019, 00:44удалитьАлефтина, спасибо за такие подробности. Мы как -то бездумно прошлись по многим из них, разглядывали фрески, поражались монастырской жизни в камнях, но такие подробности, вплоть до названий, нас не коснулись. Очень интересно!
- 10 сен 2019, 14:47удалить
Maynurнаписала 1 сентября в 00:44
Алефтина, спасибо за такие подробности. Мы как -то бездумно прошлись по многим из них, разглядывали фрески, поражались монастырской жизни в камнях, но такие подробности, вплоть до названий, нас не коснулись. Очень интересно!
Я люблю фрески, начала кое-что понимать в библейских мотивах. ;)
Жить там — конечно, подвиг ... только спасаясь от смерти. - 10 сен 2019, 14:49удалить
marlisнаписала 2 сентября в 14:06
Спасибо, Алевтина, узнала много нового
Рада, что есть небольшая польза от моих записей.
Благодарю за внимание! - 11 фев 2020, 22:08удалитьИнтересно, спасибо!