Предыдущая заметка: Средневековье Зап.Крыма. Бахчисарай. Монастырь. Чуфут Кале
В этой заметке попробую рассказать об удивительном народе — караимы, его истории и религии.
Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народом, караимы тем не менее традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секта иудаизма.
В связи с этим имеется две основные версии происхождения караимов: семитическая и хазарская (тюрская).
Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими, что поддерживается рядом антропологических исследований.
Вообщем, происхождение народа караимы, дело тёмное и как всегда в спорных вопросах отсылаю всех к Википедии, как самого нейтрального и незаинтересованного сайта ru.wikipedia.org/wiki/Караимы Там все версии данного вопроса подробно описаны для особо интересующихся.
Слово «караим» вошло в употребление в IX веке и изначально использовалось для обозначения религиозной группы.
В Российской империи вероисповедание указывалось безотносительно к национальности.
В СССР вместо вероисповедания указывалась национальность. Соответственно, в советской тюркологии термин «караимы» закрепился за названием караимского этноса.
Язык караимов, живущих в городах Крыма, западной Украины, Литвы (Тракайский район), а также в Польше относится к кыпчакской группе тюркских языков.
Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты.
Для синтаксиса Караимского языка характерно влияние славянского языка.
Караимский яз. использовал (с 1840) древнееврейскую, латинскую, славянскую графику для записи религиозных текстов, светской литературы и фольклора.
История Караимского движения.
Караимское движение возникает приблизительно в середине VIII в. н. э. в Багдаде, на территории Аббасидского халифата, в качестве противовеса раввинистическому (талмудичесому) иудаизму – доминирующей форме еврейской религии. Основателем караимского движения по традиции считается Анан бен Давид. О жизнедеятельности и трудах Анан бен Давида известно очень немного, за исключением недостоверных легенд более позднего времени, исходящих в основном от противников Анана. Согласно одной из таких легенд, Анан бен Давид претендовал на пост экзиларха – главы евреев в изгнании.
Первоначально сторонники Анана бен Давида называли себя «ананитами», т. е. «последователями Анана». Термин «караимы» появляется значительно позже – в IX в. в работах Биньямина бен Моше Нагавенди, назвавшего этим именем различные анти-талмудические движения (в том числе и ананитов). Термин «караим» (множественная форма от древнееврейского «карай») можно перевести как «чтецы» или «читающие». Само название движения отражает основную характеристику караимизма – почитание Священного писания (ТаНаХа), как единственного источника религиозной истины. Вследствие отрицания авторитета Талмуда, караимы отличались от евреев-талмудистов в законах кашрута и ритуальной чистоты, обряде обрезания, брачном законодательстве, правилах ритуального забоя скота, религиозном календаре и устройстве синагог.
В период с конца X по начало XI вв. начинается так называемый «Золотой век» в истории развития караимского движения. В это время складывается духовный центр в Иерусалиме, где ананиты, караимы и другие анти-талмудические секты и течения в иудаизме во главе с Ананом II, правнуком Анана бен Давида, объединяются под общим названием «караимы». В этот период караимы активно занимаются распространением своей, не-талмудической, версии иудаизма в еврейской диаспоре на Ближнем Востоке, Византии и Северной Африке. В результате тесных академических контактов с мусульманскими учеными, караимы были первыми еврейскими авторами, создавшими важные работы по грамматике иврита. Миссионерская деятельность караимов имела значительный успех – по разным оценкам до 30-40% еврейского населения того времени придерживались не-талмудического, т.е. караимского варианта иудаизма, распространившегося далеко за пределы Багдада и Персии. В это время караимские общины появляются в Египте (Каир), на Кавказе (Тифлис, Гагры) и Византии (Адрианополь, Константинополь). В X–XI вв. возникает небольшая караимская община в Испании, которая вскоре была изгнана кастильским правительством в результате конфликта, спровоцированного местной раббанитской общиной.
Вопрос о появлении караимов в Восточной Европе (Крым, Польша и Литва) начиная с XIX в. вызывает дискуссии в научной литературе. В этот период оформляется ряд теорий, объясняющих появление караимов в Крыму. Все эти теории развиваются в двух основных направлениях. Первое направление, являющееся доминирующим в современных научных кругах, считает караимов евреями, как в религиозном, так и в этническом отношении. Представители второго направления утверждают, что этнически караимы являются не евреями, а потомками хазар, половцев и других тюркских народов. По мнению сторонников последнего направления, караимы имеют свою особую, основанную на древнетюркских верованиях, религию, имеющую только косвенное отношение к иудаизму.
В рамках этих двух направлений в течение XIX–XX вв. развивается ряд версий о происхождении крымских караимов. Оставляя в стороне академические дебаты прошлого, следует отметить, что наибольшего внимания заслуживает теория современных ученых Дана Шапира и Голды Ахиэзер. По предположению Д. Шапира и Г. Ахиэзер, караимы вместе с половцами-кыпчаками оказались в Золотой Орде, где переняли тюркский язык местного населения. В самом конце XIV в., на волне контактов Витольда с Золотой Ордой, караимы попадают в Литву (Троки), а также в Галицию и Волынию. По мнению Д.Шапира и других ученых, в Крым караимы были переселены, по всей видимости, несколько ранее, еще в XIII в., во время татарского вторжения на территорию полуострова. Вполне вероятно, что караимы были привезены татарами в Крым вместе с другими ремесленниками и торговцами, которые были необходимы для поддержания экономического состояния Золотой Орды. В пользу данной гипотезы свидетельствуют следующие факты:
1. Первое письменное свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 г. и происходит не из византийских или итальянских колоний Крыма, а из Солхата (ныне – Старый Крым), первой татарской столицы полуострова.
2. Около 1342–1346 гг. начинается экспансия Золотой Орды в Юго-Западный Крым, где татары захватывают пещерный город Кырк-Ер (позднее Чуфут-Кале), и там сразу же появляется караимская община, о чем свидетельствуют мацевы (надгробные памятники) на караимском кладбище в Иосафатовой долине (урочище Марьям-Дере в непосредственной близости от чуфут-калинского городища). Самая ранняя из достоверных надгробных надписей датируется приблизительно шестидесятыми годами XIV в., т.е. временем захвата города татарами.
3. Исследователи отмечают, что на ранних мацевах в Иосафатовой Долине присутствуют татарские имена, такие как Парлак, Мануш и Тохтамыш. Данное обстоятельство недвусмысленно указывает на то, что первые караимские поселенцы города были тюркоязычны.
4. Значимым, хотя и не бесспорным аргументом является ряд поздних караимских легенд XIX в., в которых сами караимы рассказывают об их прибытии в Крым вместе с татарами.
5. Важным аргументом является язык крымских караимов (этнолект крымско-татарского языка), который был перенят караимами от татар в качестве разговорного.
Тюркский разговорный язык караимов Литвы, Галиции и Волыни значительно отличался от языка крымских караимов. В современной науке этот язык называется караимским, или, точнее, караимо-кыпчакским языком. На данный момент этот язык является одним из самых древних разговорных тюркских языков. Сами караимы называют его «лашон кедар» (в данном контексте можно перевести как «язык кочевников»). Однако следует отметить, что священным языком и языком учености в караимской среде вплоть до конца XIX в. был иврит, который использовался в деловой переписки, научных трудах, литургии и надгробных эпитафиях.
К сожалению, ранняя история караимских общин Крыма недостаточно хорошо освящена в источниках. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что самой древней караимской общиной Крыма была община Солхата (Эски Къырыма). Как было уже упомянуто выше, именно оттуда происходит самое первое свидетельство о существовании в Крыму караимской общины, которое датируется 1278 г. Не менее древней является караимская община Каффы (современная Феодосия): данные косвенных источников позволяют исследователям считать 1292 г. годом основания караимской синагоги в Каффе.
В середине XIV в. караимская община появляется в Кырк-Ере, которому затем суждено было стать на долгое время столицей караимов в Крыму.Средневековье Зап.Крыма. Бахчисарай. Монастырь. Чуфут Кале В XVII в. топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость»; этноним обладает негативным, презрительным смысловым оттенком). Первое письменное упоминание о караимской общине Чуфут-Кале относится к 1459 г.: этим годом датируется ярлык хана Хаджи-Гирея, данный жителям Кырк-Ера, среди которых упоминаются и евреи (т.е. караимы).
Приблизительно к XIV в. исследователи относят также появление караимской общины в Карасубазаре (современный Белогорск) и Евпатории. Во второй половине XV в. караимы появляются и на Мангупе. Первые караимские поселенцы Мангупа были грекоговорящими и, по-видимому, переселились в Крым из Византии после 1453 г., когда Константинополь был захвачен турками-османами. Об этом говорит наличие большого количества греческих имен на мангупском караимском кладбище. Ряд исследователей полагает, что на Мангупе проживала и небольшая община раввинистов, о чем свидетельствует крымчакская фамилия Мангупли, что означает «выходец из Мангупа». В 1792–1793 гг. мангупская караимская община прекращает свое существование.
В XIX в. более мелкие караимские общины существовали и в других крымских городах, таких как Симферополь, Севастополь, Керчь, Бахчисарай, Перекоп и Армянский Базар.
В XVI–XVIII вв. наиболее значимой и влиятельной караимской общиной в Крыму являлась община Чуфут-Кале. Соседство караимов было немаловажным фактором для поддержания экономического состояния Бахчисарая, столицы Крымского Ханства. Караимы были известны как искусные ремесленники (кожевники, ювелиры, седельщики и т.п.) и торговцы. Часть караимов занималась также садоводством и земледелием. Тем не менее, в XVII–XVIII вв., несмотря на то, что многие караимы имели магазины и мастерские в Бахчисарае, им не разрешалось оставаться на ночь в городе. Помимо экономического центра, Чуфут-Кале также являлся религиозным и культурным средоточием караимской жизни. Интересным фактом является то, что печатное слово было принесено в Крым караимами. Караимская типография в Чуфут-Кале была основана около 1731 г. на средства караимского лидера Исаака бен Моше Синан-Челеби. В XIX в. караимы начинают покидать Чуфут-Кале. После смерти А.С. Фирковича в 1874 г. караимы окончательно оставляют Чуфут-Кале, и караимский центр переносится в Евпаторию (Гезлев).
В конце XVIII – начале XIX вв. караимская община Крыма переживает экономический подъем, в результате которого караимы становятся одной из богатейших и влиятельнейших в экономическом отношении этнических групп Российской Империи. После присоединения Крыма к России (1783 г.) караимы пытаются приспособиться к жизни в новых условиях, следствием чего становится их постепенное отдаление от остальной еврейской общины. Репрессивные меры российского правительства относительно евреев («черта оседлости», двойное налогообложение, обязательная служба в армии), поначалу касались и караимов. Тем не менее, караимы отправляют ряд посольств к царю, целью которых было добиться отделения караимов от остальной части еврейского населения Российской Империи. В качестве основных аргументов представители караимской общины приводили факт непризнания караимами авторитета Талмуда (являвшегося, по мнению российских властей, главным врагом христианства), а так же привилегии, которыми наделяли караимов прежние властители (литовские князья и крымские ханы). В результате, по целому ряду политических и идеологических причин, российская администрация наделяет караимов рядом льгот, в отличие от евреев-раббанитов, к которым законы применялись со всей суровостью.
После 1917 г. караимы подвергаются преследованиям со стороны новой власти, многие из них были раскулачены и расстреляны. За годы советского режима крымская караимская община значительно сокращается, урон понесла караимская религия и культура. Национально-общественная жизнь караимской общины начинает постепенно угасать, а к 40-м гг. XX в. почти совсем прекращается.
Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину Берлина в 1934 г. обратиться с просьбой в министерство внутренних дел Третьего рейха о непризнании караимов евреями на основании их юридического статуса в России. Министерство частично поддержало их просьбу, отметив, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине. Вместе с тем, нацисты не пришли к однозначному выводу относительно «расовой классификации» и «расовых биологических характеристик» «секты караимов». В годы Второй мировой войны несколько крупных еврейских учёных — М. Балабан (1877—1942), З. Калманович (1881—1944) и И. Шипер (1884—1943) — независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями в расовом отношении, чем спасли караимов от массового уничтожения. В связи с тем, что в начале войны соответствующие распоряжения не успели вступить в силу, немало караимов погибло в Риге, Краснодаре, в Бабьем Яру, в Одессе и в Херсоне во время массовой ликвидации евреев.
Во время оккупации Крыма немцами, когда над караимами нависла опасность быть поголовно истреблёнными, будучи причисленными оккупантами к еврейской нации, С. М. Ходжаш разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом.
В сентябре 1938 г. Семён Эзрович Дуван предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов.
Ему оказали содействие русское эмигрантское бюро и епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939 года на имя С. Дувана из Государственного расового Бюро Германии пришло разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос не отождествлялся с евреями.За последние десятилетия XX и в начале XXI в. в этническом самосознании крымских караимов происходит ряд глубоких изменений, основными из которых являются усиление внутренней деиудаизации (отрицание еврейского наследия в караимской истории и культуре) и абсолютизация тюркского влияния. В вышеуказанный период выходят в свет работы лидеров и идеологов крымской караимской общины, преподносящие читателю различные варианты хазарской версии происхождения крымских караимов, более или менее исправленные и подогнанные под современные реалии. По причине отрицания современными крымскими караимами своего еврейского происхождения, караимское национальное возрождение в Крыму не несет яркого религиозного характера. Тем не менее, множество изменений происходит и в этом направлении: в 1999 г. отреставрирована и открыта вновь малая синагога-кенаса в Евпатории, возобновлено богослужение, проводится реставрация Большой и Малой кенас на Чуфут-Кале. Культурной жизнью караимов руководят национальные караимские общества, объединенные во Всеукраинскую Ассоциацию крымских караимов, в которую вошли десять караимских обществ Украины и Крыма. Под патронатом этих обществ проводятся дни караимской культуры, различные праздники и мероприятия, посвященные памяти известных караимских деятелей, ведется общественная и культурно-просветительская деятельность.
По последней переписи населения Украины (2002 г.), в Крыму насчитывается 671 караим (0,03 % населения автономии), а всего по Украине 834 человека. На сегодняшний день по приблизительным оценкам Евпаторийская караимская община насчитывает около 260 человек, примерно столько же караимов живет в Симферополе, еще около 100 человек – в Феодосии, приблизительно 50 – в Севастополе, 30 – в Ялте, 50 – в Бахчисарае.
В заключение хочется отметить, что на настоящий момент караимы Крыма, России и Восточной Европы в целом находится перед выбором, размышляя о том, каким же будет будущее неуклонно уменьшающейся караимской общины. Пока все указывает на то, что подавляющее большинство из оставшихся в этом регионе караимов будет придерживаться тюрко-хазарской, а не еврейской ориентации.
Утомительный экскурс в историю закончен.
Теперь о том, каким я увидел наследие караимской культуры в Евпатории.
Одна из улиц в Евпатории до сих пор носит название Караимская. Как раз сюда мы и держим путь.
Своеобразная архитектура узких улочек и старых, но по большей части хорошо сохранившихся, домов создаёт особую атмосферу.
Здесь поражает лепнина, украшающая наружные стены и заборы – очень красиво и создаёт особую атмосферу. Чувствуется некая смесь восточных культур: тюркской и еврейской. Что-то от старой Одессы, от Киевского Подола… Что-то из позапрошлого века…
По праву эта улица включена в экскурсионный маршрут "Малый Иерусалим".
Но об этой уникальной улице в следующей заметке.
По главной улице подходим к комплексу Кенас.
Кенасой у караимов называется молитвенный дом, аналогичный иудейской синагоге.
Термин «кенасса» происходит от древнееврейского глагола «канос» (כנוס), что подтверждается в книге «Ган-эден» известного караимского богослова XIV в. рабби Агарона Второго Никомодио (1300—1369). Этим же словом персидские евреи называют синагогу.
До 1911 года молитвенный дом караимов называли синагогой. В 1892 г. трокскими караимами была подана петиция о переименовании караимских «синагог» в «кенасы».
Покупаем входной билет. Нас встречает прилагающийся экскурсовод.
Евпаторийские кенасы начали строить в 1803 году. В1804-1807 годах была сооружена соборная или большая, а в 1807-1818 годах малая кенаса. На сегодня это и действующий храм и музей одновременно.
По своим габаритам комплекс караимских кенас в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, то есть 60 на 30 метров) и в нынешнем виде включает несколько внутренних двориков, целый ряд построек и объектов. К ним относятся портал главного входа, виноградный и мраморный дворики, двор ожидания молитвы, здания Большой (Соборной) и Малой кенас, монумент Александру I, двор и здание религиозной школы, этнографический музей, библиотека, клубная комната, кафе караимской национальной кухни. По существу это своеобразный религиозно-культурный центр, в котором соединились практически все общинные институции.
К большой и малой кенасам ведут три дворика, являющихся продолжением один другого.
Виноградный дворик – первый из трех.
Задачей этих двориков, по замыслу создателей комплекса, была подготовка верующих к восприятию молитвенного настроения еще до вхождения в храм.
В первом дворике-коридоре, увитом виноградом, слева от входа — мраморный фонтан.
Он служит для омовения рук перед молитвой.Сооруженный в 1851 году на средства Тотеш Шайтан, он является одним из трех сохранившихся ритуальных фонтанчиков (остальные датируются 1825 и 1832 годами).
Одной из виноградных лоз, как полагают караимы, не менее ста лет; известны случаи, когда возраст винограда в Крыму приближался к двум столетиям.
По обеим сторонам дворика в стенах установлены 22 большие мраморные плиты, украшенные растительным орнаментом с письменами на библейском языке.
Плиты эти рассказывают о важнейших событиях из жизни крымских караимов, общественных деятелях, ученых и благотворителях, оказавших своему народу различные услуги, жертвовавших на строительство храмов и школ, оснащение училищ, помощь нуждающимся. Самая древняя из плит датируется 1790 годом.
Таким образом, эти плиты представляют летопись караимской общины конца XVIII – начала XIX веков.
Дальше попадаем во второй — Мраморный двор.
Этот двор является продолжением Виноградного. Он весь покрыт белыми мраморными плитами, отчего и получил свое название.
Посреди двора, меж стенами кенас, возвышается массивный беломраморный монумент с надписями на русском и караимском языках. Воздвигнут он евпаторийской общиной в честь императора Александра I, посетившего караимский храм 1(13) ноября 1825 года. Памятник этот является единственным знаком пребывания российского самодержца в Евпатории. В течение 80 лет на памятнике отсутствовал позолоченный двуглавый орел, венчавший обелиск, и только в августе 2007 года исторический вид монумента был восстановлен.
На стенах обеих кенас помещены 10 мраморных досок с краткими стихами религиозного содержания; эти псалмы звучат у караимов в утренних и вечерних молитвах.
В металлических оградах Мраморного двора имеются две калитки, одна из них ведет к мемориалу, другая – в лапидарий.
В Лапидарии, сооруженном во дворике Большой кенасы, представлены остатки надгробий караимского кладбища, которое является древнейшим из когда-то существовавших в городе.
В настоящее время караимское кладбище практически полностью разрушено. В XX веке оно как минимум трижды подвергалось актам вандализма. Кладбище пострадало в предвоенное время при мощении тротуаров улиц и в 60-х годах при сооружении фундаментов мясокомбината. Акт вандализма 80-х годов привел к окончательному разрушению кладбища и массовому надругательству над могилами.
В настоящее время невозможно провести какое-либо исследование или научный анализ состояния кладбища.Безмогильные памятники были размещены на территории комплекса для сохранности в 1995-1999 годах. Наряду с древними известняковыми надгробиями седловидной и гробообразной формы в лапидарий представлены дорогостоящие мраморные памятники выдающимся караимам.
Великолепно выполненное надгробие из черного мрамора в виде дивана было установлено на могиле городского главы Евпатории, российского дворянина, участника обороны Севастополя 1854-855 годов гахама Самуила Моисеевича Панпулова. Своим самоотверженным трудом, направленным на восстановление разрушенной после Крымской войны Евпатории, дальнейшей общественной деятельностью на благо города он снискал заслуженную славу и честь, благодарную память и уважение горожан. Заслуги С.М. Панпулова были отмечены 21 государственной наградой.
Под высокой беломраморной стелой покоился Вениамин Бабакаевич Тонгур, основавший на личные средства бесплатную сельскохозяйственную школу в Кара-Тобе (ныне совхоз-техникум "Прибрежное" в 9 километрах от Евпатории, где мы и жили).
Двор ожидания молитвы представляет собой небольшую четырехугольную площадь, огороженную с трех сторон аркатурой с глухими стенами, а с четвертой стороны – западной – открытой аркадой. Первоначально двор был наполовину выстлан белыми мраморными плитами, наполовину – известняковыми. Сейчас все покрытие двора выполнено известняковыми плитами, и только два визуальных зондажа дают представление о старом покрытии.
В стенах между колоннами арок установлены 15 беломраморных орнаментированных мемориальных плит, среди которых выделяются две с горельефным изображением имперской символики. Одна плита с инициалами "Е II", "П I" и "А I" установлена в ознаменование присоединения Крыма к России и свидетельствует о заслугах лиц, возглавлявших караимов в период царствования Екатерины II, Павла I и Александра I. Вторая – с инициалами "A I", "H I" и "А II" – поставлена в память о Симе Бабовиче, возглавлявшем караимов при означенных царях и обессмертившем свое имя многими заслугами перед народом.
Рядом с фонтанчиком установлены мраморные солнечные часы.
По ним встарь верующие караимы определяли время в субботние и праздничные дни, когда ношение всяких предметов наставниками караимской веры строго запрещалось.Посредине двора между столбами металлической перголы находится место для кровного жертвоприношения.
Один раз в году (конец июля – начало августа) к полудню все караимы собираются в кенасе, где читают траурные молитвы, скорбя о разрушении Иерусалимского храма. Затем совершается курбан – заклание жертвуемых прихожанами барашков, мясо которых раздается нуждающимся членам общины.Через центральный проем западной аркады можно пройти в металлическую беседку с усеченной конусообразной крышей. Своей формой беседка, отражая далекое прошлое крымских караимов, напоминает юрту кочевников. Верх и входы беседки на время праздника покрываются зеленью и цветами, а к потолку подвешиваются всевозможные фрукты и овощи. После молитвенных песнопений и освящения плоды съедаются взрослыми прихожанами и детьми.
Малая Кенаса.
Насильственное закрытие Малой кенасы советской властью состоялось в 1927 году. Богослужение возобновилось лишь в 1942 году в период оккупации Евпатории немецкими войсками. 30 мая 1959 года после утренней молитвы в храм ворвались воинствующие атеисты и на глазах у верующих ломами и топорами разрушили алтарь. Так был закрыт последний караимский храм на Украине.
На момент передачи Малой кенасы караимской общине Евпатории в 1990 году здание храма представляло собой удручающее зрелище: отсутствовала часть черепичной кровли, на крыше росли деревья, были полностью демонтированы полы, балкон для женщин, системы отопления и освещения, отсутствовали лепные украшения и орнаментальная роспись. Усилиями евпаторийской общины и при финансовой поддержке караима из Франции Михаила Семеновича Сарача Малая кенаса была восстановлена к 4 сентября 1999 года.
Внутреннее храмовое пространство условно делится на три части. У южной (противоположной входу) стены на возвышении находится алтарь, внутри которого хранятся пергаментные свитки Сефер-Тора (Пятикнижия Моисеева). Часть помещения от алтарной возвышенности до колонн, поддерживающих балкон женского отделения, именуется шулхан ("духовная трапезная"). Под балконом женского отделения располагаются немощные старцы, больные и те, кто хранит траур по умершим родственникам. Эта часть называется мошав зекеним ("место для старцев").
За восточной стеной расположена каменная лестница, ведущая в женское отделение – эзрат нашим, отделенное от шулхан густой деревянной решеткой, которая скрывает лица молящихся женщин. В караимском восприятии храм – это место, где говорят и думают только о Боге, поэтому ничто не должно отвлекать прихожан от молитвенного настроения.
Портик большой Кенаса – азара.
Он прилегает к Большой кенасе с северной стороны и частично с восточной, выходя в Мраморный дворик. По своей конструкции портик представляет остекленный навес, опирающийся на тринадцать мраморных колонн. В старину весь потолок портика был украшен великолепным деревянным резным орнаментом, выполненным, как гласит предание, караимом Камбурчук Биньямин-ака.
Внутри портика вдоль колонн расположены скамьи; под ними устроены ячейки для обуви, которую прихожане оставляют при входе в храм.
В северной и восточной стенах Большой кенасы устроены два арочных входа. Их каменные порталы украшены великолепной резьбой. Элементы резного каменного декора позволяют выявить символические константы, используемые в караимской сакральной архитектуре. На порталах Большой кенасы вырезаны симметричные изображения кипарисов, цветов, фруктовых срезов, концентрических окружностей и розеток, шестиконечных звезд.
Последние, как знак единобожия, были введены в религиозную символику в XII веке караимом И. Гадаси и широко применялись в караимских кенасах, еврейских синагогах, мусульманских мечетях и церквях некоторых христианских течений. Караимское изображение шестиконечной звезды имеет специфическое начертание: соединение вертикалью верхней и нижней вершин двух треугольников означают контакт между Богом и человеком. В XX веке, когда шестиконечная звезда стала отождествляться исключительно с еврейским народом и его религией, этот знак у крымских караимов выходит из употребления.
На момент посещения Кенасы я был мало знаком с историей караимов.
И спросил нашего экскурсовода "Караимы — это евреи?".
На что получил, конечно же, отрицательный ответ.
"Почему тогда в храме шестиконечная звезда?".
Видимо этот вопрос задавали молодому человеку неоднократно, так как под мышкой у того наготове были несколько фото.
На этих фото шестиконечные звезды присутствовали также и в архитектуре православного, мусульманского и католического храмов.
Так что звезда в Кенаса ничего не значит.
Слева от портала северного входа расположено стилизованное изображение побега в форме восьмерки (символ цикличности бытия), а справа – рельефная розетка в виде плодового среза. Эти символы продублированы при входе в Малую кенасу при ее восстановлении в 1999 году.
По обе стороны от восточного входа приставлены две высокие мраморные плиты, украшенные двуглавыми орлами, изображениями фруктов и растений. Надписи на этих плитах – одна на русском, другая на библейском – повествуют об освобождении малочисленных караимов от рекрутской повинности императором Николаем I в 1829 году.
Большая Кенаса.
Особенностями своего устройства Большая кенаса является подобием храма Соломона, предполагаемая реконструкция которого помещена на карнизной росписи над центральным окном южной стены.
Ниже изображения Иерусалимского храма сохранилась надпись на библейском языке:
"Изображение Храма. Престол славы, возвышенный от начала, – место освящения нашего. И нарек Авраам имя месту тому: "Превечный усмотрит"; а ныне о нем говорят: "На этой горе открывается Превечный". И построил Соломон Храм и окончил его. [За грехи разрушен] и был сожжен огнем. Во дни господина нашего императора Александра I Павловича основан этот храм для истинности. По малому исчислению...".
Помещение Большой кенасы, как и во всех караимских храмах, делится на три части: алтарь, шулхан и мошав зекеним. Балкон женского отделения устроен в два яруса, верхний из которых предназначен для детей – эзрат йеладим.
По свидетельствам современников, Большая кенаса производила незабываемое впечатление "своею оригинальностью, изяществом, богатством, уютом и чистотою...". Среди тканей и ковров, украшавших Большую кенасу, было множество привезенных из ликвидированной в 1832 году одной из древнейших караимских кенас в сирийском городе Дамаске. Обилие старинных тканей, вышитых золотом и серебром, гармонично дополняли серебряные подсвечники, светильники и лампады, вызолоченные и серебряные оправы для пергаментных Кумуш-Тора (свитки Тора, деревянный футляр которых украшен серебряными накладками), резьба, лепнина и десяток превосходно выполненных люстр. Прекраснейшей из них являлась люстра XVI века, изготовленная на одной из фабрик Мурано в Венеции.
При оккупации Евпатории союзными войсками во время Крымской войны в Большой кенасе располагался арсенал турецкой армии. Эксплуатация храма в этот недолгий период не прошла бесследно: был сильно поврежден интерьер, а бомбардировка кенасы русскими войсками привела к серьезному повреждению западной стены. Память о событиях тех давних лет хранит вмонтированная в западную стену мраморная доска с ядром российского орудия.
Во дворике за южной стеной Малой кенасы находится мемориал, посвященный караимам, погибшим на фронтах и в оккупации во время Великой Отечественной войны.
На мраморных досках выбиты фамилии 500 погибших. Только в Евпатории война унесла жизни более 180 караимов; около 120 из них были расстреляны в числе 7500 заложников Евпаторийского десанта в январе 1942 года. Открытие мемориала состоялось в день освящения Малой кенасы, а 9 мая 2004 года были установлены дополнительные плиты с фамилиями погибших.Караимский этнографический музей,
расположенный в одном из помещений бывшей религиозной школы, был открыт 10 августа 1996 года.
В экспозициях музея представлены предметы быта, одежда, посуда, мебель, элементы ритуалитета, уникальные документы и фотографии. Среди экспонатов можно увидеть караимские молитвенники, изданные в Венеции в 1528 году, и первопечатную книгу Крыма (1734 год), оригинальные предметы Крымской войны и вышивку XVII века. Пергаментный свиток Сефер-Тора украшают серебряные доски, а костюмы жениха и невесты дополняет брачный договор 1767 года. Экспонаты музея повествуют об истории, культуре, обычаях, языке и религии крымских караимов.
Во дворе мидраша (бывшей религиозной школы) работает кафе караимской национальной кухни "Караман".
В Восточном зале, а летом и на двух открытых площадках подают оригинальные караимские блюда, рецепты приготовления которых остаются неизменными в течение многих веков.
Туда была огромная очередь.
Так и не удалось нам попробовать знаменитых печеных караимских пирожков.
Пришлось покушать в расположенном рядом Где оригинально покушать в Евпатории? Еврейское кафе.
Название "Караман" присвоено кафе в память о Марке Моисеевиче Кумыш-Кара, открывшем во время оккупации Евпатории немецкими войсками во дворе мидраша благотворительную кухню для пропитания детей-сирот и одиноких стариков. Слово "караман" в переводе с караимского языка означает человека высокого роста и недюжинной силы. Именно так выглядел староста караимской общины периода оккупации М.М. Кумыш-Кара, за что и носил данное прозвище.
Традиции благотворительности не угасли и поныне: каждую субботу после молитвы все пенсионеры и инвалиды получают горячие обеды.
Вот и закончилась бесконечная заметка.
Продолжение следует......