"Замок. И какой зловещий, чудовищный замок!
И не на холме, не поодаль, чтобы человек успел как-то подготовиться, а лицом к лицу, словно неожиданный удар меча.
Ясно, что парк был посажен позже, когда замок перестал быть замком, а стал дворцом, пускай себе и неудобным, но пригодным для тех времен, и все равно впечатление было воистину потрясающим, будто человек подошел к зарослям и вдруг увидел там разверстую в рыке пасть льва.
И это было так, потому что я увидел прямо перед собой темную и очень низкую арку ворот.
И это были ворота-проем, ворота-тоннель, ворота-вход в пещеру страшного исполина из злой сказки." (В.Короткевич)
Один из самых знаменитых и самых легендарных, воспетый Короткевичем в его романе все так же как и прежде продолжает поражать всех своим величием и пугать своими призраками и страшными историями. Впрочем, как и во времена Короткевича — он все так же неумолимо продолжает разрушаться. Но, впрочем, вернем время и попробуем начать сначала.
Гольшанский замок. Рисунок Я. Дроздовича (1920-1930-е гг.). Часть северо-западного фасада и Северная угловой башня.
Датой основания Гольшан принято считать 1280 год, когда князь Гольша (Ольша, Ольгимунт) пересек реку Корабель и на самой высокой горе в округе решил основать замок. При замке выросло селение, которое получило название Гольшаны. Впрочем располагались первый замок и городище скорее всего где-то в полутора километрах на восток: там были найдены остатки воинского снаряжения, орудий труда и посуды. Причины переноса селения и исчезновения замка неизвестны, однако на этот счет у местных тоже была свое мистическое оправдание.
Согласно легенде, прекрасная девушка из замка полюбила обычного крестьянина, рассказала все матери, на что та ответила: “Пусть провалится сквозь землю все вокруг, но замуж за нищего безродного крестьянина тебе никогда не выйти!”. И замок провалился. Старожилы Гольшан вспоминают, что еще 50-60 лет назад на месте холма была видна трещина в земной коре огромной глубины. Кстати, в этом месте вроде бы даже проходит локальный тектонический разлом.
Этот Гольша, сын Великого Князя Литовского и положил начало знаменитейшему и очень влиятельному магнатскому роду Белоруси — роду князей Гольшанских. С тех пор этот род носил фамилию, доказывающую свое происхождение от великого предка, а Гольшаны были избраны родовой резиденцией. Впрочем род просуществовал не так уж долго — только до 1556 года, а был более знаменит и продолжен благодаря особам женского пола, ибо именно Софья Гольшанская, четвертая жена Ягайло (после двух полек и немки), положила начало династии Ягеллонов, правивших без малого 200 лет в Польше, Литве, Венгрии, Чехии, Швеции.
К середине 16-го века род Гольшанских угас. За неимением прямых наследников мужского пола, княжество Гольшанское было поделено между сестрами последнего князя. В итоге, Гольшаны отошли к Олене Гольшанской и ее муже Павлу Сапеге. Именно Сапегам и обязаны Гольшаны своим неповторимым колоритом.При Сапегах княжескую резиденцию заложили на берегу реки Гольшанки, у въезда в Гольшаны со стороны Вишнево, и внук Павла Сапеги — Павел Стефан Сапега (1565 -1635), подканцлер ВКЛ, отстроил свой замок в камне в конце ХVІ — начале ХVІІ столетия. Главным фасадом замок-дворец был обращен к старинной дороге.
Своим обликом магнатская резиденция лишь отдаленно напоминала прежние замковые оборонительные комплексы, как, например, в Мире, хотя композиционно была близка к ним. Она представляла собой прямоугольник со сторонами 79×96 м по внешнему периметру и с внутренним двором размером 57×65 м, в который выходила галерея, расположенная на 2 этаже напротив входа в замок. Вход был встроен в северный жилой корпус в виде арки с архивольтом, выложенным камнем, которую завершала башня. По углам также возвышались шестигранные башни, но они были заметно меньше и стройнее, нежели их боевые предшественницы. А в центре южной стены напротив входа располагалась каплица.
Оборонительные стены между башнями заменили 3-этажные жилые корпуса, которые имели на фасадах фигурную кладку, украшенную лепниной. В этих корпусах размещались жилые и хозяйственные помещения. И хотя башни еще не утратили окончательно своего оборонительного вида, однако основу фортификации Гольшанского замка взяли на себя мощные земляные укрепления и водяные рвы, окружавшие замок и находившееся в отдалении от него.
Таким образом, композиция фасадов дворцово-замкового комплекса испытала на себе влияние голландско-фламандской архитектуры, что было результатом оживленных культурных обменов и торговых связей Речи Посполитой со странами Западной Европы. Говорят, что потолки комнат замка были украшены фресками и густой лепниной, на многочисленных печах и каминах сияли гербовые изразцы, а от портретов, гобеленов и дорогого коллекционного оружия не было видно стен. Магнатская резиденция отразила в себе стилевые качества маньеризма, который завершал ренессанс, подготавливая почву для пышной архитектуры барокко. По великолепию своего внешнего и внутреннего убранства, по цельности архитектурного образа Гольшанский замок считался одним из красивейших в Речи Посполитой. Впрочем, как и другие резиденции этого известнейшего магнатского рода (например, дворец Сапег в Ружанах, о котором я писала ранее Ружаны: величественные останки минувших дней).
Уже в ХVІІ столетии замок перешел от Сапег к другим владельцами, а затем часто менял хозяев, что сыграло роковую роль в его судьбе. В результате многочисленных перестроек в ХVІІІ — ХХ столетиях он сильно изменил своей первоначальный облик и объемно-пространственную композицию. Был сильно повреждён шведами во время Северной войны 1700-1721 гг. Позже в мирное время, 80-х гг. 19 в, по приказу последнего хозяина, русского помещика Горбанёва, его башни и стены подрывались, а кирпич пускали на строительство корчмы. Ну и конечно работяги СССР тоже не оставили "ненужные развалины" в покое. Не буду, впрочем, упоминать и сегодняшнюю безалаберность и отношение к истории у нынешних чиновников и даже местных жителей.
Ну и конечно, замок не был бы так притягателен и мистичен, если бы в нем не нашлось какой-нибудь старой легенды или призрака. Впрочем, в этом отношении — ему тоже не занимать.
"Послушайте, а что это у вас рассказывают про какую-то женщину с каким-то там черным монахом?
— А-а, продолжение легенды XVII столетия, — скептично улыбнулся Шаблыка. — Валюжинич и Ганна Ольшанская. Слыха-а-ли.
— Ну, нет, — оживился Ковбой-поэт. — Вы можете смеяться, говорить, что я олух, а я верю: что-то такое есть. И в последние несколько лет опять объявилось. Уже несколько человек говорили. Люди напрасно трепать языками не будут, и дыма без огня не бывает.
— Так что?
— Говорят, действительно, в некоторые ночи появляются. И если придешь в такую ночь и подойдешь осторожно, то увидишь. Идут иногда по костельной галерее, иногда — по замку. Размытые, туманные. Идут, и исчезают, и ничего не говорят." (В. Короткевич)
Красивая легенда про княжну Ганну–Гордиславу Гольшанскую, которая втайне от собственного мужа(по некоторым версиям отца) встречалась с молодым шляхтичем Гремиславом Валюжиничем, прокрадывающимся к ней в замок в черном одеянии монаха. А затем сбежать задумала с ним же, заодно решив прихватить сокровища на поддержку шляхецкого восстания. Но не успели они осуществить задуманное, как их настигли и навсегда заключили в подземелье, благо таких в замке хватает в избытке(по некоторым версиям девушка осталась жива). Сокровище тоже бесследно исчезло. С тех пор и до наших дней по галереям и подвалам замка беспокойно бродит тень Черного Монаха (так прозвали его местные жители), наводя смертный ужас на случайных прохожих. Как утверждают многочисленные очевидцы, призрак Черного Монаха регулярно появляется в лунные ночи на разрушенных стенах замка в виде черной тени, охраняя ветхие руины от незваных гостей. Иногда и его спутница появляется в разрушенных коридорах замка..
Верить-не верить дело каждого, но это место манит как магнитом различных парапсихологов и даже притягивает несчастные случаи. Такие, например, как погибшие парнишки, пытавшиеся разобрать замок на кирпичи или несчастный случайна 13 дубле с актрисой, игравшей хозяйку замка. Многие задают себе вопрос, а не обошлось ли здесь без Белой Дамы, ревниво охраняющей свой дом?
Впрочем, про Белую Даму(уже про другую) в Гольшанах есть и другая легенда (Не желаете ли познакомиться с призраком?).
Кстати в замке, и без приведений, тайн и загадок предостаточно. Например, те же подземные ходы, описанные Короткевичем в своем романе. Они, действительно, реально существуют. Местные жители уверяют, что подземный ход, длиной в полкилометра, связывает замок и монастырь, причем, он такой широкий, что по нему можно проехать на запряженной лошадьми повозке. Зная привычку Сапег к роскошной жизни, это совсем не кажется нереальным. Большинство подземелий сейчас засыпано местными жителями, как говорится, от греха подальше, уж очень ретивые в последнее время стали туристы.
Впрочем, ходы мы раскапывать не стали, но по аркам я все-таки немножко походила, несмотря даже на увещевания нашего друга Саши, что в прошлый его приезд арок было больше. А вот вам бонус как раз — наглядный рассказ, о том как мы бессовестные ползали по этим замечательным развалинам(смотрите ниже на зенитовских фотографиях с нашей поездки — Осенняя ностальгия и позабытая история).
P.S. информация про историю Кревского замка взята из белорусских сайтов(в т.ч. palac.by) и текстов экскурсий А.Г. Варрава.