19 материалов по 6 объектам, 649 фотографий
- GPS
- Россия, 161120 Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8
- (81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61
- www.dionisy.com/rus/
Ферапонтов монастырь. Свет фресок Дионисия
Роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре — главное и бесспорное
произведение крупнейшего художника второй половины XV — начала XVI века, прославленного древнерусского иконописца — Дионисия.
Роспись ферапонтовского собора считается последней стенописной работой Дионисия.
До этого им были расписаны: собор Рождества Богородицы в Пафнутиево-Боровском
монастыре (1467-1476), Успенский собор в Иосифо-Волоцком монастыре (1484-1485),
![](/static/_cmn/spacer.gif)
церковь Спаса московского Чигасова монастыря (около 1490), Успенский собор в Кремле
(1481-1482). Не до конца определено участие Дионисия в росписях Воскресенского собора в
Волоколамске (1480-1490).
![](/static/_cmn/spacer.gif)
Своим современникам Дионисий был известен и иконными образами, в том числе, целыми
иконостасными комплексами, в перечисленных выше монастырях и прежде всего, известен
чудотворный образ "Богоматери Одигитрии" из Вознесенского монастыря Московского Кремля,
возобновлённый иконописцем после пожара 1482 года.
Занимался Дионисий и украшением книг. Сохранились его миниатюры в "Книге пророков"(1489)
и "Лествице"(нач.XVI в.) из собрания Российской государственной библиотеки и
в двух Евангелиях (1460-1470-е) Государственного исторического музея.
Годы жизни Дионисия точно не известны. Его рождение около 1440 года связывают сведения о
работе мастера в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он расписывал храм вместе с
Митрофаном и пособниками, что вызвало удивление царя Ивана III по придворному летописному своду и житию прп. Пафнутия.
В синодике из Кирилло-Белозёрского монастыря XVII в. под записью "Род иконника Дионисия"
приведено несколько имён, что даёт право предполагать о его происхождении из ростовской
знати.
Его обучение иконописи могло проходить в Симоновом монастыре, старцем которого был мастер
Митрофан, указанный первым при росписи боровского собора. Симонов монастырь Великого
князя имел свою иконописную школу, на чём основываются представления о Дионисии, как
великокняжеском иконописце.
Житие прп. Пафнутия сообщает, что "изрядный художник именем Дионисий, мирянин, болящий
ногами зело и дважды излечённый молитвами старца". Сыновья Дионисия, Владимир и Феодосий, начали работать с отцом при росписи собора Иосифо-Волоцкого монастыря.
О третьем сыне иконника Дионисия — Андрее, стало известно из грамоты о межевании земли от
1506-1511 годов со старшими братьями, где они были названы "детьми боярскими" на службе у
митрополита.
При росписи московского Благовещенского собора в 1508 году артель возглавлял средний сын
Дионисия — Феодосий, возможно, этим определяется время смерти Дионисия.
Каждая из редких сохранившихся работ "мудрого, хитрого и изящного иконописца", как его
характеризовали современники, имеет уникальное значение.
Три храмовые росписи утрачены полностью! Соборы в Пафнутиево-Боровском и Иосифо-
Волоцком монастырях были перестроены в конце XVI века, а церковь в Чигасовом монастыре
сгорела во время большого московского пожара середины XVI века, о чём сообщает летопись,
подчёркивая, что "подпись у церкви той чудна была Дионисия иконописца".
Время пощадило росписи мастера на алтарной преграде московского Успенского собора и
Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Ферапонтовская роспись сохранилась в полном объёме! Единство стиля и общий замысел росписи стен выявляет уникальную гармонию и завершённость работы великого мастера.
Дионисий не только сделал вечный вклад на помин своей души, но и оставил потомкам эталон
древнерусской живописи наивысшего периода её расцвета.
Роспись с наружной стороны западного входа в собор Рождества Богородицы предваряет
знакомство с созданным мастером внутренним храмовым пространством.
Вначале, ещё не закрытая папертями, она издали привлекала внимание приближавшихся к
монастырю путников. Отсюда начинается раскрытие главной темы всей стенописи Дионисия — прославление Богородицы!
Рождество Богородицы — первый христианский праздник в году: с рождением Марии начинается
история воплощения Христа, даровавшего людям возможность спасения и жизнь вечную.
Богородица представлена Дионисием в трёх состояниях: земном — в "Рождестве Марии",
молитвенном за род человеческий перед Спасителем в "Деисусе" и прославленном как Матери
Христа — в изображении с Младенцем.
Перспективный портал открывает вход в совершенный мир Царства Божия.
Внутри собора расписаны стены, своды и столбы — вся роспись, около 600 квадратных метров,
состоит из более чем 300 живописных композиций, непрерывно следующих друг за другом
горизонтальными рядами.
Сюжеты ряда часто объединены общей темой с развитием последовательности событий и сцен
с глубоким богословским осмыслением.
В самом верху, в куполе, на небесном своде — величественный образ благословляющего
Вседержителя ( греч. "Пантократор").
Высота от пола до верхней точки купола — 15,5 метров, диаметр барабана 3,5 метров.
Под Владыкой мира расположены шесть архангелов, четыре автора жизнеописания Иисуса
Христа, евангелисты Иоанн Богослов и Матфей — на востоке, Марк и Лука — на западе.
Сюжеты на плоскостях стен, под подпружными арками, на сводах, с евангельскими сценами и чудесными притчами из жизни Христа, очень помогает рассмотреть и правильно понять, даже
совсем несведущего человека, выдаваемая в кассе вместе с билетом схема-таблица.
На ней подписаны все живописные картины из сюжетной линии росписей храма. Очень удобно,
если вам не по карману личный экскурсовод.
Многие циклы из жизни Христа понятны и без таблицы. Например, первое чудо Христа, где он
в Кане Галилейской на брачном пире превратил воду в вино.
![](/static/_cmn/spacer.gif)
Или гора Блаженства, гора Нагорной Проповеди — это основа Учения Христа данная ученикам.
![](/static/_cmn/spacer.gif)
Эпизоды последних дней жизни Христа, предсказывающие его близкую жертвенную смерть.
![](/static/_cmn/spacer.gif)
![](/static/_cmn/spacer.gif)
Иллюстрация славящая Богородицу с Младенцем в сюжете на слова Иоанна Дамаскина:
О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь, ангельский собор и род человеческий, слава
Тебе, ныне и присно и во веки веков, аминь!
Известна всем и роспись "Покров" — это историческое событие нападения сарацин на
Константинополь и чудесное явление Богоматери во Влахернском соборе в середине Х века,
когда спасая молящихся от врагов, Богородица накрыла их своим покрывалом.
Сюжет "Благовещение у колодца" и "Встреча Марии с Елизаветой", будущей матерью Иоанна Предтечи, Дионисий вырисовывает с особой нежностью и любовью.
![](/static/_cmn/spacer.gif)
Главный алтарный образ — фреска Богоматери с Младенцем на престоле и поклоняющимися ей
архангелами Михаилом и Гавриилом.
Росписи южного придела представляют монументальный образ Николая Чудотворца в конхе и сцены его Жития от рождения до перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский Бари,
которое произошло в 1087 году.
О времени исполнения стенописи собора и её авторской принадлежности сообщает надпись на
своде северного дверного проёма:
В лето 7010-е месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата быть подписывати сия церковь, а окончена на 2-е лето месяца сентября в 8, на Рождество Пресвятая владычица наша Богородица Мария, при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси, и при архиепископе Тихоне. А писцы Деонисие иконник с своими чады.
О владыка Христе всех Царю, избави их Господи мук вечных.
Текст надписи впервые был прочтён и опубликован составителем истории Ферапонтова монастыря И.И. Бриллиантовым в 1898 году. По его рассуждениям, роспись фресками по сырой
штукатурке, площадью более 600 кв. метров была выполнена за 34 дня, с 6(19) августа по 8(21)
сентября 1502 года при летоисчислении от Рождества Христова.
Честно сказать, у меня этот срок исполнения росписей целого храма вызвал шок.
Во-первых, таких сроков не было у Дионисия НИКОГДА, даже в молодости, все работы не менее года и больше, можно проследить по всем монастырям, где ваял мастер.
Во-вторых, рекорд выполнения работ в МЕСЯЦ с небольшим, обязательно был бы отмечен
отдельной "подчёркнутой датой" в днях — это же сенсация! (Даже на надгробиях писали год, месяц и сколько дней прожито было покойным, а то и уточнялось время, например: в 8 часов пополудни).
Может, надпись "на 2-е лето" — имеется ввиду через год, на следующее лето?
В-третьих, Ферапонтово было у Дионисия на закате жизни и если учитывать, что он был "болящий ногами зело" ещё смолоду, то лазать по лесам под самый купол и изображать такие массовые насыщенные персонажами сцены, выписывая кропотливо мимику на каждом лице — дело не минутное, что стоит, по-времени, многосюжетная композиция "Страшный суд"?
Опять же, с освещением стен — уж больно короткий световой день в северном сентябре, а храм не имеет витринных окон, и в скудном освещении при свечах дело быстро не идёт.
а если подмазывать живопись в несколько слоёв, где это требовалось, то и подавно...
Пусть даже сыновья помогали Дионисию рисовать и на подхвате были люди, чтобы штукатурить стены, тереть и разводить краски.
Вообщем, кроме восхищения, остались у меня сомнения.
Завершается вся грандиозная роспись поясом белых пелён-полотенец по всему периметру храма, на которых размещено 52 орнаментированных медальона со своим неповторяющимся
рисунком.
Особая притягательность фресок Дионисия в гениальном видении мастером архитектурного
пространства собора и раскрытии гармонии структуры божественного мироздания.
Все сцены написаны на обязательном для древнерусской живописи голубом фоне.
Роспись фонов у Дионисия достигает невероятной прозрачности, как бы продолжая реальную
воздушную среду и объединяя события сюжетов в единый образ Вселенной.
Этот эффект достигается необыкновенным чарующим светом фресок Дионисия!
Их чудесным свечением!
- Адрес:
161120 Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8
- Телефон:
(81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Ферапонтово
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Там быстро не получится, надо заложить время!
Сначала показывают научно-документальный фильм, чтобы народ разобрался что к чему,
немногие знают библейские истории, а потом интересно послушать экскурсовода и самому
всё детально рассмотреть.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.