Предыдущая заметка здесь....http://turbina.ru/authors/acvazul-V2…
Гезлёв (Евпаторию) в средневековье населяли турки и татары.
Но кроме них в городе также проживали греки, армяне, караимы, евреи, цыгане.
Каждая из национальных общин занимала свой квартал или район, центром которого был храм — церковь, кенаса или синагога.
Армянская церковь находится на нынешней Интернациональной улице, 44, на территории Дома престарелыхи инвалидов, в пяти минутах ходьбы от монастыря дервишей. Именно здесь когда-то располагался армянский квартал.
Поскольку он находился за пределами городской стены, то считался предместьем Гезлёва. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший город в середине XVII века, свидетельствовал: "Находится там один квартал гяуров армян, которые имеют там прекрасный храм".
О нынешней ли армянской церкви упомянул Э. Челеби? Нет, не о ней. Та, что сохранилась до наших дней, заложена значительно позже — в 1817 году.
Путешественник, стало быть, видел какую-то иную, но тоже каменную, ибо эпитет "прекрасный" в те времена мог относиться исключительно к каменному строению.
Где же находился храм, о котором оставил запись турецкий пилигрим?
Точного ответа на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1736 году, когда Гезлёв взяли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха, турецкий гарнизон и татарское население в панике покинуло город.
Уходя, турки и татары подожгли лавки христианских купцов и церкви. Пострадал среди прочих и армянский храм.
Адъютант Миниха капитан Г. Манштейн вспоминал, что его отряд "нашёл городские ворота отворёнными, а предместье в пепел превращенное". Упомянутое предместье — это и есть армянский квартал.
Русские войска ответили не менее жестокой волной поджогов.
Были разграблены и преданы огню татарские дома, мечети и дервишеские монастыри (их в городе тогда было три).
Когда спустя пять дней русская армия оставила город, татары вернулись к родным очагам, но вместо них увидели сплошные пепелища.
Началась расправа с христианами.
По всей видимости, именно тогда каменная армянская церковь св. Николая была превращена в один из мусульманских храмов, есть предположение что армянский храм стал основой современного текие дервишей.
Об этом храме в последующих заметках напишу.
Армянам пришлось думать о возведении нового молельного дома — на другом месте. Строить решили из дерева.
Довольно скоро вновь обретённый армянский храм освятили.
В "Справочной книжке города Евпатории и его уезда", изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: "Вне крепости находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами".
Упомянутая каменная церковь "с тремя вратами", заложенная в 1817-м, и есть та, которая сохранилась до наших дней.
Она, действительно, имеет три входа — западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с крестовыми сводами, причём западный был выше остальных и служил звонницей.
Сооружалась церковь довольно долго — постоянно не хватало денег.
Наконец, спустя два с небольшим десятилетия храм был торжественно освящён.
Кстати сказать, это полный аналог феодосийского храма, в котором крестился, венчался и был отпет великий художник-маринист Иван Айвазовский, армянин по происхождению.
Минуло несколько лет, началась Крымская война.
Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск.
В армянской церкви стал на постой французский гарнизон.
Некоторые солдаты сочли необходимым увековечить пребывание в этих стенах, нацарапав штыками свои имена на фасаде храма...
По окончании войны евпаторийские армяне оштукатурили свою церковь. Все следы, напоминавшие о пребывании здесь неприятеля, были стёрты.
Прошло полтора столетия. Уже в наши дни штукатурка начала потихоньку осыпаться.
Во время проведения реконструкции строители сбивали старую штукатурку, и на одном участке открылись французские "автографы".
Чётко видна дата — 1855 год, а также несколько имен: Шарль, Ришар, Филипп... Эти надписи можно увидеть и сегодня (справа от западного входа в церковь).
В путеводителях армянский храм нередко называют православным. Это не совсем правильно. Дело в том, что Армянская апостольская церковь возникла ещё в 301 году, до раскола христианства на восточное и западное, на православие и католицизм.
Церковь зовётся армяно-григорианской — по имени своего основателя епископа Григора. Так что о евпаторийском храме по улице Интернациональной, 44 правильнее говорить, что это армяно-григорианская церковь.
При советской власти храм был отобран у верующих и использовался отнюдь не для богослужений.
Силами армянской общины проведены восстановительные работы.
Такие плиты называются «хачкары».
Это слово образовано двумя армянскими корнями: «хач» — крест и «кар» — камень.
Такой хачкар стоит и возле армянской церкви.
Начиная с 11 века Хачкары в Армении устанавливали по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто — могильными памятниками.
Центральный символ любого хачкара — процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест.
Такой крест — и орудие казни, и символ новой, вечной жизни, путь к которой открыло искупительное самопожертвование Бога.
Под крестом на хачкарах высекают круг. Это зерно легло в землю и там умерло, чтобы дать начало новой жизни.
Внутреннее убранство армянской церкви Сурб-Никогайос выглядит современно.
Это является результатом варварской эксплуатации храма как подсобного помещения в советские времена.
Но армянская община Евпатории отныне имеет собственное святое место для общения с богом.
И прекрасно то, что еще одно сооружение, скоро отмечающее свое двухсотлетие, открыто для посещения в Евпатории.
Неподалеку от Текие дервишей находится мечеть XIX века Тахталы Джами.
Она располагается в неотреставрированной части города на частной территории.
Раньше в ней проводили богослужения евангелисты.
Сейчас здесь живет татарская семья. Это их частная собственность.
Заметив наш интерес к храму, женщина в татарской одежде (видимо хозяйка здания) любезно пригласила нас осмотреть мечеть и дала с собой почитать исламский журнал.
Видимо туристы заходят сюда частенько и журналы эти наготове.
Здесь же во дворе находились любопытные татарские дети.
Внутри все выглядело так, как будто богослужения здесь происходят каждый день.
Продолжение об Евпатории следует....
Следующая заметка здесь turbina.ru/authors/acvazul-V2…