Иерусалим — город столь насыщенный достопримечательностями и святынями, что осмотреть их все просто невозможно. Ни за день, ни за неделю. Решившись на самостоятельную прогулку, вооружаемся картой и следуем наиболее популярным маршрутом. Входим через Яффские ворота.
Ворота были построены в 16-м веке султаном Сулейманом Великолепным, первым османским правителем Иерусалима. На протяжении многих поколений эти ворота служили отправной точкой дорог из Иерусалима на запад к порту Яффо и на юг в Вифлеем и Хеврон Сворачиваем влево — одним глазком взглянуть на Латинский (Христианский) квартал и Греко-католическую патриархию , и узкими улочками двигаемся к воротам мечети Омара Ведь именно тут рядом — самое святое место для христианского мира, где Иисус был распят и погребен — Храм Гроба Господня.Храм Гроба Господня был построен в 4-м веке н.э. византийским императором Константином, который сделал христианство господствующей религией империи.
Его мать, Святая Елена, объездила всю Палестину и нашла много мест, где происходили события, описанные в Новом Завете. Этот участок она опознала как Голгофу – место распятия Христа.
От Храма идём к кварталу Муристан.Здесь большой рынок, а рядом — немецкая лютеранская церковь Христа Искупителя (Спасителя).
Она, в частности, знаменита своей колокольней, откуда хорошо видны мусульманский (на северо-востоке),еврейский (на юго-востоке), армянский (на северо-западе) и христианский (на юго-западе) кварталы.Вид с колокольни открывается впечатляющий, но чтобы подняться на нее надо преодолеть 178 ступеней
Двигаемся по Муристану, боясь заблудиться — улочки такие узкие, сплошной рынок и торговля сувенирами. Продвигаясь к Стене Плача, фактически идём по границе Еврейского и Мусульманского кварталов.Но — вот и главная иудейская святыня — западная стена разрушенного почти 2 тысячи лет назад Храма.Среди пришедших сюда много как туристов, так и религиозных ортодоксов
За стеной Плача находится и самая известная в Иерусалиме мусульманская мечеть на Храмовой горе — Аль-Шариф с золотым куполом.
Чуть правее — серый купол мечети Аль-АксаЛюбуемся немного панорамой и отправляемся на юго-запад в сторону Армянского квартала и к горе Сион.Проходим красивые тихие улицыИ шумную площадку возле религиозной школы,где мальчуганы в кипах и пейсах играют во время школьной переменыЗдесь недалеко — четыре сефардских синагоги Старого города. У них очень богатая история и интересное устройство. Но сегодня мы проходим мимо- будет повод ещё раз сюда вернутьсяВот и крепостная стена, огибающая Армянский квартал.Строители, воздвигавшие вокруг Иерусалима крепостные стены,прорубили ворота, связавшие Армянский квартал с Еврейским и Сионской горой.Эти ворота называли то Сионские, то Еврейские. На этих еврейско-сионских воротах до сих пор сохранились следы двух войн — Войны за Независимость 1948 г. и Шестидневной, 1967 г.
Ворота, как рябые, — так много на них вмятин и воронок от снарядов и пуль.На северном склоне горы Сион были найдены остатки одной из семи синагог, бывших в Иерусалиме в период Второго храма.
На северном склоне горы Сион были найдены остатки одной из семи синагог, бывших в Иерусалиме в период Второго храма.
В этом месте в 524 г. поставлен огромный саркофаг, под которым, по легенде, покоится прах царя Давида. Теперь саркофаг покрыт бархатом, и на нем золотыми буквами написано: "Царь Давид жив и существует" — слова из ТалмудаНа втором этаже, как раз над гробницей царя Давида, находится горница Тайной вечери.Отсюда же, с перехода во втором этаже видна колокольня церкви Св.Петра в Галликанту (Петушиного крика).
Место это связано с историей троекратного отречения апостола Петра (Симона) от своего Учителя Иисуса Христа, схваченного в ночь с четверга на пятницу в Гефсиманском саду.
Ещё одно строение, мощными стенами и башнями напоминающее крепость -Дормишон. Дормишон, по-латински, Успение.Собор построен в память почившей Марии, матери Иисуса в 1910 г. на участке, подаренном Вильгельму II в 1898 г. турками.
Возвратившись через Сионские ворота в стены Старого города продолжаем двигаться по Армянскому кварталу, направляясь ко входу в собор Святых Иаковов.
Это важнейший из армянских храмов в Иерусалиме, центр духовной жизни общины на протяжении многих веков. Церковь построена в 12-м веке по особому разрешению властителя Иерусалима в то время, легендарного Салаха-ад-Дина. По легенде на этом месте в 44 году н.э. по приказу иудейского царя Антиппы был казнен Иаков, один из 12 апостолов.Этого апостола Иакова принято называть Иаковом Старшим, в отличие от Иакова Младшего, первого епископа иерусалимского, называемого в Евангелиях братом Иисуса. Церковь, которую мы хотим посмотреть, посвящена им обоим.
Самого храма с улицы не видно. Чтобы попасть в него надо свернуть в проход, обозначенный надписью на французском ("Couvent Armenien St.Jacques") и армянском языках.
Только когда мы входим во внутренний двор, удаётся увидеть фасад этого храма.Вход в церковь отделен железной оградой, большую часть времени запертой на замок. Зато прекрасно видны фрески на фасаде -три фрески. Центральная из них изображает Иисуса, 12 апостолов, Св.Семейство и юного архангела.
Да и сам дворик заслуживает внимания. Справа находится дверь, закрытая для обычных посетителей. Возможно, через неё входит в церковь сам Патриарх. Нынешний, 96-ой по счету, занимает эту должность с 1990 года. Отсчет же ведется от самого Св.Иакова Младшего, первого главы христианской общины в Иерусалиме, похороненного именно здесь, в армянском храме.
Ещё интересное место во дворике — некое захоронение — вероятно, это могила одного из патриархов армянской иерусалимской церкви, заправлявшего во времена правления Салаха-ад-Дина. Над могилой яркая, написанная на керамических плитках, картина с изображением Святого Семейства и Св. Иакова.
Двигаясь дальше, мы постепенно замыкаем свой "круг" по городу — впереди уже видны стены Цитадели.Идём к площади Омара-ибн-эль-Хаттаба и выходу через Яффские ворота.
После долгой и насыщенной прогулки ,как ни странно, осталось обманчивое ощущение, что увидели совсем мало.Это и понятно.Иерусалим открывает свои тайны не сразу и по чуть-чуть...