Так всегда бывает, когда попадаешь в типичные города Востока: ты сразу оказываешься в водовороте экономической борьбы таксистов и торговцев за твой кошелёк; в вихре политических перипетий, к которым ты вроде и отношения не имеешь; в музее под открытым небом, который едва ли не древнее самой планеты, — Каир именно такой, он неоднозначный, бурный, всепоглощающий как страсть, когда ты забываешь о привычном для тебя мире с его скучным и размеренным ритмом жизни и о привычном дорожном движении с наличием правил, о привычном общепите, а окунаешься с головой в то, что кажется типичным восточным бардаком, а на деле является восточным колоритом.
Отрёкшись от all inclusive в Хургаде в августе 2020-го, я, не выходя из аэропорта, сел на рейс в Каир и не пожалел об этом ни разу.
Первое, на что обращаешь внимание в Каире, это движение.
Уличное движение в Каире это ад. Кроме регулировщиков на перекрёстках других признаков цивилизованного движения нет. Начать хотя бы с того, что светофоров в 20 миллионном мегаполисе раз-два и обчёлся, а аналога нашей ГАИ не существует.
Движение бесконтрольное, а поворотники? — я вас умоляю! Вы скорее встретите еврея (об этом ниже), чем увидите включённый поворотник. Если бы они были допопцией в машинах, их бы никто не брал, они просто никому не нужны тут. В отличие от клаксона, ведь сначала жмут на него, а потом уже на тормоз, поэтому 90% машин со следами ДТП различной степени серьёзности, что отчётливо видно в пробках.
Именно поэтому каирцы... Я было хотел написать "спускаются в метро", но египетское метро только частично под землёй.
Оно открылось в 1987 году и было на тот момент единственным в Африке. Сейчас это 3 линии, 60 с лишним станций с соответствующим оформлением.
Для передвижения по Каиру это единственный вид транспорта, который позволит двигаться в час-пик. Есть специальные вагоны только для женщин, если они не желают ездить с сильным полом, а так-то они вправе выбирать любой вагон.
На поверхности ты обращаешь внимание на количество мечетей. Я не в первый раз в арабских странах, но такого их количества не видел никогда.
Буквально в каждом квартале стоит, пусть и небольшая, но мечеть, так что по их количеству Каир если и не на первых позициях в мире, то в Африке точно.
Есть топовые мечети, поражающие и размером и убранством, а есть районные, простые и скромные. Сам Каир начинался когда-то с мечети. Своё первое название Эль-Фостат — шатёр — город получил из-за формы построенной в 642 году мечети Амра ибн аль-Аса, которая сейчас является старейшей мечетью в Египте и во всей Африке. Уже столетия позже город обрёл название Миср-аль-Кахиро, от "Миср" — старое название Египта, "аль-Кахиро" — крепость.
В 642 году она была первой во всей Африке. Её место постройки символично: на том же месте, где стоял шатёр командующего арабской армии Амра ибн аль-Аса, благодаря которому Египет стал частью Арабского Халифата. Правда, многочисленные перестройки лишили здание оригинальных формы и деталей, но внутренности, по заверениям, весьма и весьма аутентичны.
При всё этом может показаться, что иные религии здесь не в почёте. Однако это совсем не так. Многие знают или слышали о христианах-коптах. Правда, чаще всего информация о них просачивается в СМИ из-за очередного теракта, устроенного неким фанатиком против них. Но тем не менее, коптами являются 8-10% населения Египта, а их главный храм — Собор святого Марка в Каире является внушительным и видимым издалека сооружением.
Веротерпимость, как ни странно это сейчас звучит в свете выпусков мировых лент, всегда была отличительной чертой мусульман. Так, к примеру, мусульмане не требовали от иноверцев переходить в ислам или изгонять "неверных". Так, как раз-таки, поступали христиане в той же Испании, когда изгнали евреев из королевства, когда оно поглотило Аль-Андалус, — территорию пиренейского полуострова, которая была под контролем арабов.
Кстати, о евреях... У христианства на Ближнем Востоке глубокие корни. Мусульмане не притесняли их, и те вполне спокойно и чаще всего безбедно существовали. В Халифате и позже образованных мусульманских государствах существовал налог: плати его и поклоняйся кому хочешь. Иногда на налог не хватало, и тогда приходилось крутиться. Так вот, сочетая деловое и божественное, жили на Востоке и христиане, и евреи. К примеру, в конце 9 века у христианской общины в Каире не было денег заплатить налог за церковь, а потому её продали евреям, которые сделали из неё синагогу.
В свете недавней истории и нынешней геополитической ситуации, последнее, что ожидаешь увидеть в Каире, это синагогу... Тем более, ту самую, купленную у христиан в 9 веке. Тем не менее, факт остаётся фактом: каирская синагога Бен-Эзра является старейшей из сохранившихся в Египте и одной из старейших в Африке.
Вот только в отличие от христианских храмов, иудействе молитвенные дома прихожан почти не видят по причине отсутствия этих самых прихожан.
В начале 20 века в Египте проживало более 100 000 евреев. Они бежали сюда от гонений в христианской Европе. К середине 1940-ых только в Каире проживало 40 тысяч евреев. Но после создания Израиля их положение стало опасным: участились погромы, устраивался бойкот товаров, запрещали работу еврейских школ и других организаций, что привело к оттоку членов общин в Израиль. Довершили дело Шестидневная война 1967 года и Война Судного дня 1973 года. В итоге, на начало 2000-х в общине состояло... всего 80 человек, большая часть которых глубокие старики.
Да, потому я и говорил выше, что легче встретить еврея в 20-миллионном Каире, чем увидеть включённый у машины поворотник на здешних улицах.
Синагога эта, кстати, стала источником бесценных знаний и артефактов, когда в колодце на её территории нашли древние еврейские и арамейские рукописи, в том числе и "Киевское письмо", старейший сохранившийся из созданных на территории Руси рукописных документов (10 век).
В тот документе был впервые упомянут Киев, так как письмо было написано членами иудейской общины с просьбой к единоверцам собрать денег на выкуп из долгового рабства своего собрата, который был поручителем по долгу родственника, который погиб.
Сам Каир это как блюдо, которое ты заказал в шумной восточной забегаловке: вот ты ждёшь его в шуме и гаме толпы, уже и забыл что заказал, и уйти, может уже, хочется, но затем тебе приносят заказ и ты забываешь обо всём — о жаре, мусоре на улицах, вечных пробках и шуме, ты лишь наслаждаешься атмосферой, а все недостатки воспринимаешь как нечто уже само собой разумеющееся, как сохранившиеся аутентичные черты.