121 материал по 43 объектам, 1 845 фотографий
- GPS
- Бельгия, Limburgstraat 78, Ghent
«Великим сыновьям – благодарная Фландрия» в Генте. Часть 146
Этот совет является частью дневника «ГДЕ-ТО ЕСТЬ ГОРОД, ЧУДНЫЙ КАК СОН…»
За окном солнечно и сухо, пытаемся уложить на страницах блокнотика увиденное и услышанное. Почему-то в голову приходит мысль, что надо перечитать “Тиля Уленшпигеля”. А еще подумалось, что надо приобрести диктофон и записывать тексты экскурсий, чтобы потом их расшифровать.
Через час мы уже въезжаем во второй по величине город Бельгии – в Гент. Сама по себе Бельгия – молодая страна, ей всего 170 лет, долгое время ей приходилось противостоять многим европейским владыкам. Так, после падения бургундских герцогов, Фландрия попадает сперва под власть французского короля Людовика XI, а затем испанско-австрийской династии Габсбургов. Гент известен выращиванием цветов, здесь проводятся всевозможные выставки, посвященные им. Город стоит на реке Шельде, название его происходит от латинского слова “ганда”, означающее “слияние” 2-х рек. В городе всего 23 острова, и их связывают более 60 мостов и мостиков.
Автобус останавливается для того, чтобы высадить нас и через определенное время отсюда же и забрать. Стоять в этом месте нельзя, поэтому нас снова жестко предупреждают, чтобы мы вовремя вернулись обратно, особенно те, кто захочет погулять отдельно.
Сразу же останавливаемся у красивого памятника художникам — братьям Ван Эйкам, расположенного перед Собором Святого Бавона.
От двух фигур, покрытых патиной, веет таким достоинством, что это вызывает невольное уважение к тем, по чьему проекту был установлен великолепный алтарь в этом Соборе, ставший самой великой их работой. К двум сидящим братьям тянутся благодарные жители, а на самом памятнике увековечены, как эпиграф, следующие слова: “Великим сыновьям – благодарная Фландрия”. Братья Ван Эйки, Губерт и Ян, создали алтарь в период с 1422 по 1432 год. Гентский алтарь был создан по заказу гентского горожанина Йодока Вейдта, богатого и влиятельного, для его семейной капеллы в гентской церкви Святого Иоанна Крестителя. Алтарь – это многоярусное произведение из 26 картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Максимальная высота алтаря – 3,5 метра, а ширина – 5 метров.
Еще не было города, а в этих местах уже селились монахи. Собственно сам Собор – это часть монастыря, от которого практически ничего не осталось. Мы останавливаемся возле памятника, и поскольку на собор у нас не будет времени, Оля кратко информирует нас об истории монумента и частично собора.
Большую часть информации мне пришлось выуживать из интернета, что иногда бывает достаточно увлекательно, если ты находишь что-то новое и интересное. Так вот, памятник в честь братьев Хьюберта и Яна ван Эйка, фламандских художников, прославившихся авторством Гентского алтаря, был торжественно открыт королем Бельгии, Альбертом, 9 августа 1913 года.
Валентин Vaerwyck реставратор и проектировщик, отвечал за архитектурное исполнение монумента, а Гео Verbanck за саму скульптуру. Они получили заказ в 1912 году от президента городской комиссии по памятникам и городским пейзажам (Джозефа Казье) и директора Всемирной выставки 1913 года в Генте. Предстоящая выставка стала прекрасной возможностью обновить город на урбанистическом и архитектурном плане. Весь мир следил за подготовкой к выставке в Генте, и для организаторов ЭКСПО представилась замечательная возможность привлечь внимание художников к полиптиху «Поклонение агнцу», который украшал Собор Святого Бавона в Генте, и благополучно вернулся в него в 1945 году. Город заказал большой памятник, чтобы воздать должное братьям Ван Эйк, и результат был действительно впечатляющим. Такая грандиозная работа принесла широкое признание Гео Вербанку, и карьера ставшего известным художника, стремительно пошла вверх.
Для реализации задумки был создан специальный комитет для сбора средств и использованы различные организации, связанные с миром искусства, истории и археологии. В нем приняли участие музеи, университеты, академии и многочисленные частные лица, из Бельгии и из разных стран мира.
Было решено установить памятник на небольшой площади, вдоль улицы Limburgstraat, в непосредственной близости от Собора Святого Бавона. Первый проект памятника, в котором центральной фигурой был Агнец Божий, изображенный братьями ван Эйк, был отклонен. Новый дизайн уже демонстрировал самих братьев, которые стали центральными фигурами монумента. В дань уважения к соотечественникам, авторы «усадили» художников на возвышенном троне (на вершине лестницы), рассчитанном на двоих, их окружают представители народа, которые желают отдать им дань уважения за созданное ими произведение искусства. Патриции-художники в торжественной и горделивой позе сидят спиной к часовне Виджд (Vijd), где первоначально был установлен их знаменитый алтарь. Памятник двусторонний, и Валентин Vaerwyck изначально, в первом проекте сразу предусмотрел изогнутую стену, представляющую своеобразное укрытие. В центре был Агнец, и к нему тянулись с двух сторон благоговейно изгибающиеся группы фигур. Безусловно, автора вдохновляла центральная панель полиптиха, но при этом дань уважения и благоговения отдавалась Агнцу, а не живописцам, поэтому такой взгляд не устроил комиссию.
Братья изображены в типичном костюме своего времени, ставшего Ренессансом фламандского искусства. Старший из братьев, Хьюберт, держит на коленях Библию, читая ее, а младший, Ян, смотрит вперед, при этом в руках у него палитра художника, а несколько кистей можно заметить у него в ногах.
С обеих сторон по ступеням лестницы наверх к художникам поднимаются мужчины, женщины и дети. Фигуры по-разному обнажены, женщины одеты в струящиеся туники, и все они несут гирлянды цветов для возложения братьям-гениям.
Автор специально показал мужчин, женщин и детей, как символ всех поколений вне времени и пространства.
В фигурах главных героев нет помпезных признаков величия или власти, но тем яснее звучит мотив оценки их трудов, как что-то совершенное и достойное поклонения. Позднее гентский искусствовед, Гастон де Книббер, в 1931 году в своей книге высоко оценил форму и содержание памятника. Он так характеризует его: «Грациозный стиль, волнистая, мягкая линия, благородные черты лиц, все это доказывает, что скульптор обладал не только большим опытом, но и неограниченным воображением».
И в самом деле, присмотритесь внимательно к сильным мужчинам, наполненным самосознанием и свободой в движениях, на стройных женщин, стоящих с достоинством, на резвящихся детей, вся композиционная группа составляет не толпу, а плотно стоящих друг за другом единомышленников, символизируя всеобщее человечество.
Судьба алтаря, начатого старшим из ван Эйков и законченного младшим, была трагична, так как куда его только не заносило, начиная с 16 века. Его чуть не уничтожили во время Второй Мировой войны, но в 1945 году он окончательно вернулся в Бельгию. Город Гент по разным причинам всегда был в долгу перед братьями Хьюбертом и Яном ван Эйк, авторами полиптического поклонения мистическому Агнцу, самому известному произведению искусства Гента, которое можно увидеть в Соборе Святого Бавона.
Чтобы понять идею авторов памятника следует обратиться к знаменитому ретабло, которое мы не увидели, но о котором я прочитала в интернете. Глядя на алтарь, нам предлагается обратиться к Откровению Иоанна Богослова, в котором и описывается поклонение Агнцу, к которому стекаются пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые. Агнец, символизирующий Христа, восседает на престоле, чтобы «со славою судить живых и мертвых». После этого понимаешь посыл авторов.
На обратной стороне памятника можно увидеть фигуру крылатого ангела, держащего в руках венок. У подножия ангела – три геба, а вокруг памятника разбит цветник.
Интересно, что к открытию памятника были выпущены специальные памятные монеты: в бронзе 260 экземпляров, в серебре – 40. Их можно было получить по подписке: пожертвование в 20 франков позволяло получить бронзу, а от 100 франков – серебро. Король, администрация города и Собор соответственно получали жетоны с изображением памятника из позолоченного серебра, серебра и бронзы.
Памятник полюбился гражданам Гента, и его даже использовали в 2017 году для проведения акции, чтобы привлечь правительство и общественность к проблеме беженцев. Для этого на одну из фигур был надет флуоресцентный спасательный жилет, и рюкзак, в который сложены одеяло, бутылка воды, паспорт и цветок, отсылающий к лучшей жизни.
И еще про капеллу, в которой был установлен алтарь. Заказчиком часовни Vijdkapel был некий Jodocus Vyd, и он сам и его жена нашли отражение на росписях алтаря. Что же касается Святого Бавона, чьим именем назван Собор в Генте, то с ним история еще интереснее: оказалось, что его почитают и в католической и православной церкви. Он жил в 7 веке, и вел достаточно грешную жизнь, от которой смог отвратиться только после смерти своей жены. После покаяния, он раздал свое имущество и основал монастырь вблизи Гента.
Ну и еще пару слов об алтаре братьев Ван Эйк, которые, предположительно, были одними из первых художников, использующих масляную краску. В этом алтаре они наносили краску тонкими слоями, нанося ее на меловую основу, что придавало живописи эффект полупрозрачности. Также обнаженные Адам и Ева, насколько известно, были здесь первые во фламандской живописи, изображенными в наготе. Интернет рекомендует внимательно посмотреть на правую ногу Адама: «кажется, он выходит из картины».
Я так много написала о скульптурной композиции, на самом же деле мы простояли там около 15 минут, не больше. Впереди у нас была очередная Беффруа…
Продолжение следует…
- Адрес:
Limburgstraat 78, Ghent
Дешёвый ✈️ по направлению Гент