Конфликт между нищенствующим доминиканским монахом Савонаролой и римским папой Александром VI Борджиа принадлежит к числу самых ярких и драматических событий средневековой Флоренции. Немалую роль в этом конфликте сыграли и представители рода Медичи: Лоренцо Великолепный и его сын Пьеро Глупый.
Джироламо Савонарола родился в 1452 году в Ферраре и был сыном и внуком знаменитых врачей. Он никогда не отличался ни особенной красотой, ни детской веселостью и беспечностью, замкнутый, вдумчивый, сосредоточенный, ничем не походил на своих старших братьев. Дед готовил Джироламо к карьере врача и лично посвящал в тайны естествознания, преподавая ему в то же время грамматику и латинский язык. Джироламо оказался очень восприимчивым и сообразительным ребенком, все знания он схватывал буквально на лету.
Позже, когда мальчик пошел в школу, он удивлял учителей своими способностями, разносторонними дарованиями и умением диспутировать. Занятия его были серьезными, интересы – глубокими. Фома Аквинский и арабские толкователи Аристотеля увлекли юношу до такой степени, что он мог проводить над их книгами целые часы. В то же время он отличался глубокой религиозностью, внимательно и вдумчиво читал Библию, а отдыхал за рисованием, музыкой и писанием стихов. Несовершенство окружающего мира всегда глубоко волновало его.
В одном из своих юношеских стихов Савонарола писал: «Я вижу разрушенным весь мир, безнадежно попранными добродетели и добрые нравы: нигде нет живого света и существа, стыдящегося своих пороков. Но у меня есть еще надежда, которая спасает меня от окончательного отчаяния: я знаю, что в другой жизни будет ясно тем, чья душа была благородна и высоко возносилась в своих порывах».
После неудачной любви к дочери изгнанного из Флоренции Строцци в апреле 1475 года Савонарола тайком от семьи ушел в Болонский монастырь Сан-Доминико. В письме родителям, объясняя свой поступок, он писал: «Что меня побудило вступить в монастырь – это страшное ничтожество света и испорченность людей: разврат, нарушение святости брака, обман, высокомерие, нечестие, проклятия и кощунства всех родов дошли в свете уже до того, что не находишь в нем более честных людей. Ежедневно я просил Господа Иисуса Христа, чтобы он избавил меня от этой грязи».
Вступив в доминиканский юношеский орден, Савонарола сдал в пользу монастыря не только деньги и имущество, но и все книги, кроме материнской Библии. Благодаря учености и истовости веры быстро сделал церковную карьеру, продвинувшись от скромной должности чтеца при братии до функции профессионального проповедника, командируемого монастырем в различные города Италии. Именно проповедь стала истинным призванием Джироламо, а центральным содержанием его проповедей — апокалиптические пророчества гибели Италии за грехи и безверие, призывы к всеобщему покаянию, бичевание прегрешений против аскезы и проклятия тем, кто не верит проповеди. Он осознавал свою пророческую миссию как призвание Божие: «грехи Италии силою делают меня пророком».
Флоренция времен Савонаролы — богатая торговая республика, финансовый и ремесленный центр Италии. Это родина Данте, Петрарки, Боккаччо, флорентийцами были Джотто и Боттичелли, гениальный Леонардо да Винчи был современником Савонаролы. Во Флоренции творили Рафаэль и Микеланджело.
В Риме папы выступали усердными собирателями античных рукописей, не жалели ни сил, ни средств на розыски в монастырях пергаментов, на которых сохранились сочинения Плиния или Тита Ливия, привлекали к своему двору великих художников. И в то же время это Рим жадного, прожорливого, ненасытного, как саранча, духовенства. Духовенство этого периода отличается отношением к церковным чинам и титулам исключительно как к средству достижения чисто земных целей, личного преуспеяния, обогащения, удовлетворения алчности и гложущего честолюбия. Противникам римской курии бросались в глаза подчеркнутый отказ высшего духовенства от аскетизма, равнодушие к религии, поглощенность светской литературой и искусством. Поклонение языческой красоте вытеснило интерес к моральному самоусовершенствованию, породило забвение самих основ христианского вероучения. Так или примерно так формулировались страстные обвинения, раздававшиеся из уст мрачного доминиканца с орлиным профилем и горящими глазами, проповеди которого собирали толпы флорентийских граждан, начиная с самого простого люда и кончая главами влиятельных ремесленных цехов.
Но это было позднее, а в 1483 году руководство доминиканского ордена отправило Савонаролу проповедовать во Флоренцию, процветавшую в то время под управлением Лоренцо Медичи. Его первое пребывание во Флоренции осталось совершенно незамеченным, а проповедь не имела никакого успеха и собрала не более двух — трех десятков слушателей. Эта неудача была вполне закономерной – Савонарола говорил не очень складно, его тщедушное телосложение и слабый, сипловатый голос также не прибавляли ему популярности в глазах горожан. Эта единственная неудачная проповедь прозвучала в церкви Сан-Лоренцо.
Отличаясь предельной требовательностью к себе, Савонарола для исправления своих недостатков отправляется проповедовать в небольшой городок Сан-Джиминьяно, в сиенских горах. За два года постепенно, упорными упражнениями, ему удалось значительно укрепить голос и избавиться от косноязычия. Дремавшие в нем до поры силы проснулись, и результат был ошеломляющим: Джироламо говорил вдохновенно и яростно, не как христианский пастырь, а как подлинный ветхозаветный пророк — грозил прихожанам наказанием за грехи, предрекал ужасы порочным людям, призывал всех к покаянию и исправлению, бичуя пороки не только паствы, но и пастырей.
В январе 1490 года, привлеченный славой Савонаролы, Лоренцо Медичи Великолепный приглашает его во Флоренцию на учительскую кафедру монастыря Сан-Марко, где отныне разворачивается вся его деятельность. Савонарола вернулся во Флоренцию тихо, незаметно и поначалу выступал со своими проповедями во дворе монастыря Сан-Марко.
Но вскоре монастырский двор стал тесен – молва о Савонароле мгновенно облетела город, и число желающих слышать его многократно возрастало с каждым днем. Пришлось перенести проповеди в церковь Сан-Марко. Однако прихожан становилось все больше и больше. Начало твориться нечто новое для вечно ликующей и вечно занятой мирскими заботами Флоренции: горожане вдруг вспомнили о Боге. Савонаролу слушали с возрастающим вниманием, с тревогой, с рыданиями.
В 1491 году Савонарола избирается настоятелем монастыря Святого Марка, в котором он проводит преобразования, направленные на строгое соблюдение монашеских обетов и уставов: восстановил во всей строгости обет нищеты, запретил предметы роскоши и излишние украшения, устроил школы, где изучались живопись, архитектура и скульптура. Особое внимание уделялось повышению образования монахов, и с этой целью им преподавались богословие, философия и мораль, но прежде всего Священное писание, для лучшего уразумения которого, Савонарола ввел изучение греческого, еврейского, турецкого и арабского языков. Количество монахов в монастыре Святого Марка увеличивается с 50 до 300.
Успех проповедей Савонаролы был необычайный и уже через несколько месяцев церковь Сан-Марко была не в состоянии вместить всех желающих светских слушателей. В пост 1491 года проповедь Савонаролы звучит в кафедральном соборе Флоренции Санта Мария дель Фьоре.
Поднявшись на кафедру, Савонарола громовым голосом повел речь о необходимости обновления церкви и близкой гибели нераскаявшихся грешников. Он клеймил высшее духовенство и светских правителей, призванных служить примером для низших классов, но запятнавших себя предательствами, убийствами и развратом.
«Я вижу прелатов, — говорил Савонарола, — не заботящихся о своей духовной пастве, но развращающих ее своими дурными примерами. Священники разбрасывают достояние церкви; проповедники проповедуют пустое тщеславие; служители религии отдаются всяким излишествам; отцы и матери дурно воспитывают детей; князья давят народы, разжигая страсти; граждане и купцы думают только о наживе, женщины – о похоти. Вместо христианства прелаты отдаются поэзии и красноречию. В их руках вы найдете творения Горация, Вергилия или Цицерона; из этих книг они учатся управлять душами. Они изучают тайну управления церковью по созерцанию звезд, а не по размышлению о Боге. Что ты делаешь, о Господи? Приди освободить свою церковь из рук демонов, тиранов и злых пастырей! Поспеши с наказанием, чтобы она поскорее возвратилась к Тебе! О Рим, готовься, твоя казнь будет ужасна! О Италия, казни пойдут за казнями: бич войны сменится бичом голода; бич чумы дополнится бичом войны; казни будут и тут и там. У вас не хватит живых, чтобы хоронить мертвых. О Флоренция, прошло твое время песен и праздников! Покайтесь!».
Именно с этой проповеди начинается конфликт Савонаролы с режимом Медичи.
Лоренцо Медичи Великолепный установил во Флоренции довольно жестокий и тиранический режим, связанный со многими злоупотреблениями и преступлениями. Савонарола в своих проповедях резко обличал деспотизм, продажность чиновников, развращенность аристократов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги, а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он есть достояние бедных».
Савонарола сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказываясь являться к нему с выражением почтения. Лоренцо пытался приласкать непокорного монаха, часто заходил в монастырь Святого Марка послушать мессу, делал богатые вклады и милостыни, посылал к монаху делегации и всячески старался сблизиться с ним, но Савонарола продолжал, и еще более резко, обличать тиранию и разложение Медичи.
В это время Лоренцо Медичи уже был тяжело болен и призвал к себе Савонаролу, желая исповедаться у него и покаяться ему в своих многочисленных грехах. Савонарола отвечал, что для прощения необходимы три условия: упование на бесконечную милость и благость божию, исправление допущенного зла или завещание этого сыновьям Лоренцо и, в-третьих, возвращение флорентийскому народу свободы. Последнее условие привело Лоренцо Медичи в бешенство, и Савонарола ушел, не дав умирающему правителю отпущения грехов.
Ещё резче сделались проповеди Савонаролы, когда после смерти Лоренцо Медичи Великолепного в 1492 году правителем Флоренции стал его сын, Пьеро Медичи Глупый. Пьеро был красивым и распутным молодым человеком и притом отличался грубостью и высокомерием, которые вызывали всеобщее возмущение.
Аудитория Савонаролы увеличивалась с каждым днем, и в нем начинали видеть главу партии противников Медичи. В том же году умер папа Иннокентий VIII, и новым папой в обстановке анархии и всеобщих злоупотреблений стал при помощи подкупа испанский кардинал Борджиа, принявший имя Александра VI.
Еще через два года, в 1494 году, в Италию вторглась французская армия Карла VIII — он шел завоевывать Неаполитанское королевство. Пьер Медичи, напуганный приближением французов, хотел сдать им Флоренцию, но флорентийцы, узнав о его предательстве, немедленно восстали. В ноябре 1494 года Пьеро Медичи был низложен за неспособность управлять государством, бежал в Венецию, а затем в Рим, где сразу же начал мечтать о возвращении и кровавой мести и плести с этой целью нескончаемые интриги и заговоры, привлекая на свою сторону папу Александра VI Борджиа. Многолетняя тирания Медичи была свергнута, а Флоренция обрела свободу.
Между тем подчиненные Флоренции тосканские города один за другим объявляли о своей независимости. Промышленность, торговля замерли, началась массовая безработица, простолюдины жаловались на голод и грозили бунтом. В этих затруднительных обстоятельствах взоры горожан невольно обратились на их сурового проповедника, слово которого уже давно имело над ними огромную власть. Савонарола становится фактическим главой и вдохновителем правительства, а вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе.
Были восстановлены республиканские государственные учреждения: организованы «Великий Совет» и «Совет Восьмидесяти», моделирующие в своих функциях деятельность двухпалатного парламента. Проводится реформа судопроизводства и всеобщая амнистия по уплате долгов, для помощи бедным устраивается ломбард с низким процентом (6 %), из города изгоняются все ростовщики и менялы, бравшие по 32,5 %.
Установив во Флоренции новое государственное устройство, сам Савонарола не занял ни одной официальной должности. Он только внушал горожанам в проповедях свои пожелания, не навязывая их и предоставляя им самим принимать его советы или нет. Собственно политика сама по себе никогда не занимала его, так как к личной власти он не стремился. Но зато в каждой проповеди он вновь и вновь повторял: флорентийцы должны измениться, ибо только нравственно возродившиеся люди могут спасти республику.
Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь, женщины сняли с себя богатые украшения, на улицах вместо песен раздавались псалмы, читали только Библию, многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко, раздав свои богатства бедным. Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами, развратников и гомосексуалов он приказывал жечь живыми.
Воинствующий монах организовал команды подростков («юная Христова инквизиция» из 1300 детей моложе 16 лет, организованные в 4 отряда — по числу городских кварталов во Флоренции), врывавшихся в дома с целью контроля за соблюдением десяти заповедей (своего рода «полиция нравов») и изымавших книги светского содержания, музыкальные инструменты, духи, игральные кости и карты, которые впоследствии публично сжигались (костры «анафемы суеты»).
Истинная дружба, основанная на правдивости, честности и добродетели, единодушие граждан, дающее силу обществу, любовь и милосердие – вот главные темы, с которыми Савонарола обращался к горожанам в своих проповедях. Исхудалый, полубольной, с горящими глазами, со страстной речью, он доводил толпу до последней степени воодушевления. Именно таким он предстает на картине русского художника Ломтева «Проповедь Савонаролы во Флоренции».
Не следует, однако, думать, что вся Флоренция объединилась вокруг Савонаролы. Хотел того Джироламо или нет – он занял во Флоренции руководящее положение, и потому вскоре у него явилось множество врагов: и прямые сторонники Медичи, и приверженцы олигархической республики богачей без Медичи, и сторонники аристократического республиканского правления.
Но главное – среди врагов Савонаролы очень скоро оказался папа Александр VI Борджиа, которому, конечно, не могли нравиться постоянные обличения проповедником развращенности клира и церкви.
Политические волнения, застой в торговле и промышленности, уплата денег французскому королю, войны с отпавшими тосканскими городами – все это потрясло финансы Флоренции. Начались дороговизна, бескормица, а за ней и голод. Многие с тоской вспоминали времена правления Лоренцо Медичи Великолепного, когда Флоренция не имела свободы, но зато наслаждалась богатством и покоем.
В Рим стали приходить доносы, что Савонарола в своих проповедях позволяет себе неслыханные вольности, что он выступает как ярый противник духовенства и самого папы. Александр VI вызвал Савонаролу для разбирательства в Рим, но тот отказался ехать. Папа запрещает Савонароле проповедовать, но тот продолжает проповедовать. Тогда папа сменил тактику и предложил Савонароле кардинальскую шапку, «если он изменит тон своих проповедей». Но тон проповедей Савонаролы стал еще более резким: «Они не спасают никого, но скорее убивают души людей своим дурным примером. Они удалились от Бога, их культ – проводить ночи в разврате. Алтарь стал для духовенства лавочкой».
Тогда по поручению папы доминиканскими авторитетами была осуществлена экспертиза воззрений Савонаролы и в их содержании была усмотрена ересь. 12 мая 1497 года папа Александр VI Борджиа, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучает его от церкви.
Большинство горожан было смущено таким поворотом событий, враги сразу подняли голову и Савонароле пришлось оставить свои проповеди. Тем временем город переживал тяжелые дни. К голоду прибавилась эпидемия чумы. Повсюду ощущался упадок духа. По настоянию друзей в феврале 1498 года Савонарола, не смотря на запрет папы, выступил с проповедью. На этот раз обличения его были еще смелее. Говоря о римском духовенстве, он восклицал: «У них придворные, оруженосцы, лошади и собаки. Похоже ли все это на церковь Божию? Их высокомерие наполняет весь свет и не меньше того их алчность. Все делается за деньги: они продают места, продают таинства, продают обряд крещения, продают все. И еще толкуют об отлучении!».
После такой проповеди папа Александр VI отправил послание Синьории Флоренции, теперь уже враждебной Савонароле, с требованием изоляции или ареста монаха, угрожая в случае неповиновения интердиктом (отлучением) всему городу. Савонарола сам отдался в руки посланцев Синьории и был подвергнут допросу уже в первую ночь своего заключения, с 8 на 9 апреля 1498 года.
Папа Александр VI Борджиа учредил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из числа сторонников Медичи. Торжествующие враги приступили к следствию, которое по обычаю того времени сопровождалось жестокими пытками. Савонаролу истязали на дыбе и мучили горячими углями. От него добивались добровольного признания в ереси. Порой, не выдерживая мук, он подписывал все, что его заставляли подписывать, но потом он отказывался от своих показаний.
После варварских пыток, применявшихся по 14 раз в сутки в течение месяца, у Савонаролы было вырвано признание в «лживости своего учения» и заявление, что в его намерения входило низложение папы и что эти планы были следствием его гордыни, слепоты и глупости.
Назначенный папой Александром VI Борджиа суд приговорил Савонаролу и двух его ближайших сподвижников-доминиканцев к смертной казне. 23 мая 1498 года на площади Синьории при огромном стечении народа все трое сначала были повешены, а потом сожжены. Об этом событии напоминает круглая плита, установленная на мостовой площади Синьории перед фонтаном Нептуна.
Джироламо Савонарола, истовый проповедник христианской веры, любви и аскезы был повешен как еретик, труп его предан огню, а прах его брошен в реку Арно. А что же Медичи? Их не было во главе города до 1512 года, а когда они вернулись, деспотизм Медичи во Флоренции водворился еще на 200 лет.