Говорят, что любви все возрасты покорны. То же самое можно сказать о путешествиях. В 2012 году во многих информационных лентах рассказывалось об японце Сабуро Шочи (Saburo Shochi), 1906 года рождения, посетившего только в рамках одного путешествия 6 стран. Представьте, что человеческая жизнь стала длиться пару тысячелетий, сколько бы можно было повидать за это время.
Если отдельным людям такие временные отрезки неподвластны, то неодушевленным предметам покоряется время, не снившееся человеку в самых оптимистических снах. При этом, если пирамиды являются домоседами и их под угрозой расстрела не вытащить на прогулку, то есть заядлые путешественники среди других долгожителей неживой природы, изрядно поколесившие на своём веку.
На горе Филеримос в действующих церкви и часовне множество списков иконы Филермской Божией Матери.
Они развешаны по стенам, размещены в красивых кивотах. Рядом с одним из них находится информационный стенд, рассказывающий о трудном и тернистом жизненном пути иконы.Начнём же эту давнюю и долгую историю, которая не закончилась в наши дни.
Евангелист Лука известен не только как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Было у него хобби — любил апостол писать иконы, особенно изображающие Деву Марию.
Недаром он считается в православной и католической традициях первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Согласно преданиям святым Лукой было написано примерно 70 икон Богоматери, из них дошли до наших дней почти 50 икон, приписываемых руке евангелиста. Я видел две из них: "Владимирскую", находящуюся в церкви Николы в Толмачах (Москва) "Лучшее место на Земле", и "Кикской Богоматери" В монастыре Киккос на Кипре.Икону, которая впоследствии получит название иконы Филермской Божией Матери, была написана апостолом Лукой при её жизни в 46 году и была освящена благословением Богоматери.
Существует много типов изображения Богородицы в иконописи, икона Филермской Божией Матери относится к Агиосоритиссе, где Мадонна изображена без Младенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук.Практически сразу начались странствия иконы. Сам же Лука отвёз её в Антиохию, откуда был родом, здесь она пробыла около 300 лет. Следующей станцией пути стал Иерусалим. Икона вела тихую жизнь, не высовывалась, не проявляла чудодейственных свойств, набирала сил перед грядущими судьбоносными событиями.
Женщины из императорских семей Византии много сделали для сосредоточения христианских святынь в столице империи Константинополе. Началось всё с Елены Равноапостольной. Через сто с лишним лет после неё другая венценосная особа, супруга византийского императора Феодосия II Малого Евдокия (ок. 401 — 460)
совершила в 438-439 годах паломничество в Святую землю в знак подражания и почитания своей святой предшественницы. Так же как святая Елена императрица Евдокия привезла из Иерусалима в Константинополь множество христианских реликвий, в том числе несколько икон, написанных святым Лукой. Среди икон была наша героиня.Размещена была икона во Влахернской церкви Богородицы. Тут начинается путаница, в этом же храме была размещена еще одна икона Богородицы — Одигитрия, также кисти евангелиста Луки, которая стала позже именоваться в честь церкви, в которой размещалась Влахернской иконой Божией Матери. Считается, что благодаря заступничеству Девы Марии был многократно спасён Константинополь от различных набегов и осад города: в 626 году — аварами и союзными им племенами славян, булгар и германцев, в 860 году — войсками русов под предводительством киевских князей Аскольда и Дира, а также набегов сарацин-арабов. Вот только по одним источникам физическим воплощением дарующей милость Богородицы была Влахернская, по другим источникам будущая Филеримская икона Божией Матери, при этом источники сходятся, что эта икона находилась во Влахернском храме. Не будем принимать любую из сторон, нас интересуют путешествия иконы во времени и пространстве.
Икона пережила тяжелые времена, когда начиная с 730 года в Византии началось движение, известное как иконобочество. Спусковым механизмом, приведшим к уничтожению тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах, стал запрет императорм Львом III Исавром почитания икон. Как писал один из очевидцев: "…иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами." Завершились смутные времена борьбы с иконами в Византии в 842 году, где была спрятана икона неизвестно, но она сохранилась. И когда в 1204 году ошалелые от зрелища сокровищ византийской столицы крестоносцы грабили Константинополь, то икона была захвачена в качестве трофея и всплыла уже в Иерусалиме, вернувшись спустя столетия в места, где уже бывала.
Теперь владельцами иконы стали не византийские императоры, а рыцари Военного странноприимного ордена Святого Иоанна, базировавшегося в ту пору в Святой Земле. Но удержание Святой земли христианским войском оказалось возможным, хромала логистика и не хватало людских ресурсов. Сарацины теснили крестоносцев, в 1187 году пал Иерусалим, а в 1291 году последнее владение рыцарей креста — Акра. Потерпевшее поражение воинство разбрелось по белу свету. Рыцари-иоанниты перебрались сначала на остров Кипр, а затем решили завоевать остров Родос, что и сделали в 1309 году. Столицей рыцарей моншеского ордена стал город Родос, а штаб-квартирой — Замок Великих Магистров.
Что удивительно в городе было множество различных церквей, но госпитальеры решили построить монастырь на горе Филеримос, вдали от столицы.
Главной реликвией монастыря стала икона Филермской Божией Матери.Немного отвлечемся от госпитальеров. Неясность с размещением иконы и монастыря вдали от столицы острова объясняется другой версией появления иконы на острове Родос. Существует предание, что во время грабежа столицы Византии крестоносцами один из православных монахов бежал из Константинополя с нашей иконой для её спасения на Родос, где и построил небольшую часовенку, вокруг которой возник монастырь. После завоевания острова госпитальеры посчитали икону своим законным трофеем и с тех пор старались не расставаться с ней, но в конце концов её у них изъяли. Судьба отомстила им. Так, что каждый может выбрать себе свою версию появления иконы на острове, а название Филеримос даровало имя иконе. Так или иначе, но в обоих вариантах икона оказалась на Родосе и ею владели бывшие крестоносцы.
До 1480 года икона не покидала холма Филеримос, но когда в 1480 году флот Османской империи осадил Родос, то икону перевезли в город Родос от греха подальше. Затем вернули на место. В результате разрушительных землетрясений 1481 и 1842 годов многие здания на острове были разрушены. В первую очередь восстанавливали, естественно, столицу. Когда руки дошли до восстановления монастыря, то икону снова перевезли в Родос в Замок Великих магистров, где она пробыла с 1490 по 1522 год. Только в 1522 году успели вернуть её на место, как началось очередное турецкое вторжение и икона снова оказалась в городе Родос. Сначала она находилась в церкви Святой Екатерины Церковь, ставшая первой мечетью Родоса,
а затем в церкви Святого Марка Спрятавшийся в глубине Старого города храм, откуда она и была увезены рыцарями, когда они покидали в 1523 году остров Родос.И носило икону Филермской Божией Матери вместе с неприкаянным орденом как осенний листок, мелькали один за другим города, где она побывала.
Первой остановкой на 2 месяца в январе 1523 года стало королевство Кандия, так тогда назывался остров Крит, которым владели венецианцы. Затем экскурсионный тур с 1523 по 1527 год по городам государств, на месте которых находится современная Италия: Мессина, Неаполь, Чивитавеккья, Рим. Четыре года икона гостила в церкви святых Фаустина и Джовиты в Виттербо.
Эпидемия чумы заставила переехать в 1527 году Савойское герцогство, где икона побывала в Вилла Франка и Ницце.
Странствия по Европе прекратились в 1530 году, когда благодаря усилиям папы Климента VII, уговорившего императора Священной Римской империи Карла V даровать ордену остров Мальта с близлежащими островами. Недаром папа был когда-то госпитальером. Так по блату у теперь уже мальтийских рыцарей снова появился свой остров. Путешествия иконы по свету на два с половиной века прекратились. Зато она как капризная девица меняла одну церковь, где размещалась, на другую. Местом обитания иконы в 1530 — 1571 годах стала церковь Сан-Лоренцо в Гоцо и Комино,
в 1571 — 1578 годах — церкви Богоматери делла Виттория в Ла-Валетте, в 1578-1798 годах собор Сан-Джованни.А потом в дом мальтийских рыцарей снова пришла беда, Наполеон в июне 1798 году захватил остров Мальта, многие ценности ордена были разграблены. Великий Магистр Ордена Фердинанд фон Гомпеш цу Болхейм (1744—1805) смог увезти с собой лишь десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери. Так икона попала в город Триест, который в ту пору принадлежал Австрии. Хорошо, что в ту пору российский император Павел Первый захотел стать Великим Магистром Мальтийского ордена Не стали Россией. Часть 11. Мальта. Австрийский император Франциск II, искавший пути сближения с Россией, изъял у Гомпеша христианские реликвии и, ничтоже сумняшеся, отправил их в Россию в дар императору Павлу Первому. С тех пор судьба реликвий на долгое время стало связанной словно крепкой стальной цепью. Первоначально реликвии хранились в здании мальтийского капитула, который был размещен в Воронцовском дворце на Садовой улице в Санкт-Петербурге. Затем они отправились в Гатчину, заглянув ненадолго в городок Ингебург, который затем стал частью Гатчины.
В Гатчине икона Филермской Божией Матери получила новую золотую ризу, усыпанную драгоценными камнями (алмазами, рубинами и сапфирами), ведь жадные французы содрали с иконы все мало-мальски ценное. Разместилась икона в Гатчинской придворцовой церкви. В память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября празднование – перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя.
Осенью 1799 года святыни, в том числе икона, были перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.
В 1846 году в Гатчине начали строить Павловский собор, в 1852 году он был построен.
По указанию императора Николая Первого, начиная с 1852 года, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы. Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец.В 1852 году Николаем Первым было приказано сделать список с иконы и разместить её на постоянной основе на аналое Павловского собора. Эту работу выполнил художник Василий Никифорович Бовин (1815 — 1870).
В 1915 году старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена.
Наступили революционные дни 1917 года. Церковь Зимнего дворца была закрыта, а бывшие реликвии мальтийского ордена были отправлены в Москву, в ризницу Архангельского собора Московского Кремля. Так икона побывала еще в одной российской столице.
А затем начинается детективная история в тайне от властей, но с благословения патриарха Тихона святыни 6 января 1919 года были вывезены из Москву в Гатчину, в Павловский собор. Привычное для иконы место стало кратковременным мигом. 13 октября 1920 года святыни были вывезены настоятелем собора протоиереем Иоанном Богоявленским в Ревель, так тогда назывался современный Таллин, где они были размещены в Таллинском Александро-Невском православном соборе.
К тому времени вдовствующая Императрица Мария Федоровна (1847-1928) вернулась на свою родину в Данию из Крыма Прощай, Россия !. Реликвии были отправлены ей, как законной владелице. После смерти Марии Феодоровны, 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена её дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому).
Снова путешествие с остановками в пути. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине — с 1928 по 1932 год.
16 апреля 1932 года святыни были переданы в дар сербской королевской династии. Король Югославии Александр I Карагеоргиевич вначале поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 году перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.
Когда 6 апреля 1941 года, на следующий день после подписания Югославией договора с СССР о дружбе и ненападении, немецкие войска вторглись в Югославию, то король Пётр II Карагеоргиевич бежал в Афины. По пути он заехал в монастырь Острог в Черногории и оставил там три святыни и сокровища югославской короны.
Всё это было спрятано в подполе кельи настоятеля монастыря архимандрита Леонтия (Митровича). Лишь в 1951 году сокровища и святыни были найдены и вывезены в Титоград, ныне Подгорица.Уже после распада Югославии церковные и светские власти Черногории договорились между собой. Десница Иоанна Крестителя и часть Животворящего Древа Креста Господня были переданы Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви на территории Черногории и находятся в монастыре Цетинье,
а Филермская икона Божией Матери хранится в отдельной «Голубой часовне» на территории Народного музея города Цетинье (Черногория). Так христианские святыни, несколько столетий имевшие единую судьбу, разделились.А на горе Филеримос хранятся копии с Филермской иконы Божией Матери
и не только с неё.