Евпатория

Евпатория

LAT
  • 45.19909N, 33.37475E
  • Я здесь был
    Было: 346
    Хочу посетить
    450

    55 материалов по 9 объектам,  1 153 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    5
    acvazul-V2010
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 28 ноя 2010

    Западный Крым.Евпатория.Армянская церковь.Мечеть ТахталыДжам

     
    20 сентября 2014 года|| 7| 32325

    Предыдущая заметка здесь....http://turbina.ru/authors/acvazul-V2…

    Гезлёв (Евпаторию) в средневековье населяли турки и татары.
    Но кроме них в городе также проживали греки, армяне, караимы, евреи, цыгане.
    Каждая из национальных общин занимала свой квартал или район, центром которого был храм — церковь, кенаса или синагога.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Армянская церковь находится на нынешней Интернациональной улице, 44, на территории Дома престарелыхи инвалидов, в пяти минутах ходьбы от монастыря дервишей. Именно здесь когда-то располагался армянский квартал.

    Поскольку он находился за пределами городской стены, то считался предместьем Гезлёва. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший город в середине XVII века, свидетельствовал: "Находится там один квартал гяуров армян, которые имеют там прекрасный храм".
    О нынешней ли армянской церкви упомянул Э. Челеби? Нет, не о ней. Та, что сохранилась до наших дней, заложена значительно позже — в 1817 году.

    Путешественник, стало быть, видел какую-то иную, но тоже каменную, ибо эпитет "прекрасный" в те времена мог относиться исключительно к каменному строению.

    Где же находился храм, о котором оставил запись турецкий пилигрим?
    Точного ответа на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1736 году, когда Гезлёв взяли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха, турецкий гарнизон и татарское население в панике покинуло город.
    Уходя, турки и татары подожгли лавки христианских купцов и церкви. Пострадал среди прочих и армянский храм.
    Адъютант Миниха капитан Г. Манштейн вспоминал, что его отряд "нашёл городские ворота отворёнными, а предместье в пепел превращенное". Упомянутое предместье — это и есть армянский квартал.

    Русские войска ответили не менее жестокой волной поджогов.
    Были разграблены и преданы огню татарские дома, мечети и дервишеские монастыри (их в городе тогда было три).
    Когда спустя пять дней русская армия оставила город, татары вернулись к родным очагам, но вместо них увидели сплошные пепелища.
    Началась расправа с христианами.
    По всей видимости, именно тогда каменная армянская церковь св. Николая была превращена в один из мусульманских храмов, есть предположение что армянский храм стал основой современного текие дервишей.
    Об этом храме в последующих заметках напишу.

    Армянам пришлось думать о возведении нового молельного дома — на другом месте. Строить решили из дерева.
    Довольно скоро вновь обретённый армянский храм освятили.
    В "Справочной книжке города Евпатории и его уезда", изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: "Вне крепости находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами".

    Упомянутая каменная церковь "с тремя вратами", заложенная в 1817-м, и есть та, которая сохранилась до наших дней.
    Она, действительно, имеет три входа — западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с крестовыми сводами, причём западный был выше остальных и служил звонницей.

    Сооружалась церковь довольно долго — постоянно не хватало денег.
    Наконец, спустя два с небольшим десятилетия храм был торжественно освящён.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Кстати сказать, это полный аналог феодосийского храма, в котором крестился, венчался и был отпет великий художник-маринист Иван Айвазовский, армянин по происхождению.

    Минуло несколько лет, началась Крымская война.
    Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск.
    В армянской церкви стал на постой французский гарнизон.
    Некоторые солдаты сочли необходимым увековечить пребывание в этих стенах, нацарапав штыками свои имена на фасаде храма...
    По окончании войны евпаторийские армяне оштукатурили свою церковь. Все следы, напоминавшие о пребывании здесь неприятеля, были стёрты.

    Прошло полтора столетия. Уже в наши дни штукатурка начала потихоньку осыпаться.
    Во время проведения реконструкции строители сбивали старую штукатурку, и на одном участке открылись французские "автографы".
    Чётко видна дата — 1855 год, а также несколько имен: Шарль, Ришар, Филипп... Эти надписи можно увидеть и сегодня (справа от западного входа в церковь).

    В путеводителях армянский храм нередко называют православным. Это не совсем правильно. Дело в том, что Армянская апостольская церковь возникла ещё в 301 году, до раскола христианства на восточное и западное, на православие и католицизм.
    Церковь зовётся армяно-григорианской — по имени своего основателя епископа Григора. Так что о евпаторийском храме по улице Интернациональной, 44 правильнее говорить, что это армяно-григорианская церковь.

    При советской власти храм был отобран у верующих и использовался отнюдь не для богослужений.

    0

    Автор: acvazul-V2010

    Силами армянской общины проведены восстановительные работы.

    Такие плиты называются «хачкары».

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Это слово образовано двумя армянскими корнями: «хач» — крест и «кар» — камень.
    Такой хачкар стоит и возле армянской церкви.

    Начиная с 11 века Хачкары в Армении устанавливали по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто — могильными памятниками.

    Центральный символ любого хачкара — процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест.
    Такой крест — и орудие казни, и символ новой, вечной жизни, путь к которой открыло искупительное самопожертвование Бога.
    Под крестом на хачкарах высекают круг. Это зерно легло в землю и там умерло, чтобы дать начало новой жизни.

    Внутреннее убранство армянской церкви Сурб-Никогайос выглядит современно.

    0

    Автор: acvazul-V2010

    0

    Автор: acvazul-V2010

    0

    Автор: acvazul-V2010

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Это является результатом варварской эксплуатации храма как подсобного помещения в советские времена.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    0

    Автор: acvazul-V2010


    Но армянская община Евпатории отныне имеет собственное святое место для общения с богом.
    0

    Автор: acvazul-V2010


    И прекрасно то, что еще одно сооружение, скоро отмечающее свое двухсотлетие, открыто для посещения в Евпатории.

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Неподалеку от Текие дервишей находится мечеть XIX века Тахталы Джами.
    0

    Автор: acvazul-V2010

    0

    Автор: acvazul-V2010

    0

    Автор: acvazul-V2010


    Она располагается в неотреставрированной части города на частной территории.

    Раньше в ней проводили богослужения евангелисты.
    Сейчас здесь живет татарская семья. Это их частная собственность.
    Заметив наш интерес к храму, женщина в татарской одежде (видимо хозяйка здания) любезно пригласила нас осмотреть мечеть и дала с собой почитать исламский журнал.

    Видимо туристы заходят сюда частенько и журналы эти наготове.

    Здесь же во дворе находились любопытные татарские дети.

    Внутри все выглядело так, как будто богослужения здесь происходят каждый день.

    Продолжение об Евпатории следует....

    Следующая заметка здесь turbina.ru/authors/acvazul-V2…

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    20 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Евпатория
    сообщить модератору
      Наверх