Утром 1 мухаррама — первый день нового года по мусульманскому календарю — мы (обитатели Дома АВП в Каире) решили, что если погода позволяет, нужно пойти наконец сфотографировться и поглазеть на чудо света — пирамиды. Хотелось бы, чтобы не было тумана и смога, иначе всё будет плохо видно. 18-миллионный город чадит нещадно, и хорошая видимость бывает далеко не ежедневно. Так что если идёте на пирамиды, сперва вдаль посмотрите, может быть такой смог, что и ходить не стоит! Итак, 1 мухаррама (первый день нового мусульманского года) нам идеально подошёл.
Солнце вылезло, смога не было и пробок тоже, всё из-за праздника, все офисы гуляли. Мы собрались и втринадцатером поехали в Гизу. По дороге хулиган Андрей Троицкий совершил грех, проехал в каирское метро зайцем, и на выезде был пойман бдительным ментом. Отведенный в ментовку, он был принужден оплатить штраф 10 фунтов, за что и получил квитанцию. Радостный Андрей Сапунов, другой участник проекта, всю дорогу в автобусе до пирамид поучал всех про «европейский выбор» и то, что настоящий европеец не должен ехать в метро зайцем.
Когда же достигли пирамид, грехи совершили многие, включая Сапунова. Тот проник на территорию по чужому айсику (ISIC – международный студенческий билет), то же сделали и некоторые другие (вход для взрослых стоит 60 фунтов, студентам 30). Товарищ Веснин и вовсе сказался жителем Магриба (Марокко), чтобы египтяне не раскусили его по акценту, и взял билет как араб за 2 фунта. Так мы, наконец, собрались у пирамид, и сделали много попсовых фотографий — с флагом АВП и без него, на фоне Сфинкса и без него, во всех ракурсах.
А я еще дополнительно купил билет вовнутрь пирамиды Хефрена, чтобы проверить, что внутри. Туда продают всего 150 билетов в день, да и это слишком много — там дышать нечем. Внутрь ведёт узкий ход, в нём жарко и душно, и по нему ползут скрючившись многие интуристы. Вентиляция какая-то гудит – через узкий шланг в камеру нагнетают воздух, но всё зря, там воздух почти негоден для дыхания.
Наконец я оказался в погребальной камере фараона. Никаких надписей, росписей, иероглифов, драгоценностей там уже не оказалось, стоял большой автограф какого-то человека, датированный 1818 годом, и было темновато. Пока отвернулся страж (и там мент, в пирамиде), я быстро, пользуясь полутьмой, запрыгнул в каменный гроб фараона и притаился. Тургруппа ушла, а я решил снять видео “Я в гробу”. (На входе, конечно, у всех отбирают камеры, но я скрыл её.) Пока снимал видео и комментировал, на звуки из гроба, к гробу подскочил потный мент, схватил меня за руку и фотокамеру и стал меня вытаскивать из гроба, одновременно требуя бакшиш. Я посмеялся, отобрал камеру и полез обратно по узкому ходу, по которому уже ползли ко мне, обливаясь потом, запыхавшиеся группы интуристов.
...За минувшие 10 лет, что я не был у пирамид, территорию оных обнесли огромнейшим забором высотой до 3 метров бетона, по верху которого идет еще трехметровая сетка, как на дачах. Плюс видеокамеры (неужели работающие?), охрана, длина периметра около десяти километров! Поистине, сей великий пирамидальный забор является третьим по величине сооружением в Египте, после самих пирамид и Асуанской ГЭС. Его цель, обезопасить пирамиды от “зайцев” и ночных проникателей. А также от продавцов, которые со всех окрестных деревень ежедневно скоплялись к пирамидам с целью приставать к интуристам, предлагая им открытки, катание на верблюде, «оригинальные» папирусы, статуэтки, экскурсии на пирамиду, кока-колу и другие предметы. Теперь продавцы всё равно остались, но их меньше – наверное, возросла величина взятки ментам за тусование у пирамид.
Несмотря на забор, некоторым из нас интересно было бы как-нибудь ночью оказаться на территории пирамид. С этой целью было произведено контрольное перелезанье забора, правда в другую сторону — изнутри наружу, под изумленные возгласы погонщиков верблюдов “Мистер! Вот а ю дуинг?” Как многие помнят, в прошлые наши приезды в Египет сперва Александру Казанцеву удалось переночевать на вершине пирамиды Хеопса, а в другой раз на пирамиду залез, кажется, Кирилл Степанов. В эту поездку (забежим вперёд) некоторым тоже удалось взобраться на пирамиду, включая Сашу Рязанца и других.
Вернулись с пирамид, а тут ещё гости и обитатели: Юля — самоходная женщина, плюс брат Игоря Антышева, ещё один человек. Потом ещё прилетели белорусы — сразу трое. Мы пошли их встречать на площади Тахрир. Новый год 2009 всё приближалтся, народ всё прибывал! Таким образом, число одновременно ночующих в Каирском Доме АВП достигло 20 человек. Некоторые спали уже и на балконе — слава Богу, декабрь в Каире — не такой холодный, как в России.