20.10.2011
Утром полез сливать излишек масла, и вылил целую лужу, когда не успел вовремя пробку завернуть. Неудачное начало дня. Дорога все так же идет вдоль Пянджа. Проезжаем поселки, где народ приветствует нас. Дорога то отличная, то преподнесет какой-то совершенно сумасшедший спуск с крутым поворотом. Скучать некогда!
На очередном посту стоит горный велосипед. Пока регистрируют, выясняем, что здесь ждет попутку Дженни – немка, уже пару лет живущая в Душанбе. Она взяла в Хороге на прокат велосипед, неплохо прокатилась до Калайхума, но на обратном пути у нее случилась поломка. Развалился орех, так что велосипед теперь в не очень самоходном состоянии. Загружаем его на верхний багажник, Дженни отправляем на попутном грузовике, и везем поломанный байк в Хорог. Договорились, что встретимся вечером на турбазе, где она брала велик.
Но не долго! Вначале мне кажется, что какой-то запах нехороший, проверяю инвертор, вроде все нормально. Но через несколько минут Митя (а он сейчас за рулем), спрашивает – что делать, если температура поднялась выше красной отметки?
Останавливаемся. Так и есть – перегрев. Тосола в системе охлаждения нет. Совсем! Перегрели двигатель капитально. Остываем. Процесс не быстрый. Ребята впереди, наверное, уже заждались. Заливаем воду, но она начинает кипеть через несколько километров! Термостат? Датчик включения вентилятора? Замыкаю контакты вентилятора, врубаю печку. Едем, но из нее холодный воздух идет! Опять останавливаемся долить воды. Похоже, нарушена циркуляция в системе охлаждения. Хорошо, что ребята ждут не далеко, в следующем более-менее крупном поселке Рушан.
Стоят, ждут около очередной чайханы. Есть шашлыки и лагман. Вкусно, но мысли забиты вопросом – что делать с машиной? Начинаем с простых вещей- замена термостата и датчика. Не помогает. Вокруг уже собрался консилиум из местных жителей. Коллективный разум одобряет мою мысль, что мог накрыться насос. Неприятно. Хорошо, что запасной, вроде, есть. Снимаем ремень ГРМ, отвинчиваем насос. Крыльчатка никак отломилась и завязла в какой-то слизи из свернувшегося тосола. Естественно, что жидкость никуда не проходит, охлаждения нет. Ставим запасной, но насос, при установке, начинает клинить. Он немного отличается, от того, который был – чуть большего размера. До ночи пытаемся регулировать его положение прокладками, герметиком, моментом затяжки болтов крепления, но ничего не помогает. Отправляем ребят отвезти велик в Хорог, а сами продолжаем возиться с непокорным насосом, но безуспешно…
Около полуночи бросаем это дело. И тут же получаем приглашение от местного жителя переночевать у него дома. Он уже несколько часов назад предлагал загнать машину во двор, но мы все надеялись ехать дальше. Икболшой с самого начала помогал советами и не ушел, как остальные, домой, а ждал, когда же мы сможем быть его гостями. В доме тепло. Нас устроили в прихожей, где есть каменное возвышение. Попили памирского чая – с молоком, маслом и солью. Очень хорошо согревает. И хлеб с маслом. Икболшой все сокрушался, что нет на столе колбасы, и спрашивал, не хотим ли мы, чтобы жена чего-нибудь разогрела. Мы вежливо отказывались. По традиции, после чая, тут же и спать устроились, под тяжелыми и теплыми одеялами в доме гостеприимного памирца!