Петроглифы – это рисунки, выцарапанные или выбитые древними людьми на скалах и камнях и дошедшие до нас с той доисторической эпохи. Фактически, это древнейшие произведения рук человеческих, сохранившиеся до наших дней и вполне доступные для наблюдения современному обывателю в той естественной среде, в которой они и создавались тысячелетия назад. А коммунизм же, напротив, это крайняя точка развития нашей цивилизации с другого конца, современного, и хоть он и весьма эфемерен и нигде так и не был построен, но это наиболее позднее из известных в теории устройств общества.
Потому не будет большим грехом против истины утверждать, что вся история разумного населения этой весёлой планеты достаточно аккуратно укладывается в промежуток между петроглифами и коммунизмом. А найти и то и другое в одном флаконе можно нигде иначе, как в Горном Бадахшане, а особенно в долине Бартанга, тут вам и петроглифы и коммунизм в полный рост, о чём и поведал мне Новруз.
Новруз – учитель химии в школе кишлака Сипонж, что находится в аккурат между Нижним и Средним Бартангом, то есть, примерно на расстоянии в одну треть от начала долины. Он же по совместительству и хранитель местных петроглифов (а в Бадахшане это далеко не единственное место, где они есть), петроглифы эти начинаются у Новруза прямо на огороде и идут далее вверх по горе.
А про коммунизм он рассказал вот что. Приехал как-то в советское время на Бартанг какой-то серьёзный профессор-востоковед. Зашёл, значит, в магазин – магазин открыт, а продавца нет, ну ладно, решил подождать. Тут входит другой покупатель, местный, поднимает брезент, которым накрыт прилавок, смотрит, берёт оттуда бутылку и банку консервов, достаёт деньги, кладёт их на кассу и уходит. “А где ж продавец?” – удивляется профессор. “Дома, конечно, – отвечают прохожие памирцы, – чего ему тут делать-то?”
И очень скоро у того профессора вышла статья, в которой он написал, что долина Бартанга – это отдельно взятое место Советского Союза, в котором коммунизм строить совершенно не надо, ибо он там уже давно победил. И я, кстати, в эту историю охотно верю, так как слышал её не только от Новруза.
Хотя вот сейчас, как продолжает рассказывать Новруз с горечью, коммунизм на Памире уже не тот. И пьют больше, и даже воровство случается, что для этих мест вообще неслыханно. Но всё равно народ тут до сих пор бесконечно дружелюбный и гостеприимный.
Петроглифы пока что ещё те, но и среди них уже множество новодельных и просто надписей типа “здесь был Бахтиёр”, благо выскрести что-то на скале не так уж и сложно. Раньше на это просто внимания не обращали, потому что люди не знали, насколько петроглифы старинны. Теперь все знают об их ценности, но туристы всё равно регулярно что-то своё царапают. Хотя, с другой стороны, в целом смотрится не так уж ужасно, тем более, что современные петроглифщики часто стараются копировать петроглифы старинные, изображающие, как правило, горных архаров.
И ещё вот Новруз рассказал. Когда космонавт Севостьянов выполнял свой высокий космический полёт, то смотрел он сверху на Землю нашу матушку, смотрел на крышу мира Памир, смотрел, смотрел, да вот одна из гор чем-то ему как-то по-особенному и приглянулась. И как вернулся из космоса, тотчас поспешил в Бадахшан, нашёл эту гору и сидел глядел на неё теперича снизу, думая свои галактические мысли. И эта гора, ясное дело, находится тоже здесь на Бартанге.
Ну и пик того самого Коммунизма, самая высокая точка СССР тоже отсюда не шибко далеко, вроде бы даже через долину Бартанга к нему можно выйти. Правда, после того, как коммунизм у нас не получился, а СССР развалился, переименовали этот пик Коммунизма в пик Исмаила Сомони.
Короче, ребята, если вы захотите объять необъятное – постичь всю историю человечества в течение получаса, то не надо вам перечитывать всю Ленинскую Библиотеку или пересматривать всю Википедию, а, словно космонавт Севостьянов, поезжайте-ка на Памир в долину Бартанга, а там ступайте-ка к Новрузу на огород. И увидите вы там доисторические петроглифы и прочувствуете почти самый натуральный коммунизм, а всё остальное, человечеством созданное, помещается как раз где-то посередине между ними.
---
Автор выражает благодарность Бахриддину и Таджикистанскому Центру Развития Туризма, Жандие и ассоциации “ПЭКТА”, Алифсайну, усто Масайну, Мураду, Ёдгору, усто Озоду, Новрузу, Гулше, Шавкмамаду и семье Гурминджа, а также всем-всем-всем замечательным памирцам, таджикам и даже трём итальянцам, встретившимся на моём пути.