4 материалa по 2 объектам, 193 фотографии
- GPS
- Украина, Запорожская область, г. Гуляйполе, ул. Соборная (Ленина) 75
- 38 (06145) 4 12 54
- gulyaypolemuseu.at.ua/
Гуляйпольский краеведческий музей
Этот совет является частью дневника «Гражданская война 1917 - 1922»
Дабы договориться по поводу экскурсии, Павел звонил в музей заблаговременно. После целой череды переговоров музейщики назначили экскурсию на 9 утра. Столь раннее время нашего визита они объяснили тем, что начались каникулы, и потому почти каждый день приезжают (или могут приехать) дети. Впрочем, мы были не против. Нам, наоборот, весьма удобно было осмотреть музей и город — и ехать дальше.
Сразу после завтрака мы отправились в музей. Аккуратное, сложенное из кирпича здание, построено в 1901 году. До 1917 года здесь располагался банк «Общество взаимного кредита».
В честь батьки Махно и его хлопцев во дворе установлена мощная железная тачанка.
Пулемёт "Максим" достаточно нежный. На телеге его механизм растрясёт. Тачанка имеет рессоры и ход её более плавный. Таким образом, "Максим" получил возможность быстро перемещаться с места на место.
Кто первым придумал установить на тачанку пулемёт, не известно, но именно такая тактика ведения боя прославила армию Махно.
Во дворе чуть дальше большой крест.
В годы Великой Отечественной войны здесь находилась церковь. В послевоенное время — районный дом культуры. Гуляйпольский краеведческий музей основан 11 декабря 1960.
Посетителя встречает бюст командира Повстанческой армии Нестора Ивановича Махно. Над ним герб Гуляйполя: зелёный цвет снизу это степь, синий сверху — небо, между ними скачущая лошадь. Без сомнений, Гуляйполе то место, где коняшкам есть где разгуляться. В прежние времена здешний край славился скакунами. Оно и понятно, степь и конь понятия неотделимые.
На другой стороне значительная часть стены увешана простенькими но очень милыми поделками. Тут и портреты знаменитых украинцев вышиты и аналогичного плана картины. Особое внимание привлекают куклы (мотанки).
Простенькие на вид куклы, детским творчеством отнюдь не являются. В здешних краях они выполняли роль домашних оберегов.
За стеной с оберегами расположена экспозиция. Однако, нет, мы идём не туда. Появившаяся экскурсовод предлагает проследовать в другое место. Спускаемся в подвал. Он разделён на несколько отсеков, которые за их размеры вполне спокойно можно назвать комнатами. В прежние времена, когда здание выполняло функции банка, здесь хранились деньги, ценные бумаги и драгоценности. К сожалению подвал есть подвал. Освещение было слабым, фотографии вышли не ахти, и всё же, попробую рассказать.... Как того требует закон, экскурсионное обслуживание почти во всех музеях Украины производится на украинском. Где-то и что-то я понимал, вдобавок к этому мне помогали сразу три переводчика:Павел, Галина и Галина.
Первый зал посвящён древним людям.
Запорожская область обжита была давно. Первые люди начали обживать край во времена палеолита.
Древний период истории Причерноморья досконально не изучен. Учёные, составляя хронологию, говорят о прошлом приблизительно. В VII века до н.э. здешние земли занимали скифы. В IV веке появились гунны, в VI веке — авары, в VIII веке — хазары. 969 году князь Святослав разбил Хазарский каганат, на смену им пришли племена печенегов, которых XI веке потеснили половцы.
Все народы оставили в здешних землях следы своей культуры. Недалеко от Гуляйполя учёные периодически раскапывают погребальные курганы. Гуляйпольский музей по масштабам небольшой, и потому из найденного в музее представлены копии.
Более менее понятная и осмысленная история начинается в конце XV века с образованием казачества. В следующем зале уменьшенная копия казачьей лодки, пушечные ядра, знамя, гончарная посуда, оружие, музыкальные инструменты.
Гуляйполе основано в 1785 году, как военная слобода Днепровской укрепленной линии. Таковая делилась на 7 казачьих сотен: Бочанську, Вербовское, Песчанскую, Подолянское, Польский, Херсонскую, Гурянську. Людей в здешние края переселил Светлейший князь Потёмкин.
Следующий зал рассказывает о жизни простых крестьян. Икона и окно на украинский манер украшены вышитым рушныком.
Печка, стол, сундук, лавка с веретеном. Обстановка вроде как простая, но, в тоже время, жизнь гуляйпольцев была вполне достойной. Мужчины занимались изготовлением глиняной посуды. Женщины, работая на довольно простенького вида станках, изготовляли одежду.
Одна из комнат, где воссоздан быт семьи Мелешковых, по прошествии 150 лет донесла до нас интерьер мещан. Главным богатством предреволюционной эпохи, судя по всему, являлось пианино.
Местный краевед выкупил и подарил музею мебель и иконы из дома священника Лоскутова. Вместе с семьёй священник проживал в Гуляйполе до Революции.
По легенде, когда крестили маленького Нестора Махно, малыш схватил горящую свечку. Одежда попа загорелась, и он сказал: «Младенец вырастет великим разбойником». На мой вопрос, этот ли священник крестил Махно? Экскурсовод ответила отрицательно.
У Махно с религией отношения были своеобразные. Как истинный революционер ни в какого Бога он не верил. Обывателю, живущему в мирное время, тяжело понять ту озлобленность и жестокость. наполнявшую сердца предшественников. Соратник Махно Аршинов в своих воспоминаниях приводит эпизод, как махновцы в 1919 году вошли в одно из сёл и устроили суд над священником. Но! Это было не просто так. Поп составил для деникенцев список революционно настроенных и те расстреляли в 40 человек. Думаю, комментировать тут нечего.
Из воспоминаний самого Махно приведу два эпизода. Оба они датируются осенью 1918 года. Напомню, Махно в этот момент воевал с немцами, с гетманской вартой, а также с помещиками.
В селе Рождественке крестьяне дали нам сведения о роли рождественского священника, действовавшего заодно с кулаками и провокаторами в пользу гетманщины и против бедноты. Сведения крестьян об этом священнике, о его личных доносах немецко-австрийским и гетманским карательным отрядам на крестьян, сведения, нашедшие себе подтверждение в ряде убитых этими отрядами передовых крестьян, послужили для штаба достаточным основанием, чтобы вызвать священника, опросить его и поставить на очную ставку с несколькими крестьянами.
Священник был опрошен, а затем как собака был самими крестьянами и повстанцами повешен.
Казнь рождественского священника была у повстанцев-махновцев вторым случаем уничтожения священников за их провокаторскую роль в отношении трудового крестьянства. За аналогичное действие штабом был в свое время схвачен семеновский священник, о котором крестьяне всем своим сходом показывали, что он является организатором кулаков и провокатором по отношению к бедноте. Некоторые из семеновских крестьян рассказывали, как этот «их» священник расспрашивал женщин о том, чем занимаются их мужья и т. п., и вскоре после этого мужья некоторых женщин арестовывались, ибо «глупые женщины» перед священником таяли и рассказывали ему, что их мужья говорят против гетмана и немецко-австрийского командования.
Второй, рождественский, случай уничтожения священника за провокацию скоро разнесся по району. И священники, начавшие было практиковать в районах повстанчества свои ораторские и провокаторские способности, быстро охладели к этой практике и возвратились к своим церковным делам, держась тише воды, болтаясь только в них, не касаясь уже революции.
А вот другой эпизод, прямо скажем, противоположного толка. Речь здесь идёт о том, как махновцы входят в одно из сёл.
Так мы, мало кого замечая в селе, проскочили большую половину его и выскочили на одну из площадей, ведущую прямо в лес. Здесь нас встретил поп с группой, человек в 20, крестьян. Товарищ Щусь с тремя бойцами подскочил к этой группе и расспросил ее, откуда они идут.
Оказывается, поп и его прислужники узнали, что мы приехали в село, еще тогда, когда мы были по ту сторону речки, и, схватив свой крест и два церковных знамени, собрал вокруг себя несколько крестьян-старичков и пошел к лесу, чтобы встретить нас.
Когда Щусь подскочил ко мне и доложил об этом, я еще более озлился на этого попа за его дурачество и, волнуясь, задумался, что ему, попу, уже раз предупрежденному не заниматься глупостями, сделать.
Щусь, видя меня в состоянии раздумья, предложил мне распорядиться, чтобы повстанцы выпороли попа.
От этого я отказался, заявив, что в такой момент неудобно так поступать с ним.
А поп желал подойти ко мне с намерением что-то сказать мне. Я отказался от этого и передал ему через Щуся последнее свое распоряжение: никогда не выводить навстречу мне крестьян и самому не подходить ко мне с крестом в руке.
Как товарищ Щусь передавал мне, поп обещал больше этого не делать, но теперь просил меня принять хотя бы хлеб-соль от него и от окружавших его крестьян.
Я категорически и от хлеба отказался.
И поп повел своих людишек обратно к церкви.
Вот так незаметным образом мы подошли к главной музейной экспозиции. Она расположена на первом этаже и посвящена батьке Махно и его Повстанческой армии. Экспозиция создавалась в далёком 1989 году.Когда музей открывался, краеведы выставили то, что им удалось найти. В настоящем хорошо было бы обновить экспозицию, но на это нет денег. Например, на одном стенде могут находиться экспонаты разного времени.
(Нагрудный знак "Герою революции" появился в начале 30-х. За участие в махновском движении никого подобными значками не награждали.) Одним словом, если посетить музей без экскурсии, то можно слегка разочароваться. Ещё, я опять-таки извинюсь перед читателем за плохого качества фотографии. Электричество работники музея стараются экономить и потому стенды и витрины дремлют в полутьме.
В момент нашего визита, словно пытаясь до кого-то допищаться-доцарапаться, по залу метался стриж. Не понимая, как выбраться, птица под потолком нарезала круги во все стороны. Мне невольно подумалось, что это бьётся, не находя покоя, душа Нестора Махно или это, преобразившись птахой, прилетел посмотреть на нас кто-то из его соратников. Что хочет эта душа?... Какую правду стремится донести?....
Много, очень много трагических событий пережил город под названием Гуляйполе.
Нельзя сказать, что в Гуляйпольском музее рассказывается именно о Махно. Нет, тут представлена Гражданская война, в которой Махно и его Повстанческая армия сыграли довольно значимую роль. Батькой просто так не называют. Батька это близкий и родной человек, которому люди доверяют.
Нестора Махно можно поставить в один ряд со Степаном Разиным и с Емельяном Пугачёвым. Махновское движение было народным. Соответственно, пройти мимо подобной фигуры вскользь, считаю неправильным.
Нестор Иванович Махно родился 7 ноября 1888. Вдумайтесь, насколько символичен его День рождения. Отец украинец, мать русская. У Нестора было 4 старших брата и сестра. Отец умер через год после его рождения. Семья в полной мере познала нужду.
Нестор получил только начальное образование — 2 класса. Чтобы прокормиться, приходилось батрачить на помещиков и на зажиточных крестьян. С 1903 года Нестор трудился подсобным рабочим в малярной мастерской, в купеческой лавке, на чугунолитейном заводе М. Кернера в Гуляйполе.
В свободное время Нестор принимал участие а работе театральной студии. (В последствии, уже став Нестором Махно, он иногда применял трюки с переодеванием. Он выдавал себя то за офицера Директории, то за простого крестьянина. А вот то, что Махно пришёл к богатому помещику на свадьбу, переодевшись в невесту — это выдумка)
В 1905 году Махно втянулся в революцию. В Гуляйполе действовала ячейка анархистов и молодой юноша пропитался их идеями. Раздобыв оружие, анархисты грабили богатых односельчан. К кому-то они приходили домой, переодевались, дабы их не узнали и требовали денег. Богатеи давали. Даже сюда в здание музея, бывший банк, приходил маленький мальчик с запиской от анархистов.
Как и что было бы дальше, мы может только гадать. Всё изменилось, когда в Гуляйполе был убит пристав Лепетченко. Кто являлся убийцей, историки до сих пор спорят, однако в смерти полицейского обвинили анархистов. (Интересно, что одним из телохранителей батьки Махно во время Гражданской войны являлся сын убитого в Гуляйполе пристава).
Его сменщик Караченцев внедрил в группу своего агента. Весной 1908 г. был совершён целый ряд ограблений.
Разбойников арестовали. Почти два года шло следствие. В этот момент мать Нестора сумела справить ему документы, где он стал на год моложе, а следовательно не попадал под смертный приговор.
В марте 1910 года Махно предстал перед Екатеринославским военно-окружным судом. Молодого террориста суд признал несовершеннолетним. Он получил 20 лет каторги, которые должен был отбывать в Бутырской тюрьме. Махно попал в камеру к анархистам. Это были суровые годы, но именно они закалили его как революционера. За различные нарушения он часто попадал в карцер, где постоянно простывал. Врач Бутырки вынужден был удалить Нестору Махно одно лёгкое.
Из тюрьмы арестанта освободил Февраль 1917 года, когда всем политическим Временное правительство объявило амнистию.
Гуляйполе в начале прошлого века был маленьким тихим городком. Никто не мог предположить, что именно здесь зародится столь мощное народное движение. Вернувшись с каторги, Махно, как человек революции, сразу попал в водоворот событий. Земляки его уважали, но поначалу первых ролей он вовсе не играл. На тот момент намного популярней была Маруся Никифорова.
Вернувшись после Февральской революции в Россию, Маруся в своём родном Александровске (Запорожье) принялась создавать рабочие отряды. В августе 1917 года Маруся захватила арсенал, разоружила, расстреляв офицеров, гарнизон (две роты Преображенского полка) и передала оружие соратникам.
В октябре Марусю арестовали. Узнав об этом, Махно со своими гуляйпольскими товарищами отправился выручать её из тюрьмы. Не известно, чем бы всё закончилось, но в этот момент пришло известие об Октябрьской революции.
Из тюрьмы Марусю выпустили. Никифорова заняла место заместителя председателя Ревкома. Махно же досталась куда более скромная должность. В декабре 1917 года Чёрная гвардия Маруси помогала устанавливать советскую власть в Харькове, Екатеринославе и Александровске (Запорожье). Впрочем, Советы продержалась не долго. Они были вытеснены Центральной Радой, которую далее убрали немцы.
Отметим, что Махно в Александровске на стыке 17-18 гг. ни за какие посты бороться не стал. Он вернулся домой, где возглавил Гуляйпольский ревком, сменив Коростылёва. Земельный вопрос в Гуляйполе, при поддержке анархистов, был решён в сентябре 17-ого. Монастырская и помещичья собственность была разделена между крестьянами.
Пришедшие на Украину немцы возвращали старые порядки. Оказать им сопротивления большевики с анархистами не смогли. Большей части революционеров весной 1918 г. пришлось отступить в Россию, как это сделал сам Махно, либо уйти в подполье.
Махно посетил Таганрог, Астрахань, Царицын, Саратов, Самару и Тамбов. Далее он попал в Москву, где какое-то время жил в общежитии анархистов. Имел встречу со Свердловым, Троцким и Ленином. Заручившись поддержкой большевиков, Махно решил возвращаться на Украину. Большевики помогли ему, состряпав фальшивые документы.
Вернувшись, Махно начал борьбу. К концу сентября Махно освободил от оккупантов своё родное Гуляйполе. Австро-венгры подобное вряд ли стали бы терпеть долго. Однако тут произошла Ноябрьская революция в Германии, после чего они принялись покидать Украину.
Как развивались события дальше, я постараюсь рассказать в следующих материалах. Здесь же, отмечу, что Махно со своей Повстанческой армией три года балансировал на стыке двух огромных плит, имя которым: былые и красные. Все четыре брата Нестора сгинули в Гражданскую. Жену одного из братьев деникинцы, захватив Гуляйполе, изнасиловали и закололи штыками. Родовое поместье сожгли. Его мать на старости лет скиталась по чужим домам.
Три раза батька заключал союз с большевиками, и все три раза это оканчивалось плачевно. Формально большевики ратовали за советы, но союзников оттуда предпочли убрать. В политическом плане это был чистый обман — с другой стороны, власть понятие единичное.
В любом случае, своё имя в историю Нестор Иванович Махно вписал. Большевики победили в какой-то мере благодаря его поддержке.
У А.Н.Толстого в трилогии "Хождение по мукам" есть эпизод, когда Махно предлагает Рощину играть при штабе в карты, дабы офицер своим видом наводил тень на плетень перед большевицким делегатом. Подобного не могло быть никогда!
Идея анархизма — построение счастливого, богатого общества, без морального и физического угнетения, без господ и начальников. Такая идея близка большевикам, но при этом абсолютна не совместима с воззрениями белых. Последние с гораздо лучше относились к большевиками, нежели к анархистам. Большевики создававшим империю, пусть и красную, но империю. Махновцев же Деникин и компания принимали за восставший сброд. Ни те ни другие в плен друг друга старались не брать.
Пришедший к власти после Деникина Врангель существенным образом изменил цели и задачи Белого движения. Он согласился делить землю! Собирая силы, Врангель послал к Махно на переговоры своего офицера. Переговоров не было — офицер был повешен.
Жестоко? Согласен! Но ответ тут один — время было такое, у каждого была своя правда.
Жизнь Нестора Ивановича Махно достойно его девизу: «Жить и свободно умереть в бою». Так он и ушел в вечность, оставив нам свое имя и черный флаг свободы.
В 1921 году Махно со своими товарищами вынужден был уйти за границу. В его родном Гуляйполе начала укрепляться Советская власть. Мне приходилось читать, что первые комиссары старались не оставаться в селе на ночь, предпочитая доехать 6 км. до станции и спать в бронепоезде.
В 1929 году в Гуляйпольском районе был образован первый колхоз. Есть здесь и экспозиция, посвящённая Голодомор. У меня во время этого голода погибли прапрадед и прапрабабушка, но с теми выводами, которые из всего этого делает нынешняя Киевская власть, лично я категорически не согласен.
В 1938 году Гуляйполе получил статус города. В октябре 1941 года в Гуляйполе вошли немцы. Это оказалась 6-ая немецкая армия, та самая, что позже будет разбита под Сталинградом. Первым комендантом был назначен офицер по фамилии Ольмер. Он продержался на своём посту 2 месяца. По-началу гуляйпольцев немцы не трогали. Но дальше, как известно, ситуация на фронте осложнилась. В тылу стали действовать партизаны. После разгрома под Москвой Ольмера сменил Вайерс.
В этот момент кто-то пустил слух, что некрещёных евреев будут убивать. В нынешнем здании музея была открыта церковь. Не помогло. Немцы развернули террор. За всё время войны из числа жителей Гуляйполя погибли 6637 человека (примерно 2400 являлись мирными жителями). Кто-то умер от голода, кто-то от болезней. Заподозренных в связях с партизанами фашисты уводили в овраг и там расстреливали.
Город был очищен от нацистов 14 сентября 1943 года. 130 советских солдат сложили жизни за освобождение Гуляйпольского района. Многие мужчины воевали в рядах Красной армии. Среди них были настоящие герои! К сожалению звания Героя Советского Союза ни кто не получил. Опасаясь родственных связей с Махно, гуляйпольцы, претенденты на высокое звание, из наградного списка вычёркивались.
После ВОВ Гуляйполе, как и вся страна, зажил нормальной жизнью. Здесь появилась обувная фабрика, сельхозкомбинат и ряд других производств. Особый вклад в развитие района внесли врачи местной больницы. Гуляйпольцы участвовали в соревнованиях и завоёвывали спортивные кубки. Среди выходцев Гуляйполя достаточно много людей знаменитых. Например, писательница Лариса Вировка, Леонид Аронович Юхвид — советский драматург, автор сценария знаменитого фильма «Свадьба в Малиновке».
И всё же, Гуляйполе навеки вечные связано с батькой Махно! Если в советское время его проклинали, то в Перестройку произошла частичная реабилитация.
В музее есть стенд, посвящённый Виктору Яланскому, внучатому племяннику Махно. В годовщину сорокалетия Великой Победы Виктор Яланский, за большой вклад в развитие физкультуры города, был награждён памятным вымпелом.
Сомневаюсь, что Яланский держал у себя в доме накрытую рушныком картину, где изображены Нестор и Галина. В любом случае, его самого и его дружку Любу можно видеть на фотографиях. Один из самых ценных музейных экспонатов — осеннее пальто Галины Кузьменко. Начальник штаба махновской армии Виктор Белаш характеризовал её как «неутомимую защитницу женщин». Осенью 1919 г. Г. Кузьменко была избрана председателем Союза учителей махновской республики.
Будучи учительницей по образованию, она курировала в Гуляйполе две школы и три детских садика. С Нестором она познакомились осенью 1918 года, когда он пришёл к ней в школу. По одной версии, Махно бросил пистолет, предложив учительнице поднять его, по другой, это была книга. Галина ничего поднимать не стала, и этим понравилась первому парню на Гуляйпольщине. О своей жизни с Махно Кузьменко написала книгу "Нестор и Галина".
В Париже у них родилась дочь Елена (1922-1992). В 1945 г. мать и дочь были задержаны на территории Германии. За участие в махновском движении Галина Кузьменко получила 8 лет заключения. Дочь приговорили к 5.
После освобождения с 1954 по 1978 гг. мать и дочь жили в Джамбул. По прямой линии потомков у Махно так и не появилось. Мужчины в жизни Елены были, однако рожать "потомственных врагов народа" она не захотела.
В 1976 году боевая подруга батьки Махно приезжала в Гуляйполе. На чёрно-белом фото Кузьменко вместе с Яланским. Между ними внук Яланского, которого в семидесятые годы родители не побоялись назвали Нестором!!!
Это был последний визит Галины Кузьменко в Гуляйполе. Через два года она умерла. Некоторое время назад Яланский также скончался. Ушёл из жизни и ещё один человек — Вадим Львович Зиньковский (12.09.1926 — 27.01.2013)
Участник ВОВ, кадровый офицер. Вадим Львович приложил много сил на восстановление доброго имени своего отца, участника махновского движения, Льва Николаевича Зиньковского (Задова), репрессированного в 1938 году.
Думаю, многие помнят экранизацию повести А. Н. Толстого «Хмурое утро». Как актёр В.Белокуров, сыгравший Задова, отпускает крылатые фразы:
«Я Лёва Задов, со мной шютить не надо!», «Засыписся, котик!», «Я бью два раза — раз по голове, другой по крышке гроба», «Выдь у тамбур».
Враньё! Всё это враньё. Настоящий Задов был совсем другим. В последующем обо всё этом я постараюсь рассказать более подробно.
Ради точности, отмечу, до Кузьменко у Махно была первая жена. Весной 1918 года, отступая от немцев, Нестор оставил Анастасию в Царицине. Их совместный ребёнок умер почти сразу после рождения. После этого кто-то сказал ей о смерти Махно. Какое-то время погоревав, женщина повторно вышла замуж — и это её спасло. Анастасия Васецкая по окончании Гражданской войны вернулась в Гуляйполе. Советская власть её не тронула, и она, вплоть до конца 50-х, торговала на станции семечками.
Экспозиция музея составляет 9 разделов, а фонды — 18 000 экспонатов. Как и в любом музее, здесь выставлено не всё.
Увы, время вносит свои коррективы. Павел всячески меня отвлекал, но я разглядел-таки определённого рода плакаты. Женщина гид явно комплексовала. Я так понимаю, что ей стало неудобно. Отвечая на возникшие вопросы, она объяснила, что плакаты прислали из Киева всего пару дней назад. Начальство наказало музейщикам, новые плакаты, где рассказывается про УПА, выставить в зале. Вообще, если быть точным, УПА и Левобережная Украина имеют мало общего... Позже, одна женщина, имеющая отношение к школе, рассказала, что историческая трактовка событий меняется чуть ли не ежегодно. Дети приходят со школы и приносят в головах невесть что, но мы их дома переучиваем. Чему тут удивляться? В России хватает своих приколов.
Кстати, сам Махно никаких националистов не поддерживал. Его отношение к провозглашению Украинской народной республики было скептическим. Правительство Директории было определено им как "буржуазное". Меньшевиков и эссеров Махно называл агентами буржуазии. Он был идейный анархист и считал свою идею выше любой местечковой ориентированности. На митингах Махно заявлял ясно и чётко: "Украинской директории мы признавать не будем!"
Время стирает противоречия. Нынешняя Украинская власть, политический наследник УНР, сама признала Махно. Его имя вписано в историю Украины.
- Адрес:
Запорожская область, г. Гуляйполе, ул. Соборная (Ленина) 75
- Дополнительная информация:
Чтобы заказать экскурсию, лучше всего написать в музей на электронную почту gulaipole-muzei@yandex.ua
- Телефон:
38 (06145) 4 12 54
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Гуляйполе
- 7 авг 2018, 16:32удалитьЭх, Максим... Ведь говорят мудрые люди: "не чеши, где не чешется"(((
- 7 авг 2018, 18:55удалитьОчень познавательно, спасибо. А в чамом городе есть что посмотреть?
Есть еще вопрос и з раздела "чешущихся". В музее приводили данные, сколько перед войной в Гуляйполе было еврейского населения? И сколько погибло? В этом случае креститься было бесполезно - 7 авг 2018, 19:02удалитьИра, честное слово, и так и так пытаИся подать информацию... Увы!... Евреи в Гуляйполе были. В своё время Махно из Москвы давали строгий наказ — остановите еврейские погромы.... которых в Гуляйполе никогда не было... Махно был выше этого. У него в армии была еврейская рота.
Я про это планирую написать, но тут получается, про что-то пишешь, кого-то задеваешь...
Немцы в Гуляйполе евреев расстреливали. Кого и сколько, точной информации у меня нет.
Про сам городок планирую тоже рассказать, если Павел у меня тему не отберёт... - 7 авг 2018, 19:17удалитьУ тебя есть право "на первую брачную ночь" с Гуляйполе... Так что мои материалы будут, но сильно потом,,,
- 7 авг 2018, 20:09удалитьГражданская война делила людей по имущественному признаку. Поэтому в наличие евреиской роты я очень даже верю.
Про погромы махновцами я ничего конкретного не читала. Знаю , что в Киевской области самыми страшными погромщиками были банды Зеленого. Его политических взглядов я не знаю. Знаю только, что он вырезал полностью еврейскую красную роту в Киеве. Такие тоже были и знаю я это потому, что моя прабабка не пустила туда к счастью своих сыновей - 7 авг 2018, 20:15удалитьЯ думала прошли те времена, когда про Бабий яр и подобные трагедии предпочитали молчать. Опять цифры под замком?
- 7 авг 2018, 20:20удалитьничего не замалчивается... просто в Гуляйполе в музее мы не акцентировали внимание на еврейском вопросе. Как уже написал Макс, евреи зная, какое отношение немцев их народу, просто частично крестились перед оккупацией.
- 7 авг 2018, 20:27удалитьЯ понимаю, что это не по теме Махно, просто Макс написал о "мирных жителях".
- 7 авг 2018, 20:36удалитьНу если актуальная тема у заметки, если участвуешь в обсуждении, ставь же тогда-таки лайк....
- 7 авг 2018, 21:10удалитьЕ
- 7 авг 2018, 20:39удалитьВот! Макс ничего не замалчивает. Я повторял в тексте, всё как гид рассказывала. Про евреев ни слова не было. В справочниках про Гуляйпле о евреях опять-таки ничего нет. Ну я и предпочёл, тему не трогать.
- 8 авг 2018, 10:08удалитьСпасибо, очень интересно!
Максим — профи по музеям! ;) - 8 авг 2018, 10:12удалитьСпасибо за внимание!
- 16 авг 2018, 09:44удалитьМаксим, интересно ты пишешь! Но в дате рождения какая-то несостыковка — не 26 октября, а 24-е наверное? по старому стилю. Веселая легенда про загоревшуюся одежду попа )
- 16 авг 2018, 10:18удалитьСпасибо. Поправил.
- 20 авг 2018, 20:18удалитьОчень интересно ты рассказываешь, Максим! Чрезвычайно познавательно и глубоко.
У меня вот только один вопросик появился: а если из Англии приедут экскурсанты (ну а вдруг), им тоже экскурсию на украинском проведут? - 20 авг 2018, 20:22удалитьЛена, спасибо за внимание! Думаю, да, украинский язык нужно знать. Нет — пользуйся переводчиком...)))