Окружающий пейзаж оставляет привкус соли на губах. Надо торопиться вперёд, пока ощущение это не стало слишком пресным. Временами кажется, что всё окружающее здесь – иллюзия, призрак безмолвной борьбы земных стихий. И за кажущимся спокойствием каменных глыб притаились необычные существа. Первобытный страх, облачённый в тела неподвижных динозавров. Посмотрите! Да вот же, под этим облаком, похожим на кролика – увенчанный шипами позвоночник диплодока. Его хвост расползается вдоль тела, а голова склонена немного набок, придавая существу вид безразличного наблюдателя.
Но есть твари и более кровожадные, готовые проглотить тебя в любой момент. Надо только как следует заблудиться. А впрочем, такими их делает только разыгравшееся воображение.
Это место обходят горные ручейки, даже на карте для красоты их никто не нарисует. О пресной воде не стоит и вспоминать – её здесь попросту нет. Зато есть небо, упавшее на землю – многочисленные солёные озёра. Они давно распластались по обветренной земле, обросли многочисленными слоями соли, и вряд ли когда-нибудь поднимутся обратно. Такими озёрами богат Памир. Они органично вписываются в окружающий ландшафт, а заодно составляют отличную компанию спящим динозаврам и хитрющим оранжевым сусликам, что шныряют вдоль дороги. И небо по-прежнему такое голубое и глубокое. Оно как будто соревнуется в голубизне со своими падшими братьями-озёрами. Это Памир. Потрескавшиеся губы снова и снова будут повторять его имя…
И шутка ли – повстречать посреди высокогорной пустыни, окружённой россыпью солёных озёр, плакат ООН с информацией о проекте по развитию рыболовства! Так деньги, перечисляемые на улучшение жизни в регионе, улучшают её в других, более эффективных направлениях.
Памир – первозданная сила и красота нашей планеты, ещё не отредактированная цивилизацией. Здесь нет ничего. И всё накопленное человеком заканчивается тут же, стоит лишь перевалить через невидимую черту. Все проблемы внешнего мира кажутся мыльными пузырями. Впрочем, как и многое другое. И чем выше мы поднимаемся в горы, тем яснее видим себя и сквозь себя, то, какими мы были и в кого превратились. А что дальше – известно только Аллаху.
Выше в горы – ближе к звёздам. Ближе к пониманию своего внутреннего мира.