Прогулка четвертая: Мамила.
Прогулка по Мамиле – приятнейшее времяпровождение и для туристов, и для иерусалимцев. И искать её не надо: она ведет от улицы Шломо а млех (Царя Соломона) прямо до Яффских ворот. Это улица - современный, красивый, богатый и удобный променад, где приятно и легко гуляется и в дождь и в жару и днём и поздним вечером.
Это необычная улица с длинной историей. Само название, Мамила, можно перевести, как «убежище Божье». Недалеко от этого места находился один из главнейших источников водоснабжения древнего города, глубокий бассейн, построенный еще в начале нашей эры царем Иродом Великим. В течение зимы в бассейне накапливалась дождевая вода, за которой потом ходили из города все лето. От этого бассейна осталась кладка в парке Ацмаут (Независимости), рядом старое мусульманское кладбище. Кладбище и бассейн дали название улице.
Лет 150 тому назад, когда Иерусалим начал выходить за стены Старого города, к дороге в новые кварталы начали крестьяне привозить на продажу овощи, маслины, зерно, масло. На верблюдах и мулах, нагруженных коврами и плетеными корзинами, приезжали арабы и здесь, вдоль стен Старого города, прямо на земле и на камнях раскладывали свои товары: ковры, кожаные изделия, керамику. Постепенно здесь были открыты лавочки, ремесленные мастерские, магазинчики. В период британского мандата Мамилу начали застраивать современными общественными и гражданскими зданиями. В одном из них ночевал Герцль во время своего визита в Иерусалим в 1898 году. На границе Мамилы с центральной улицей Иерусалима, Яффо, был воздвигнут мужской монастырь Сан Винсен де Поль.
Отсюда с Мамилы ремесленники и торговцы могли видеть картеж генерала Аленби, въезжающий в Яфские ворота в 1917г.
Во время войны за независимость Мамила из живого заселённого района превратилась в часть нейтральной полосы, отделяющей еврейские и иорданские территории, на которые был разделён Иерусалим. Дома стояли заколоченные, пустые, чудом уцелел католический монастырь.
После объединения Иерусалима решили все снести. Жители Иерусалима подали в суд. Судились больше 20 лет. Верховный суд Израиля вынес постановление о том, что Мамила - исторический квартал, подлежащий сохранению. Хотя бы внешне.
Тогда в оставшихся домах пронумеровали каждый камень, разобрали по камешку и собрали на новом месте. Так и стоят дома с надписанными камнями.
Новая Мамила состоит из 3-х частей: гостиницы, жилых домов, пустующих где-то наверху и такой очень оригинальный каньон, построенный террасами, кое-где крытый легкими арками, с переходами, лестницами, мостиками, вдоль которых расположены магазины и кафе. Сверкают витрины, обрамленные иерусалимским камнем. Там, прямо вдоль этих магазинчиков, стоят тумбы со скульптурами, а на стенах висят картины. Эти скульптуры продаются, заменяются на новые, проходят выставки, как в обычной художественной галерее.
Дом Штерна (тот, в котором останавливался Герцль) после пластической операции получил своё прежнее историческое лицо, а компания "Стеймацки" открыла в нём небольшое кафе, книжный магазин и музей. Впрочем, мы были последними посетителями этого музея: его переводят на новое место, только не знаю куда. А вечером из кафе выставили большой экран, и любители футбола смотрели мондиаль за столиками на площади.
Пока мужчины смотрели футбол, мы с удовольствием прошлись по магазинам. Магазины тут вполне демократичные. Цены в магазинах и кафе не дороже, чем везде (правда дешевых магазинчиков тут тоже не наблюдается).
Многие туристы идут теперь в старый город не вдоль крепостных стен, воздвигнутых Сулейманом Великолепным, а по заново построенной старой улице. Идут, озираются, фотографируют. Нескольких художников я тоже заметила. Фотографировать и рисовать здесь есть что. В результате реконструкции фасад монастыря святого Винсента теперь сияет сверху и волей-неволей притягивает взгляд.
Но самое замечательное кафе – Кедма. Здесь можно поесть, любуясь с террасы крепостными стенами Старого города, соединив, таким образом, духовное с материальным.
А ещё можно выпить кофе на одном из мостиков или балкончиков, слушая уличных музыкантов и наблюдая за текущей под нами толпой.
И завтра прийти снова.
И послезавтра…