• Из интернета
  • Из интернета
  • Из интернета
  • Из интернета
  • Смагул Мунтаев, основатель центра русской и казахской культур
  • Из интернета
  • Из интернета
  • Из интернета
  • Из интернета
...
2
Смагул Мунтаев, основатель центра русской и казахской культур Эльтон, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Смагул Мунтаев, основатель центра русской и казахской культур

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Эльтон

    Эльтон

    LAT
  • 49.12939N, 46.84038E
  • Я здесь был
    Было: 10
    Хочу посетить
    377

    21 материал по 9 объектам,  467 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Hanya 266
    TAY 57
    urik 25
     
    архитектура, памятники, парки, музеи, выставки, развлечения, другое
    • GPS
    • Россия, Россия Волгоградскиая область поселок Эльтон ул. Геологов, 56, Этнографический центр Алтын-Нур
    Фотографии
    Карта
    113 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (5) помощь
    Hanya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 19 июл 2009

    Музей "Алтын-Нур" Смагула Мунтаева, казаха из России.Ч.60

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки, музеи, выставки, развлечения, другое
    7 июня 2023 года||
    GPS
    |6 (3)| 24| 4287

    Этот совет является частью дневника «ПОКА НА МЕСТЕ НИЧТО НЕ ДЕРЖИТ, И НЕ НАСКУЧИЛ МИР ЭТОТ МНЕ…»

    5
    После купания (Большая Сморогда. Сладку ягоду ели вместе… Ч.59) мы, было, думали, что на этом сегодня экскурсионная программа будет закончена, но не тут-то было. Оказалось, что Лена, не надеясь на обнаружение рапы и соответствующих дневных фото с отражениями, изменила программу, перенеся время посещение этнографического музея «Алтын-Нур» на вечер.
    0

    Автор: Hanya


    Иногда бывает так, что плохо подготовившись к посещению какого-то места, ты пропускаешь что-то интересное. А бывает и наоборот, как было с этим музеем. Если бы мы заранее прочли противоречивые отзывы о нем, мы бы могли пропустить очень интересный музей о культуре и традиции казахов и русских, а также об истории озера Эльтон и ее жителях разных времен.
    Смагул Мунтаев, основател
    2

    Автор: Hanya

    Смагул Мунтаев, основатель центра русской и казахской культур


    Итак, нужно сказать, что собственно это частный музей, который был основан местным учителем Смагулом Мунтаевым, который всегда ратовал за то, чтобы дети знали свои корни, свои традиции и историю.
    Из интернета
    0

    Автор: Hanya

    Из интернета


    Будучи казахом по национальности, он родился в семье переселенцев из Западного Казахстана в 30-е годы прошлого века. Он рос вдалеке от своей исторической Родины и в какой-то момент уже взрослой жизни понял, что и другие дети-казахи плохо знали обычаи и историю казахского народа. И вот уже 16 лет он занимается продвижением национальных традиций в своем регионе. Подвигло его на это, как он говорит сам, в какой-то мере стихи Мухтара Шаханова, и я приведу их, потому что они очень верно отражают суть каждого человека, какой бы он ни был национальности:
    3

    Автор: Hanya


    «Ведь у человека на долгом и трудном пути,
    Помимо матери той, что его родила,
    Есть Четыре Матери, словно четыре крыла:
    Родная земля — наша суть и основа основ,
    И слово родное, пришедшее к нам от отцов,
    Богатство души и обычаи — благостный след,
    Горящий для нас через тьму поколений и лет...»
    .

    Человек действия, сперва он нашел верблюда и стал возить на нем туристов на Эльтон. Там он накрывал им поляну, угощая баурсаками с чаем, и беседовал с людьми. Вот в одной такой поездке и родилась идея купить в Казахстане юрты и рассказывать о казахской культуре больше. Так в его доме появились две юрты.
    2

    Автор: Hanya


    Прежде чем зайти в юрту, мы следуем за ним направо, и видим на циновке круг, выложенный из косточек животных. Это альчики, которые используются для игр и гадания в Центральной и Средней Азии, Монголии и Бурятии. Игра в асык (или альчик по-русски) немного схожа с русской национальной игрой в бабки, она развивает глазомер, вырабатывает ловкость.
    0

    Автор: Hanya


    Под навесом разложены сувениры, лапоточки и домовые, а также магнитики. И поверх всего этого возлежит рыжий нахал.
    1

    Автор: Hanya


    Уважительно сняв обувь, мы заходим внутрь юрты, в которой хозяин собрал небольшой музей казахского народа. Там есть предметы быта, костюмы, национальные инструменты. Некоторые из них он купил, а некоторые сделал сам, потому что их сложно было найти.
    2

    Автор: Hanya


    Тогда я еще ничего не знала о том, как устроена юрта, и поэтому сделала фото круглого отверстия наверху. Только через год в ходе путешествия в Киргизию, я узнала что это и для чего устроено (Ночевка в юрточном лагере от Тони и ее сад. Ч.43).
    1

    Автор: Hanya


    Под неторопливый рассказ Смагула мы оглядываемся по сторонам, и надо сказать, что здесь есть, на что посмотреть!
    2

    Автор: Hanya


    Это и разные музыкальные инструменты, и головные уборы.
    2

    Автор: Hanya


    А есть и чучела местных птиц.
    1

    Автор: Hanya


    Детская люлька.
    1

    Автор: Hanya


    Меха местных животных.
    2

    Автор: Hanya

    .
    1

    Автор: Hanya


    Необычной формы кожаные меха для жидкостей, торсык. Этот сосуд использовался для кумыса или другой жидкости.
    2

    Автор: Hanya


    Его делали из кожи верблюда, быка, оленя, а горловина затыкалась деревянной пробкой. Ценность такого сосуда в том, что он при падении не разбивался, и драгоценная жидкость не выливалась. Хитрость степных жителей и предусмотрительность привела к такой необычной форме сосуда, чтобы в нем сохранилось хоть сколько-то жидкости, если он падал с открытой пробкой.
    3

    Автор: Hanya


    Одних только женских головных уборов здесь множество, и все они яркие и разных форм и фасонов.
    2

    Автор: Hanya


    Я очень уважаю таких чистых и светлых людей, которые целью своей жизни сделали не просто бизнес, приносящий доход, а вложили в него дух и духовность.
    2

    Автор: Hanya


    Смагул рассказывает секреты семей у казахов. Например, очень важно при знакомстве молодых узнавать не только имя, но и род. И если они оказываются из одного рода, то о свадьбе можно забыть, а их отношения становятся братскими. Исторически в Казахстане население состояло из трех жузов (племенных групп) – старшего, среднего и младшего. И каждый казах знает не только свой род, но и племя, имя которому дано в память давнего предка.
    3

    Автор: Hanya


    Мы внимательно слушаем рассказ Смагула и для меня было интересно узнать о том, что когда хозяин юрты уходил в мир иной, то по традиции разбирался купол (шанырак) и ставился на землю, перед юртой. Именно поэтому в казахской культурной традиции пожелание хозяину юрты «Чтобы твой шанырак да никогда не опускался на землю!».
    Из интернета
    1

    Автор: Hanya

    Из интернета


    Юрта накрывалась кошмой, которая валялась из овечьей шерсти, и Смагул говорит, что конкретно его кошмы относятся к 1947 году и частично к 1960, и они служат до сих пор. Оказалось, что жиропотовой запах овечьей кошмы отпугивает змей, скорпионов, каракуртов, что очень важно в степях и пустынях. Овечья кошма спускалась до самой земли, и ядовитые представители фауны никогда не заползали в юрту. При этом лучше всего валять кошму летом, потому что в это время в овечьей шерсти содержится максимальное количество жиропотов. Кроме этого, они обладали свойствами отталкивать воду, которая скатывалась с юрты «как с гуся вода».
    1

    Автор: Hanya


    Смагул обращает наше внимание на висящую плетку (камшы), которая является обязательным атрибутом в любом доме казахов, пусть в городе, пусть в ауле. Эта плеть висит в видном месте, является реликвией семьи, оберегом от нечистой силы и разделителем на женскую и мужскую половину. Любой путник, увидев эту плеть, понимал, что в доме есть хозяин, и обида, причиненная домочадцам, может опозорить не его, а сразу целый род. Так рождалось уважение к другим.
    Из интернета
    1

    Автор: Hanya

    Из интернета


    Мы все знаем, как уважают на востоке стариков, так и в юрте почетное место возле камши предназначалось самому пожилому человеку, При полном круге сидящих у казахов совершенно немыслимо, чтобы мальчик или юноша занял бы не свое место. Все они знают, что от порога до плетки лежит вся жизнь, и это тоже наглядно учит уважению к старшим и их немощам. Если кто-то нарушит эту традицию, то придет время и через него перешагнут, ведь он дал для этого когда-то повод. И даже дедушки, любящие своих внуков никогда не возьмут мальчика-ребенка к себе, чтобы не подать ненужный и опасный пример. А вот бабушка может посадить рядом с собой внучку, такое вот гендерное неравноправие, основанное на вековой мудрости народа. А все потому, что девочек в доме считают гостьями, и когда-никогда они покинут родительский дом. И там ее уже посадят вокруг очага в соответствии с ее возрастом, и она пройдет свой жизненный путь от порога до камши в доме родственников мужа.
    Из интернета
    1

    Автор: Hanya

    Из интернета


    Мы сидим на кошме и рассматриваем музыкальные инструменты, висящие на стене, а Смагул рассказывает про каждый из них. Здесь и домбра, родственник русской балалайки. И смычковый кобыз. Часть музыкальных инструментов Смагул сделал собственными руками, которые у него растут откуда надо. Ему хотелось, чтобы его ученики знали об инструментах предков. Для этого он специально ездил в Алма-Ату, купил книги, изучал их и делал по древней технологии. Он рассказывает нам, что у казахов есть древний семиструнный щипковый инструмент с названием жетыген. По форме он напоминает наши гусли, а под каждую струну ставятся асыки (надкопытную кость овцы), передвигая которые можно настраивать инструмент.
    Из интернета
    3

    Автор: Hanya

    Из интернета


    Еще в его коллекции есть шертер, тоже древний струнно-щипковый инструмент, струны для которого Смагул делал из конского волоса.
    Из интернета
    2

    Автор: Hanya

    Из интернета


    Показал он нам и колокольчики, у каждого из которых был свой звук, которым сзывали матери своих детей на ужин перед сном. Чувствуется любовь этого учителя к тому, что он делает, потому что он даже говорит, что без образцов инструментов их название были бы пустым звуком для нас, а так хоть что-то визуально запомнится. И это правда и правильно, и я по-хорошему рада за тех детей, которых учил Смагул.
    2

    Автор: Hanya


    Он переводит взгляд от одного предмета к другому, и мы поворачиваем головы за его рассказом. Доходит дело и до рассказа о неотъемлемой части казахского быта, которой является бесик (колыбель). И тут нас ждал сюрприз, потому что одна из нас давно взяла две палочки-косточки, лежащие в люльке и вертела их, не понимая для чего же они нужны.
    1

    Автор: Hanya


    С хитринкой в глазах, Смагул спрашивает у нас, что мы думаем об этих косточках, и мы предполагаем, что это детские погремушки. Мы даже предположили, что это свистульки, в которые дули родители, потому что у костяшек были отверстия, причем одно было поменьше, а другое побольше и покрыто бархатом.
    1

    Автор: Hanya


    Держитесь крепче, оказалось, что это шумек, аналог современных памперсов. Делается эта мочеотводная трубочка из бедра задней ноги барана, причем она различается по форме для девочек и мальчиков. Дно люльки имеет отверстие, в которое одним концом вставляется шумек, а в другой конец, в его небольшое отверстие вкладывается детский писюн. Под дырку в люльке ставят горшок, и моча ребенка стекает в него по косточке. В условиях степи, где вода на вес золота, такие приспособления решали вопрос гигиены младенца.
    youtu.be/pYh-z2RyQ38
    Сидеть на полу нам непривычно, и вскоре все мы вытягиваем ноги вперед, и это становится для Смагула знАком, что пора заканчивать рассказ и переходить во вторую юрту — Музей «Алтын-Нур» и его восточный дастархан. Ч.61.

    Продолжение следует...
    • Адрес:

      Россия
      Волгоградскиая область
      поселок Эльтон
      ул. Геологов, 56,
      Этнографический центр Алтын-Нур

    • Дополнительная информация:

      Телефон для записи в музей: Смагул +7 (937) 537-31-57

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    29 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Эльтон
    сообщить модератору
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      8 июн 2023, 22:59
      удалить
      Таки удивила памперсами! Вот умельцы!
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      9 июн 2023, 12:11
      удалить
      Сама была в шоке
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      21 авг 2023, 23:22
      удалить
      Обожаю такие музеи. Очень полезная заметка — в копилку
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      23 авг 2023, 09:56
      удалить
      Спасибо, Николай! Я сама не ожидала такого впечатления, и вправду достойно посещения!
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      24 авг 2023, 13:38
      удалить
      Трепетно отношусь к бессеребрянникам! Не так их много на земле. Смагул чистый, открытый сердцем человек!
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      24 авг 2023, 21:30
      удалить
      Да, Майнур, Смагул -это пример неравнодушия к культурам соседей
    Наверх