Предыдущая заметка здесьturbina.ru/authors/acvazul-V2… Итак, первый раз в Евпатории.
От грязевого курорта Саки до детского курорта Евпатория всего пол часа на автобусе по песчаной косе.
Слева море по дороге, справа соленое озеро.
Вокзал в Евпатории.
Сейчас расскажу об истории города.
История городских поселений на месте современной Евпатории насчитывает более 25 веков.
В 2003 году Евпатория отпраздновала своё 2500-летие.
Археологические находки на территории Евпатории свидетельствуют, что на территории современного города и в его окрестностях люди жили ещё в 3 тысячелетии до н. э. Здесь обитали тавры, киммерийцы, а позднее — греки. Древнее название города — Керкинитида — было дано городу греками. Остатки предшественницы Евпатории сохранились в центральной части города (на набережной вблизи Карантинного мыса). В своё время это был крупный торговый центр. В ходе войн со скифами Керкинитида не раз попадала под их власть. Погиб город, предположительно, в III—II веках до н. э.
Керкинитида (Каркинитида) (греч. Κερκινίτις) — древнегреческий город, существовавший с начала V века до н. э. по конец II века до н. э. на западе Крымского полуострова на месте нынешней Евпатории. Городище Керкинитиды находится на Карантинном мысу на территории Центрального детского клинического санатория, ранее принадлежавшему Министерству обороны СССР. Греческий город Керкинитида, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря.
В конце VI века до н. э. переселенцы из Ионии, одной из древнегреческих областей, облюбовали уютную гавань Каламитского залива и основали поселение под названием «Керкинитида».
До конца IV века до н. э. город существовал как самостоятельное государство и вел обширную торговлю со многими городами античного мира, о чём свидетельствуют археологические находки амфор (остродонных сосудов для перевозки жидких и сыпучих продуктов) с клеймами крупных древнегреческих центров: Ольвии, Херсонеса, Гераклеи, Синопы, островов Родос и Хиос.
Жители Керкинитиды занимались рыболовством, виноделием, выращивали зерновые культуры. Земельные наделы горожан простирались от стен города до берегов озера Мойнаки. Горожане вели торговлю с кочевыми племенами скифов, которые занимались скотоводством.
В конце IV века до н. э. город попадает в зависимость к Херсонесскому государству. В то же время перестраиваются и укрепляются оборонительные стены города. Горожане строят новые дома, в основном из 2-4 комнат, но встречаются и более просторные, из 5-6 комнат. Были и двухэтажные дома, нижний этаж которых был сложен из известковых блоков, а верхний из сырцового кирпича. Крыши домов были покрыты черепицей.
В III веке до н. э. город процветает. Наряду с херсонесской монетой Керкинитида чеканит и свою. Некоторые экземпляры этих монет представлены в Евпаторийском краеведческом музее (ул. Дувановская,11). Население города в тот период составляло около 2-х тысяч человек, заселявших 220—230 домов.
В середине II века до н. э. город захватывают скифы. Они построили к тому времени несколько городов и укреплений в предгорной части Крыма и создали собственное государство со столицей — городом Неаполь (на окраине современного Симферополя). Скифы вели торговлю с греческими колонистами, но для самостоятельной торговли скифам были необходимы свои порты. Удобная гавань Керкинитиды как нельзя лучше подходила для этой цели. Захватив город, скифы полностью разбирают крепостные стены, разрушают жилые постройки, камень которых используют для своих примитивных строений. Не в силах одолеть скифов самостоятельно, греки обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который прислал херсонеситам на помощь войско во главе с полководцем Диофантом. Скифы тоже нашли себе союзников — племя роксолан, имевшее 50 тысяч воинов. Однако это огромное войско не смогло устоять против 6 тысяч воинов Диофанта, отличавшихся незаурядными воинскими способностями. Диофант со своим войском освободил Керкинитиду и другие города и укрепления херсонеситов, захваченные ранее скифами. Далее войско Диофанта продвинулось вглубь полуострова и захватило крепость скифов Хабеи и столицу Неаполь Скифский, нанеся им серьёзные разрушения. Жители Керкинитиды, укрывшиеся во время войны за стенами Херсонеса, так и не вернулись в свой разорённый и разрушенный город.
Возможно скифское поселение и существовало некоторое время на территории Керкинитиды, но беспрерывные войны и внутренние противоречия подтачивали Скифию. В IV в. н. э. в Крым ворвались орды гуннов и окончательно смели остатки ещё теплившейся цивилизации.
Раннесредневековая история юго-западного Крыма мало изучена историками и археологами, поэтому, вплоть до XV века не имеется почти никаких сведений о каком-либо поселении в районе Евпатории, кроме единичных находок средневековой керамики в районе морского порта. Вероятно, они были выброшены с судов, пережидавших шторм в удобной евпаторийской бухте или со шхун, промышлявших в этом районе рыбной ловлей.
Кочевые народы (гунны, булгары, хазары, печенеги, половцы) как волны сменяли друг друга и тонули во тьме веков, оставляя на древней земле Крыма могилы своих воинов и изваяния «каменных баб» на курганах.
После завоевания в 1475 году крымского побережья османами на месте нынешней Евпатории была воздвигнута хорошо укреплённая крепость, которую турки называли Гёзлев, а крымские татары Кезлев. Этимология этого названия не ясна, но существует версия, что оно происходит от крымскотатарского словосочетания közlü ev (дом с глазом). Возможно эту ассоциацию вызывали огни домов, которые были видны с моря.
По описанию турецкого путешественника Эвлии Челеби, посетившего город в 1666 году, Гезлев представлял собой «крепость с двадцатью четырьмя бастионами, расположенными на расстоянии ста пятидесяти шагов друг от друга». Отсюда следует, что окружность крепости Гезлев составляла три тысячи шагов. Это огромная фортеция в форме пятиугольника, замечательно устроенная и украшенная, была сооружена из тёсаного камня на равнинном морском побережье.
В XVI веке Гезлев превратился в большой торговый город-крепость. В гавань приходили суда из Малой Азии, приезжали русские купцы. Через пять городских ворот в город свозились товары из окрестных посёлков. Являясь единственным портом Крымского ханства, город быстро богател. Здесь был большой невольничий рынок. В 1552 году при хане Девлете I Герае в Гезлеве закладывается самая большая и величественная мечеть Крыма Мечеть Джума-Джами (соборная пятничная мечеть), известная также как Хан-Джами (ханская мечеть).
Проект мечети хан заказал в Стамбуле архитектору Ходже Синану, греку по происхождению, высокообразованному человеку, инженеру, математику, зодчему, подарившему миру более трехсот замечательных сооружений (в числе которых мечеть Сулеймание в Стамбуле). Строительство мечети велось долго, так как Ходжа Синан возводил одновременно в Стамбуле мечеть султана Сулеймана I, к тому же, не хватало средств, — большая часть денег, поступавших в казну, расходовалась на ведение войны с Иваном Грозным.
Посетивший в XVIII веке Крымское ханство Иоганн Тунманн говоря о городе отмечал:
"Гёслеве или Гьюзлеве — один из самых значительных городов Крыма. Он лежит на северной стороне морского залива, в котором имеет рейд и маленькую и настолько мелкую гавань, что может посещаться только мелкими судами. Город обнесен вокруг каменной стеной и башнями, имеет приблизительно 2500 каменных домов, много прекрасных мечетей и населен главным образом татарами, турками, греками, армянами и евреями (караимами?).
Русско-турецкая война 1768-74 годов, положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым. Указом Екатерины II 19 (30) января 1784 Гезлев получил статус уездного города и новое имя. Евпаторией он был назван в честь царя древнего Понта Митридата VI Евпатора. Понтийский царь часто выручал жителей Керкинитиды при нападениях скифов, присылая полководцев с большим войском.
В начале XIX века в городе был построен новый порт, ставший одним из самых крупных в Крыму, в 1840 году начато строительство городской набережной. К 1840-м годам в Евпатории проживало около 11 тысяч человек. Во время Крымской войны Евпатория была занята англо-франко-турецкими войсками и превращена в укреплённую базу.
В XIX веке Евпатория стала главным культурным центром крымских караимов. Из постепенно пришедшего в запустение Чуфут-Кале в город переселилась большая часть населения во главе с гахамом — духовным лидером караимской общины. В 1865 году в городе было открыто Караимское женское училище для девиц.
В конце XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курорт. Территория между старым городом и озером Мойнаки начала активно застраиваться дачами. В 1914 году в городе открыт трамвай, в 1915 проведена железнодорожная дорога Сарабуз — Евпатория от Лозово-Севастопольской железной дороги.
Население города к 1941 году достигло 47 тысяч человек. Сейчас возможно бы было во много раз больше людей но .... 31 октября фашисты вошли в город. В 1941 году группа севастопольских моряков совершила рейд .С 31 октября 1941 по 13 апреля 1944 года город был оккупирован гитлеровцами. 18 мая 1944 года из Евпатории в Среднюю Азию было депортировано крымско татарское население, 26 июня — армяне, болгары и греки. Во время оккупации было расстреляно более 12 000 человек. Всего за время войны город потерял около 45-55 % своего населения.
Экскурс в историю закончен.
Памятник М. Фрунзе.
Наиболее значительным событием для города Евпатория в годы Великой Отечественной войны была высадка тактического морского десанта в ночь на 5 января 1942 года, судьба которого сложилась трагично. Моряки, из-за сильного шторма не получившие помощь, почти все погибли…
Также в память об этом событии установлена памятная стела на улице Революции, надпись на которой гласит: «Героям Евпаторийского морского десанта, совершившим подвиг, имя которому бессмертие».
Как и другие корабли, тральщик «Взрыватель» высадил у Евпатории десант, доставленный из осаждённого города-героя Севастополя, а затем поддерживал его огнём орудийным и пулемётным огнём. Но сам корабль атаковали фашистские бомбардировщики. В многочасовом неравном бою тральщик был сильно повреждён и выброшен на мелководье, а затем расстрелян в упор подошедшими немецкими танками… Так в неравном бою с фашистами погиб и весь личный состав морского десанта, и сам тральщик «Взрыватель».
Памятник Ашику Омеру установлен в 2004 г. на его родине в Евпатории (быв. Гезлев).
Ашик Омер (Умер) — выдающийся крымско-татарский поэт Средневековья. Путешествуя по Османской империи, он создавал произведения, вошедшие в сокровищницу крымско-татарской и мировой литературы. За свою жизнь он побывал на территории нынешних Украины, Польши, Турции, Болгарии, Румынии, Боснии, Греции. Скончался поэт в 1707 г. Гезлеве, где и был похоронен. Памятник работы скульптора А. Шмакова установлен возле ханской мечети Джума-Джами (Хан-Джами).
Ашик изображен играющего на сазе — народном татарском инструменте.
О евпаторийской мечети Хан-Джами сложено немало легенд. Одна из них утверждает, например, что этот храм построил некий Сеид-Бакли Эфенди, для чего ему понадобилась всего одна ночь — вечером начал работу, а наутро мечеть была полностью готова. Согласно другому преданию, её архитектором был Мен-Арслан, придворный художник и шут крымского хана Менгли-Гирея. А по третьей версии, здание изначально строилось для православного храма, а затем его переделали под мечеть.
Как же было на самом деле?
В 1552 году из Стамбула в Гезлёв прибыл 62-летний архитектор Ходжа Синан, один из самых именитых зодчих Востока. Ему предстояло выполнить заказ крымского хана Девлет-Гирея — возвести в восточной части города, близ моря, самую большую и самую красивую на полуострове мечеть.
У читателя должен возникнуть вопрос: а почему это хан решил построить столь величественный храм, украшение всего государства, не в столичном Бахчисарае, а в заштатном Гезлёве?
Дело в том, что Гезлёв к тому времени был не провинциальным городишком, а крупным торговым центром. Его население превышало 10 тысяч человек, здесь насчитывалось 670 лавок и магазинов, 10 ветряных мельниц, а в порту, по словам очевидца, "весьма большом и могучем", могли одновременно бросить якорь около 1000 судов. Именно этот приморский город виделся хану вторым Стамбулом, сюда он намеревался перевести столицу своего государства, поскольку Бахчисарай стал уже слишком тесен, чтобы и дальше играть роль города № 1. Увы, Девлет-Гирей умер раньше, чем успел превратить Гезлёв в новую столицу Крымского ханства.
Синан приступил к строительству с энтузиазмом несмотря на то, что в его творческой биографии это был уже 77-й по счёту мусульманский храм. Ханскую мечеть архитектор спроектировал так, чтобы она своим силуэтом напоминала знаменитую стамбульскую Айя-Софию.
Вначале дело спорилось, но вскоре застопорилось. Турецкий султан Сулейман Великолепный надумал возвести в Стамбуле собственную мечеть — Сулеймание. Конечно, столь ответственную работу он мог поручить только Ходжи Синану. Монарх прислал в Гезлёв гонца с приказом срочно возвращаться домой. Архитектор медлил. Уж больно не хотелось ему прерывать начавшееся в Гезлёве строительство. Рассерженный султан повторно прислал гонца, и тот напомнил зодчему, что ровно сто лет назад один строптивец (и тоже, кстати, архитектор!) был казнён султаном за слишком медленное исполнение приказа...
Что ж, ничего не оставалось, как подчиниться. Зодчий, правда, рассчитывал со временем вернуться в Гезлёв и продолжить начатое дело, но этим мечтаниям не суждено было сбыться.
Ханскую мечеть достраивали ученики Синана, и в 1562 году (а по другим данным, в 1564-м) она была освящена. Результат превзошёл ожидания.
Путешественник, увидевший эту мечеть, не мог скрыть своих восторгов: "Святыня эта воистину прекрасна, красива, полна волшебства и таинственности".
С самого начала предполагалось, что, в отличие от всех иных мечетей полуострова, эта будет наделена совершенно особыми функциями — в ней будут проходить коронации крымских ханов.
Сама церемония начиналась в Стамбуле. Крымское ханство хотя и считалось независимым государством, но на самом деле подчинялось Турции, поэтому владыка Крыма назначался именно там. Едва действующий хан умирал или погибал в бою, его преемник, не медля ни минуты, пересекал на корабле Чёрное море и спешил в стамбульский дворец Топкапы, где жил правитель грозной Османской империи.
Претендент на ханскую власть клялся султану в вечной преданности, падал на колени и целовал землю. Повелитель выслушивал своего гостя сидя. Этим он давал понять, что делает огромное одолжение, назначая его ханом.
Если обеты верности удовлетворяли падишаха, он говорил: "С этого момента будь другом моим друзьям и врагом — моим врагам". Визитёр согласно кивал головой и вновь обещал верную службу. Ему дарили соболью шубу. Прежде чем надеть дорогой подарок, следовало поцеловать воротник шубы. Затем свежеиспеченному хану преподносили саблю, украшенную драгоценными камнями.
Опоясавшись ею, он бил поклоны до земли и выходил.
Теперь новому владыке Крыма предстояло пройти ещё одно испытание — восшествие на престол в Гезлёве. Он садился на корабль и брал курс на родину. В назначенный день в мечети Хан-Джами собирались "сливки общества" — высшие сановники, военачальники, крупные землевладельцы.
Их жёны прибывали вместе с ними, но в мечети стояли отдельно от своих мужей — на втором ярусе за специальной решёточкой.
В те времена гезлёвский порт находился неподалёку от ханской мечети, на территории современной набережной, названной в честь Валентины Терешковой. Оттуда претендент на престол направлялся к боковым воротам храма, которые вели к особому ханскому входу в здание, расположенному возле восточного минарета.
Минуя голубой михраб, где на специальной полочке хранился главный раритет — древний рукописный Коран XIV века, он поднимался по 12 ступеням на высокую кафедру. С неё хан начинал чтение султанского фирмана, то есть указа, которым он назначался повелителем Крыма. Это был самый ответственный и — без преувеличения — опасный момент. Дело в том, что если новый правитель был неугоден высшей знати, не пользовался у неё авторитетом, женщины по наущению своих мужей принимались дружно качать головами и шевелить плечами. При этом надетые на них многочисленные золотые и серебряные украшения — серьги, броши, бусы, ожерелья — начинали звенеть, заглушая чтение фирмана. Закончить процедуру восшествия на престол было невозможно, и хан оставался некоронованным. В таком случае незадачливому претенденту не оставалось ничего иного, как с позором бежать в Турцию. Ну а если чтение фирмана завершалось успешно, новый хан присягал на верность своему народу и ставил подпись в специальном акте, который затем хранился в мечети.Лишь после этого он получал право со всеми почестями и в сопровождении многочисленной свиты ехать в Бахчисарай и занимать ханский дворец.
Первым обряд коронации в Хан-Джами прошёл преемник Девлет-Гирея — хан Мехмет-Гирей II. За всю историю мечети в ней были возведены на престол 18 крымских ханов.
Нередко туристы, приходящие в мечеть на экскурсию, высказывают предположение, что в некрополе, расположенном слева от храма, похоронены упомянутые выше 18 крымских ханов.
Это не так. На самом деле это могилы служителей мечети, а также турецких генералов, погибших в Евпатории во время Крымской войны.
А вот памятник с чёрной плитой установлен сравнительно недавно — это символическое захоронение Нумана Челеби Джихана, который в 1917 года стал первым президентом Крыма.
Настоящей могилы этого человека нет — революционные матросы убили его, расчленили тело на четыре части и выбросили в море неподалёку от Севастопольской бухты.
Статус мечети резко изменился после того, как в конце февраля 1783 года хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и отдал свой народ под покровительство России.
Впоследствии он выехал в Турцию, где по приказу султана был казнён как предатель: его посадили в мешок и утопили в море. Крымское ханство прекратило своё существование, а сам Крым был присоединён к Российской империи.
С тех пор мечеть перестала быть местом, где совершалось таинство восхождения на престол крымскими ханами, и превратилась в обычный храм, хотя и с легендарным прошлым. А при советской власти её и вовсе закрыли. Здесь располагались то склад, то амбар, то отдел атеизма местного музея. В 1969-1985 годах киевские реставраторы полностью восстановили первоначальный вид здания, а в начале 1990-х оно было возвращено евпаторийской мусульманской общине.
Сегодня Хан-Джами — единственная сохранившаяся в Европе многокупольная мечеть.
Это памятник истории и архитектуры мирового значения.
Это дом, где проживал Семен Эзрович Дуван, городской голова.
Уважаемый человек, караим.
О караимах, что жили здесь еще до прихода татар в следующих заметках напишу.
Далее следуем к Собору Святого Николая Чудотворца.
В 1774 году в Гёзлёве существовал небольшой храм Святителя Николая, покровителя мореплавания и торговли, построенный греками, проживающими в городе.
В 1779 году Гезлёв избежал эпидемии чумы благодаря помощи военного гарнизона под командованием А.В. Суворова жителям города. Александр Васильевич Суворов ввёл в городе строгие карантинные меры для всех въезжающих в город и ввезённых товаров. Был введён обязательный для всех карантин — две недели. Кроме того, Русские солдаты отремонтировали все городские бани, фонтаны и городские колодцы. Местным жителям было приказано выбелить свои дома и дворы известковым раствором, содержать в чистоте туалеты и мыться 5 раз в день. Купание в городских общественных банях для солдат и для горожан стало бесплатным и обязательным. Суворов посещал Св. Николаевский собор Евпатории и с удовольствием пел в церковном хоре.
В оформлении собора Святого Николая Чудотворца оригинально сочетаются 3 вида крестов
Георгиевские кресты олицетворяют доблестных воинов, которые пали во время Крымской войны.
Колоны увенчаны Византийскими крестами, указывающими на то, что Собор Святого Николая Чудотворца – это миниатюрная копия Константинопольского Собора Святой Софии. На куполах Собора высятся русские православные кресты.
Сам храм любопытен не только своими архитектурными особенностями, но и историей. Это символ победы и освобождения Евпатории от неприятеля. И вот что послужило этому…
Объединенные франко-англо-турецкие войска заняли город в 1854 году без всяких выстрелов. Через два года также мирно его покинули.
В апреле 1854 года возле евпаторийской набережной появились два французских корабля, сбившие с толку жителей города. Эти суда то покидали гавань, то снова возвращались на швартовку. Так продолжалось несколько месяцев. И вот 1 сентября в порт вошли 80 кораблей, с которых был спущен вражеский десант. В Евпатории не было армии, и город не оказал оккупантам никакого сопротивления. Прошло немного времени и в городе находилось уже 40000 врагов.
Основные сражения проходили в районе Севастополя, а Евпатория использовалась захватчиками как форпост. Русские воины пытались освободить Евпаторию, но отступили в неравной борьбе. 5 февраля 1855 года вошел в историю города, как день массированного обстрела.
30 марта 1856 года в Париже был подписан мирный договор и вражеские войска покинули Евпаторию. В память про эти события город решил возвести Собор.
Строительство началось на месте пострадавшей во время оккупации Николаевской церкви. Инициатором постройки был протоирей Яков Чепурин, которому помогали все городские общины – караимская, еврейская, армянская, мусульманская и греческая. По указу императора Александра Третьего на постройку Собора Святого Николая Чудотворца было выделено из казны 36000 рублей.
Освятили Собор Святого Николая Чудотворца в феврале 1899 года
Эту процедуру проводил епископ Вольский.
В недрах церковного двора высится крест, установленный на месте, где находился престол сгоревшей церкви. Здесь была греческая церковь, которую община передала под строительство русского православного собора. Собор Святого Николая Чудотворца в Евпатории в 1916 году посетил российский император Николай Второй.
Революция принесла Собору множество испытаний. Его открывали и закрывали, использовали для хранения пшеницы, в нем находилась художественная мастерская. Чудом можно назвать то, что Собор Святого Николая Чудотворца практически без потерь пережил Великую Отечественную войну.
Обратите внимание на полосу по середине росписей.
Просто справа уже прошла реставрация, а слева — нет.
Вообще, Керкенитида (Гизлёв, Евпатория) всегда был многонациональным и много конфессиональным городом.
Но об этом в следующей заметке.http://turbina.ru/authors/acvazul-V2…