Площадь Синьории была центром политической жизни во времена Флорентийской республики. Здесь 23 мая 1498 года по воле римского папы Александра VI Борджиа был сожжен истовый проповедник христианской веры, нищенствующий доминиканский монах Савонарола. Что видел он своим последним взглядом сквозь пожирающие языки пламени? Огромную толпу флорентийцев, ранее почитавших его как своего духовного наставника и святого пастыря, а теперь скандирующих «Смерть еретику!»? Оконные проемы дворца Палаццо Веккьо, в которых были повешены участники заговора Пацци, напавшие на Лоренцо и Джулиано Медичи? А может быть скульптуры и античные статуи Лоджии Ланци?
Ведь в Лоджии Ланци проводились народные собрания, приемы и другие официальные мероприятия Флорентийской республики, за которую так ратовал Савонарола, выступая против тирании семейства Медичи.
А может Савонарола в последние мгновения своей жизни оценил потрясающую красоту скульптур великих итальянских зодчих, которую ранее называл излишеством и пустым тщеславием и для уничтожения которой создал команды подростков — «юную Христову инквизицию»? Но история все расставила по своим местам: Джироламо Савонарола был сожжен на площади Синьории, прах его брошен в реку Арно, а скульптуры Лоджии Ланци до сих пор украшают Флоренцию.
Первоначально Лоджия Ланци называлась лоджией Синьории, ибо была построена на площади Синьории — площади Старшин. Но великий герцог Тосканы Козимо I Медичи, показав свое презрение любым республиканским традициям, разместил в лоджии своих наемников-ландскнехтов (по-итальянски Lanzichenecchi, в сокращенном варианте — Lanzi), откуда и возникло второе название лоджии — Лоджия Ланци. Есть, кстати, и третьи название — лоджия Орканьи — по имени архитектора Андреа Орканья, спроектировавшего и построившего лоджию в 1376-1382 годах. Позднее лоджию превратили в балкон, откуда представители семейства Медичи могли наблюдать за всем происходящим на площади и в городе.
Чтобы солнце не мешало наслаждаться видом, на крыше устроили великолепный висячий сад, а в самой лоджии установили собрание мраморных скульптур под «охраной» двух львов.
Расположенные в Лоджии Ланци 15 скульптур поражают своей красотой, но лишь одна из них — «Персей с головой Медузы» — выполнена из бронзы, а не из мрамора. Когда Бенвенуто Челлини вернулся во Флоренцию после долгих странствий по Европе, герцог Козимо Медичи заказывает мастеру статую «Персей», которая должна ассоциироваться с победой власти Медичи над Флорентийской республикой. Согласно древнегреческому мифу, Персей убил Медузу, существо с ужасным лицом, от одного взгляда на которое люди превращались в камень. Челлини решил изобразить Персея в тот момент, когда он только что убил Медузу и, в порыве торжества, попирая ногами ее скрюченное тело, держит в высоко поднятой руке за волосы отрубленную им голову.
При лепке и отливке скульптуры Челлини натолкнулся на многочисленные трудности. Герцог не давал ему денег, необходимых для работы. Бенвенуто не имел возможности нанять достаточное количество подмастерьев. Он несколько раз впадал в отчаяние и готов был бросить работу и уехать, но затем вновь обретал мужество, чтобы «сразиться со своей судьбой». Когда скульптура «Персей с головой Медузы» была отлита и установлена в Лоджии Ланци, флорентийцы оказались настолько поражены огромной творческой энергией, проявленной Челлини, что говорили о нем: «Это не человек, а сущий дьявол, потому что он сделал то, что искусство не могло сделать».
В первой книге «История Рима» Титом Ливием описан такой драматический эпизод ранней римской истории. Когда Рим был неприступной крепостью, а римляне – суровыми и воинственными людьми, у большинства из них не было ни жен, ни детей, и город не имел будущего. Основатель и царь Рима Ромул не раз снаряжал посольства к соседним народам, чтобы посватать для римлян невест. Но соседи не доверяли римлянам, считали их неизвестно откуда взявшимися пришельцами-дикарями, и никто не соглашался отдать им в жены своих дочерей. Тогда Ромул решил прибегнуть к хитрости. Он устроил в Риме праздник со спортивными играми и пригласил на них сабинян – горное племя, женщины которого славились красотой. Сабиняне приняли приглашение и явились в Рим с женами, дочерями и сестрами.
Ромул предупредил римлян, чтобы они присмотрелись к девушкам, и каждый наметил бы для себя ту, которая ему больше по нраву. Когда игры были в разгаре, Ромул подал условный знак, сняв и снова надев свой пурпурный плащ. По этому знаку римляне схватили на руки сабинянок и бросились бежать к своим домам. Считается, что именно тогда возник существующий до сих пор обычай, по которому муж вносит новобрачную в свой дом на руках. Девушки кричали и сопротивлялись, а сабиняне, ошеломленные неожиданностью, попытались отбить их у похитителей, но не смогли из-за безоружности и малочисленности, и вынуждены были вернуться домой, оставив своих женщин в Риме. Эта история воспроизведена в камне как необычайно чувственная композиция Джамболоньи «Похищение сабинянок», установленная в Лоджии Ланци.
Тосканский герцог Козимо Медичи приобрел фрагменты древнегреческой скульптуры I века н. э. «Менелай с телом Патрокла», обнаруженной в Риме.
Он не укрылся от сильного в бранях царя Менелая,
Храбрый Патрокл, пораженный троянами в пламенной битве.
Бросаясь вперед, Менелай, ополченный сверкающей медью,
Около тела ходил, как вкруг юницы нежная матерь,
Первую родшая, прежде не знавшая муки рождений,-
Так вкруг Патрокла ходил герой Менелай светлокудрый,
Грозно пред ним и копье уставляя, и щит меднобляшный,
Каждого, кто б ни приближался, душу исторгнуть готовый.
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая.
Козимо Медичи поручил Пьетро Такка и Лодовико Сальветти выполнить восстановление обезображенной скульптуры и поместить ее в Лоджию Ланци.
В греческой мифологии Поликсена — дочь троянского царя Приама и его жены Гекубы. Однажды в храме Аполлона ее увидел Ахилл и влюбился в царевну без памяти. Но воевал Ахилл как раз против ее отца — Приама. И Ахилл решил спросить у Гектора, родного брата Поликсены, на каких условиях он может жениться на его сестре. Гектор заявил, что Поликсена будет принадлежать Ахиллу в тот день, когда тот предаст своих соотечественников. Гордый Ахилл не стал принимать такого унизительного условия, а просто-напросто выкрал красавицу Поликсену. Скульптор Пио Феди так и назвал свою работу — «Похищение Поликсены».
Совершив все 12 подвигов, Геркулес (в римской мифологии, а в греческой мифологии – Геракл) женился на царской дочери Деянире. После свадьбы Геркулес с женой отправились в Тиринф, древний город на полуострове Пелопоннес и по дороге встретили кентавра Несса, перевозившего путников через реку Эвену. Несс решил похитить Деяниру, и Геркулес вынужден был убить кентавра. «Геркулес и Кентавр» — еще одна скульптура Джамболоньи, установленная в Лоджии Ланци.
А теперь представьте себе, как развивалась бы история Флоренции, будь Савонарола посговорчивей и поуступчивей. Согласись он отпустить грехи умирающего Лоренцо Медичи Великолепного, прими кардинальскую шапку от папы римского Александра VI Борджиа, не было бы ареста Савонаролы, жестоких пыток и сожжения его на площади Синьории. А сохранились бы тогда великолепные скульптуры и античные статуи Лоджии Ланци?