И снова здравствуйте.
Предыдущая заметка здесь turbina.ru/authors/acvazul-V2…
Сегодня снова о Евпатории.
В Евпатории же, как в одном из крупных торговых портов, численность представителей далекой средиземноморской Греции начала увеличиваться год от года с переходом Крыма под скипетр двуглавого орла (манифест от 19 апреля 1783 года).
Именно тогда и началось зарождение религиозной общины, храм которой в скором времени украсил городскую набережную рядом с центральной архитектурной доминантой старого Гезлева — мечетью Джума Джами.
Религиозные вопросы евпаторийской греческой диаспоры, численность которой к началу ХХ века достигла почти трети городского населения, с каждым годом нового столетия набирали все больший социальный вес.
Так, не смотря на строительство на месте прежней христианской твердыни (разобрана в виду ветхости) нового Николаевского собора и назначении греческого священнослужителя, община настойчиво продолжала ходатайствовать о сооружении собственного храма, где богослужения велись бы в соответствии с канонами принятыми в далекой Элладе.
Целых семь лет тяжелого труда, нехватки средств, нового займа в условиях неопределенности Первой мировой, а потом и Гражданской войны продолжалось возведение храма на городской набережной.
Среди всех тягот и мрака разрухи завершение нового дома Господнего стало лучиком света для греков Евпатории в 1918-ом.
Но освящение (18 июля 1918 года) церкви святого Ильи было лишь первой ступенью на нелегком пути выживания греческой религиозной общины в условиях политики повального атеизма, проводимой новой государственной властью.
Вплоть до 1937 года прихожане активно боролись за свой оплот веры — храм не единожды закрывался под благовидными предлогами, но вера и греческое консульство, к которому относилась часть оставшихся в СССР прихожан, преодолевали напор властей.
Не смотря на отчаянное сопротивление, последние защитники церкви святого Ильи в Евпатории все же были вынуждены отказаться от борьбы, оставив храм в руках безбожной власти, которая в срочном порядке разместила в этих стенах спортивный клуб дабы полностью уничтожить напоминание об их религиозном былом.
Годы немецкой оккупации начиная с 1941-го ознаменовались началом нового, хотя и не продолжительного периода, возрождения греческого оплота веры — его вновь открыли, а по окончании военных действий и обновили, проведя текущий ремонт и выполнив заново внутри храмовые росписи.
Однако, не смотря на проведенные работы, спустя два десятилетия после второго открытия (1962 год) в следствии возобновления политических преследований религии евпаторийскую церковь святого Ильи вновь закрывают — в ее стены возвращается спортивный зал общества “Спартак”, и все напоминания о культовом служении безжалостной рукой уничтожаются, когда была стерта с лица земли храмовая колокольня, а уникальные фрески забеливаются, внутренний объем разделяют новые междуэтажные перекрытия, а церковная утварь исчезает без следа.
О ценности здания в архитектурном его значении вспомнили лишь в 1984 году, когда греческий оплот веры был взят на государственный учет как памятник архитектуры, что стало первой ласточкой новой эпохи в его судьбе: год спустя эти стены покинул спортзал, сразу после чего начали разрабатываться планы по переоборудованию их под органный зал, которым, в прочим, так и суждено было остаться лишь на бумаге, ведь христиане уже начали борьбу за свой храм.
1990 год, наконец , ознаменовался победой веры над атеизмом — церковь святого Ильи вернулась к своим первоначальным владельцам — греческой общине Евпатории.
Так начался длительный период возрождения обители Бога к жизни: пороведена реконструкция здания для соответствия его высокому назначению, заново создана настенная живопись, свое место занял резной алтарь, но апофеозом на заре нового тысячелетия (2002 год) становится отстроенная заново на деньги меценатов колокольня с семью колоколами.
Крестово-купольный не оштукатуренный храм из местного известняка в византийском стиле в самом сердце евпаторийской набережной построен с тонким расчетом доминирования над окружающим пейзажем со стороны моря.
Внешние фасады ориентированной с северо-востока на юго-запад греческой церкви Евпатории украшены по трансепту большими трехарочными окнами с архивольным завершением под знаменем креста, а в нише портала над центральным входом покоится изображение того,чье имя носит храм.
Движемся по Евпатории дальше.
Памятник большевику Давиду Лейбовичу Караеву (1882-1918 г.г.), возглавлявшего Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в Евпатории.
Большевики, члены Евпаторийского революционного комитета Евпатории, как и Давид Караев, были убиты контрреволюционерами в 1918 году
Здесь памятник в честь неудачного евпаторийского десанта в январе 1942 года.
История этого десанта, услышанная В.Высоцким в Евпатории, вдохновила его на песню "Черные бушлаты".
Есть музей в Евпатории, посвященный этому десанту, где звучит фоном эта композиция, но осмотреть музей я не успел.
Подробно о Евпаторийском десанте здесь: topwar.ru/24825-evpatoriyskiy…
Почитайте по этой ссылке, очень волнующая история.
Порт.
А в этом доме жила Ахматова.
На улице Дувановской, около евпаторийского краеведческого музея, расположена евпаторийская стеклянная пирамида.
Она установлена над раскопками древней Керкинитиды, открытыми при проведении земельных работ.
Стеклянная пирамида в Евпатории стала одной из визитных карточек города и является узнаваемым элементом на снимках, посвященных Евпатории.
К тому же она расположена на одной из самых известных улиц Евпатории — Дунановской, названной в честь С.Э. Дувана, многие годы управлявшего Евпаторией до революции, и сделавшего для Евпатории много полезного.
Рядом с пирамидой скифские артефакты.
Это каменные фигуры и фрагменты фигур.
Летом 2009 года для всех желающих открыл свои врата Парк Живых скульптур, расположенный на территории санатория «Ударник».
Удивительные артисты, неотличимые от настоящих памятников, тёплыми летними вечерами дают в нём незабываемые волшебные представления.
Оживая в самый неожиданный момент, они привлекают внимание прохожих, удивляя их и заставляя улыбнуться.
Каждый день актёры меняют свои образы и перевоплощаются в других персонажей, не давая зрителям заскучать.
Восторженные взрослые подшучивают над детьми, не желающими верить в то, что статуи живые, и выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться вместе с такими необычными достопримечательностями.
Впервые я такое увидел в Барселоне на Ла-Рамла.
Теперь, видимо во многих курортных городах можно увидеть такие представления.
В самом начале набережной, в районе ул. Фрунзе, была воздвигнута скульптура Геракла – новый символ Евпатории.
Геракл здесь курортник, пьющий вино.
Сфотографироваться с мужественным героем античных мифов считается хорошей приметой.
Театральная площадь Евпатории — это одна из достопримечательностей города Евпатория (Керкентида, Гезлев).
Первое, на что обычно обращают внимание, это пантеон основателей города.
Эти монументы отображают основные вехи в истории Евпатории.
Здесь turbina.ru/authors/acvazul-V2… история города.
Здесь Вы можете увидеть Геродота, который одним из первых упомянул древнюю Керкинитиду в своих сочинених,
Митридата VI Евпатора — понтийский царь, который освободил Керкинитиду от скифов,
Мехмета II — турецкого султана, который приказал построить крепость Гезлёв,
Екатерину II — русскую царицу, по указу которой город получил название Евпатория.
История герба Евпатории.
На главной площади Евпатории — Театральной площади – пламенеет священный огонь из Олимпии – подарок греческого города-побратима Закинтоса.
В 2003 году, в год празднования 2500-летия Евпатории, священный олимпийский огонь вместе с иконой святого Дионисия был доставлен кораблем ВМС Украины из Греции, родины эллинов, основателей Керкинитиды.
По внешнему облику и внутренней отделке, выполненной в неоклассическом стиле, Евпаторийский городской театрявляется одним из лучших театров юга России.
Справа от здания театра установлен монумент Герою Советского Союза генерал-майору авиации Николаю Александровичу Токареву (1907 – 1944 г.г.), погибшему под Евпаторией.
А здесь скоро будет стоять памятник А. С. Пушкину.
Простейшие солнечные часы показывают солнечное время, а не местное, то есть, не учитывают деление Земли на часовые пояса. Пользоваться ими можно только днём и при наличии Солнца.
В настоящее время существует много типов солнечных часов, но они, по прямому назначению практически не используются, и уступили место различным видам других часов.
Любопытно, что самые большие солнечные часы сегодня находятся в Джайпуре (Индия) и представляют собой часть обсерватории, построенной в 1724 году.
Их стрелка – это лестница длиной 387, 140 метров, тень которой передвигается по полукруглому экваториальному циферблату со скоростью около 30 сантиметров каждые 5 минут. Этому циферблату присвоено индийское имя Самрат Янтра.
Часы построены в 18-ом веке Махараджей Джай Сингхом II(1686-1743).
Лестничный пролет поднимается в вышину на 90 футов и по существу является гномоном, указателем солнечных часов. Судя по всему, это самые большие солнечные часы на планете Земля.
Надо сказать, что солнечные часы Евпатории являются адаптированной к географической широте города копией металлических часов джайпурской обсерватории.
Их циферблат в форме полукольца с нанесенными внутри цифрами. Гномон и циферблат имеют наклон, соответствующий географической широте расположения Евпатории, выраженной в градусах.
Продолжение достопримечательностей Евпатории следует...