Предыдущая заметка здесь: Западный Крым. Евпатория. Караимы. Кенасы
В той заметке в комментариях меня критиковали за очень длинный текст ("прямо целая энциклопедия").
Ну что же...
Идя навстречу пожеланиям некоторых читателей постараюсь писать лаконичнее.
На Караимскую улицу мы попали с перпендикулярной ул. Тучина.
Современная Караимская улица зарождалась тогда, когда шумный богатый город на северной оконечности Каламитского залива еще носил имя Гезлева (XV век), являясь одним из крупнейших черноморских портов Крымского полуострова с многонациональным и разноконфессионным населением.
Тогда-то и пролегла внутри крепостных стен извилистая дорога, соединявшая главные восточные ворота Одун Базар Капусу (ворота дровяного базара) с западной частью в районе Ак Мулла Капусу (ворота Белого муллы) — основного источника живительной влаги для всего многочисленного населения города.
Ворота Дровяного Базара это первые ворота древнего Гезлёва, которые очень сильно похожи на те, что возвели на этом месте в XV веке. Они простояли на этом месте 500 лет и были разоушены только в 1959 году. Многие евпаторийцы, кому за 60, еще помнят историческое сооружение Евпатории.
На протяжении веков (XV — XVIII столетия), являясь сосредоточием бурлящей внутри крепостных стен жизни и находясь вблизи от центральной привилегированной пролегавшей вдоль набережной части Гезлева, улица притягивала к себе внимание состоятельных купцов и торговцев достаточно обеспеченных чтобы позволить себе жить здесь.
Напряженность в русско-турецких отношениях, вылившаяся в XVIII веке в открытое противостояние, принесла Гезлеву и его архитектурному сердцу российское подданство под скипетром двуглавого орла и новых обитателей — извилистый ее уют пришелся по душе набирающей вес каримской общине города.
Так в скором времени (на заре XIX столетия) именно здесь появились главный храм этого немногочисленного, но пользующегося неограниченным влиянием в Евпатории религиозного сообщества, что не в последнюю очередь связано было с решением о переносе резиденции его духовного лидера, а как следствие – и перевод всех капиталов караимов, из Чуфут-Кале на берега Каламиткого залива. Средневековье Зап.Крыма. Бахчисарай. Монастырь. Чуфут Кале
В честь новых своих обитателей улица стала носить название Караимской.
Арка Караимской улицы Евпатории.
Конец XIX — начало ХХ веков становится эпохой ее расцвета — здесь помимо всевозможных зданий и сооружений, связанных с деятельностью караимской общины, появляются два прекрасных иудейских храма, а честь стать ее жителями выпадает лишь видным деятелям города.
Ветер перемен, сопровождающий становление нового советского общества на крымской земле (1920-е — 1930-е годы), перевел Караимскую улицу, не смотря на множество сохранившихся памятников архитектуры, в разряд заштатных — ведь храмы один за одним закрываются в рамках политики всеобщего атеизма, а прогрессивный культурный слой евпаторийской общины исчезает как класс. Да к тому же старые идеалы уступают место новым героям — ее переименовывают в честь погибшего в борьбе за революцию заместителя председателя Евпаторийского ревкома Василия Гордеевича Матвеева ( – 1919).
Почти столетнеее (до начала ХIХ столетия) пребывание на задворках истории пагубно сказались на архитектурных памятниках Караимской (историческое название возвращено на изломе тысячелетий) — часть из них пребывала в плачевном состоянии, другие же и вовсе растворились в пучинах времени.
Лишь на исходе первого десятилетия нового тысячелетия проблемой возрождения исторической жемчужины Евпатории государственные власти озаботились всерьез, когда в рамках туристического маршрута “Малый Иерусалим” (2007 год) была возвращена к жизни большая часть ее памятников.
Маршрут "Малый Иерусалим" Евпатории проходит и по извилистой змейке на карте Старого города
протяженностью почти в километр (950м) по имени Караимская улица.Начиная свой путь от крепостных ворот (Одун Базар Капусу) пешеходная часть сердца Старого Гезлева, медленно проплывая вдоль изящно украшенных фасадов небольших двориков направляет свои стопы к чудом уцелевшему комплексу Турецких бань, которые на своем пятисотлетнем веку успели повидать немало поколений евпаторийцев и гостей города со всех уголков мира.
Такое ощущение что гуляешь по улицам какого-то средиземноморского городка.
Молодцы евпаторийцы, что отреставрировали и вновь создали такую улицу.
Извилистая брусчатка шаг за шагом приближает нас
к ныне действующему городскому иудейскому храму – ремесленной синагоге Егия-Капай со звездами Давида в круглых окошках.Она также известна как Ремесленная, поскольку её построили в 1912 году на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах.
Над шестиконечной звездой, если внимательно присмотреться, можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.
Центральный вход в синагогу расположен с западной стороны здания. Следовательно, противоположная стена с алтарём ориентирована на восток. А точнее, на Иерусалим. Вот такая любопытная перекличка Малого Иерусалима в Евпатории с Иерусалимом настоящим!
Около двух десятилетий здание выполняло свойственные ему функции. Но в 1930 году советская власть закрыла синагогу — так же, как и храмы других религий. Долгое время помещение использовалось не по назначению (например, как складское). А во время Второй мировой войны фашисты и вовсе устроили здесь конюшню.
Лишь после обретения Украиной независимости здание вернули еврейской общине Евпатории. Начались длительные реставрационные работы. Наконец 16 августа 2003 года синагога Егия-Капай была вновь торжественно освящена (первое освящение состоялось в 1912 году при открытии). Её двери распахнулись для верующих. А заодно и для экскурсантов.
Вообще я люблю осматривать храмы разных конфессий.
Был в Буддийских и Мусульманских храмах, Протестанских и Католических, Православных и Армянских.Западный Крым.Евпатория.Армянская церковь.Мечеть ТахталыДжам
А вот в синагоге быть пока не сподобился.
С интересом захожу внутрь.
Ныне храм принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма, насчитывающей более 100 верующих. О прогрессивном иудаизме можете прочесть здесь: evpatori.ru/religioznye-obshh…
А для туристов здесь проводятся экскурсии. Как раз сейчас проходила экскурсия. Расказывают о кашерной пище и иудаизме.
Внутри показалось как-то уж очень скромно. На храм мало похоже.
Минимализм и ничего лишнего.
А здесь Вы видите таблички с упоминанием о спонсорах по восстановлению храма.
Первый раз в храме я увидел упоминание о спонсорах.
Мне храм показался каким-то американизированным что ли.
Может кто-то со мной не согласится...
Следующая заметка здесь: Евпатория. Ворота дровяного базара. Текие дервишей