- GPS
- Индонезия, Yogyakarta
Долина Царей, или храмовый комплекс Прамбанан на Яве. Ч.16
Этот совет является частью дневника «"Морями тёплыми омытая, лесами древними покрытая, страна родная Индонезия..."»
«Храмовый комплекс Прамбанан лежит в центре равнины, усеянной развалинами древних сооружений, известной у местных жителей как «Долина царей». Построенный в 856 году с целью увековечить победу индуистского царя Ракаи Пикатана над последним буддийским царем из династии Шайлендра, Прамбанан стал местом погребения царей династии Санджая. Вскоре после его строительства, комплекс храма был оставлен, и начал стремительно разрушаться. Большая часть храмов была разрушена во время извержения вулкана Мерапи в 1006 г. Это было сочтено дурным предзнаменованием. Восстанавливать разрушенное не стали.
Реконструкция Prambanan началась только в 1918 году, и хотя работа в основном была закончена к 1953 году, реставрационные работы ведутся и поныне. Прамбанан многими считается самым изысканным из индонезийских исторических памятников».
Надо сказать, что комплекс Прамбанан, будучи крупнейшим индуистским храмом Джокьякарты, расположенный в Центральной Яве, состоит из 224 храмов, разбросанных по равнине ландшафтного парка. Более того, это крупнейший индуистский храм в Индонезии и один из самых больших в Юго-Восточной Азии. Недаром ЮНЕСКО включил этот храм в список объектов Всемирного наследия.
Храм также известен как Канди Rara Jonggrang или Лоро Джонггранг, потому, что это имя связано с местной легендой о принцессе Jonggrang Rara, которая попросила принца Bondowoso построить тысячу храмов за одну ночь. Легенда есть легенда, и ее трудно доказать из-за отсутствия исторических объектов или надписей. Что известно точно, это то, что строительство Прамбанана было ответом индуистской династии Санджая на буддийский храм Боробудур.
Храмы комплекса не просто так разбросаны по плато, они образуют три двора, соединенные воротами-гопурами. В первом дворе зданий нет, во втором и третьем их уже 224. В центре всего этого архитектурного великолепия находится самый большой квадрат, состоящий из 50 крупных храмов.
Ирован делает чудесные фотографии с нами: панорамные и крупным планом. На подступах к самим храмам аккуратно, как на строительной площадке разложены камни, из которых собственно состояли ранее разрушенные ныне храмы древности. И вот здесь-то и становится наглядно видно, как безвестные строители древних веков без цемента умудрялись скреплять каменные блоки, укладывая их друг на друга, используя «замок» в виде «выемка-выступ».
Вход в центральную часть оборудован смотровой площадкой, и мы взбираемся на нее по лестнице. Из последних сил терпим солнце, слепящее глаза, но получить хорошие фотографии сложно, то мешает металлическое ограждение площадки, то башня неожиданно «прорастает» над головой от плохо выбранного ракурса.
Идея единства созидания, сохранения и разрушения (Тримурти) представлена здесь тремя храмами великих индийских божеств. Это святилища, посвященные Шиве, Вишну и Брахме.
Перед каждым из этих храмов находятся меньшие по размеру храмы, посвященные ездовым животным этой троицы: Нанди, Хамса и Гаруды. Стены самой высокой постройки Индонезии периода средневековья украшены рельефами, сюжеты которых взяты из «Рамаяны».
Собственно название Лоро Джонггранг (Стройная Дева) относится к храму Шивы, и он наиболее посещаем туристами. Но мы первым осматриваем храм быка Нанди — ездового животного Шивы, который расположен напротив храма Шивы — бога разрушителя.
Хорошо, что рядом с храмами есть стенды с их названиями и описанием.
Этот храм был реставрирован в 1991-1993 годах, внутри него находится единственная сохранившаяся статуя, и посвящена она быку.
Следующим находим храм Хамса или Ангса (лебедя), являющегося ездовым животным Брахмы. Напротив него находится храм, посвященный богу создателю – Брахме. Внутри него находится 4-хликое божество, а его стены снаружи со всех сторон украшены рельефами, посвященными сюжетам Рамаяны.
К нашему сожалению, самый большой (высотой 47 м) храм Шивы скрыт от глаз лесами, и даже проход к нему закрыт. Посвященный богу Шиве-разрушителю, он также украшен рельефами с сюжетами из Рамаяны, а ввысь тянутся 4 башни, украшенные статуями. Следующим туристам повезет больше, когда снимут леса после реставрации, взору откроется прекрасный храм с роскошной декоративной отделкой. Могу только привести слова из путеводителя:
«Цетырехрукий Шива Махадева изображен в облике молодого человека, богато украшенного ожерельями, подвесками, браслетами, в легкой одежде из тонкой ткани, облегающей ноги. В высокой прическе изображение черепа».
Здание храма Шивы разделено на три части по вертикали, каждая из которой символизирует соответственно нижний мир обычных людей, мир предков (подземный), и место, где живут Боги. И кто бы сомневался, что в целом храм представляет гору Меру.
Если бы не леса и пленка, то мы бы увидели Льва рядом с деревом Калпатару, или древом жизни, и с небесными существами Кинарой и Кинари, а также орнамент небесных существ и растений. После входа на лестницу, посетители должны обойти по часовой стрелке вокруг храма, чтобы увидеть рельефные истории из Рамаяны. Храм Шивы состоит из четырех комнат, в которых размещены статуя Шивы высотой 3 метра (Восточная комната), статуя святого Агастьи (Южная комната), слоноголового Ганеши (Западная комната) и Purgamahisasuramardhini, или Дурги (Северная комната).
В Азии очень сложно с названиями: например, Дургу могли называть Лорой Джонггранг. Великая многорукая богиня Дурга, непобедимая супруга Шивы в одной из ее грозных форм. Со статуей этой богини связано много легенд и преданий. Восточная легенда, полная таинств и сказок, донесла до нас следующую информацию, в которой трудно отличить вымысел от правды. Итак, Лоро Джонггранг — так звали яванскую легендарную красавицу-принцессу, дочь царя гигантов Рату Боко. Некий Bondowoso убил ее отца, воссел на престол и захотел взять принцессу в жены. Прославилась в веках она своим коварством: не желая выходить замуж за нелюбимого, она дала свое согласие на брак при одном условии. Условие было невыполнимым: за одни сутки принц должен был построить прекрасный храм и украсить его 1000 статуй. Но в сказке все возможно, и вот призвав на помощь сверхъестественные силы, принц-таки почти построил заказанное здание. Чтобы ускорить начало следующего дня и не дать принцу возможности победить, Лоро Джонггранг, как сказали бы сейчас, устроила инсталляцию восхода солнца: разожгла большой костер на востоке. Принц разгадал ее замысел и в ярости превратил ее в окаменевшую статую. «Эта статуя считается самой красивой в храмовом комплексе, она расположена в целле с северной стороны главного сооружения – 8-рукая Дурга, супруга бога Шивы. Она стоит в воинственной позе, попирая ногами лежащего быка. На голове у нее прическа-корона, а в руках различное оружие (лук и стрела Сурьи, диск Вишну, меч, щит)».
И вот эту-то красоту мы не смогли увидеть в святилище Шивы, очень жаль! Прямо напротив храма Шивы расположен небольшой храм, посвященный орлу-Гаруде, ездовому животному Шивы. Этот орел играет важную роль в Индонезии, служит национальным символом страны, а также национальной авиакомпании Garuda Indonesia.
Храм Брахмы размерами поменьше, 20 на 20 метров и высотой 33 метра.
В нем есть только одна входная лестница с восточной стороны и одна комната со статуей Брахмы внутри.
После входа по лестнице, нужно идти налево, чтобы следовать рельефному рассказу из история Рамаяны.
Настенные рельефы в Прамбанане настолько хороши, что не могу не привести слова из интернета:
//«Храм Прамбанан, так же как Боробудур, пестрит рельефами, только вместо буддийских мотивов в нем раскрыты основные события и положения индуизма. Настенных композиций всего 42 штуки, но они намного динамичнее и оживленнее, чем те же боробудуровские. Здесь фантастические божества смешались с удивительными птицами и животными, и все это на фоне деталей быта яванцев в 9 веке».
В середине и конце 9 века храмы на острове Ява строились особо активно, так как возведение очередного чанди символизировало укрепление власти в борьбе за господство над покоренными княжествами. Со сменой власти в 10 веке и воцарением правительства Матарам на территории острова строительство не закончилось, а только претерпело изменения сообразно изменившейся вере. На смену буддийским ступам пришли пышно декорированные диковинными зверями и растительным орнаментом индуистские чанди.
Прамбанан называют «последним криком индуизма» перед приходом ислама. Наряду с храмами ездовых животных на центральной площади комплекса имеются совсем маленькие храмы: 4 в углах внутренней площади, 8 по бокам 4-х входных лестниц главного храма. Красочный плакат при входе повествует, что именно здесь проходят выступления балета «Рамаяна».
Поднявшись по лестнице в святилище Гаруды, делаем фотографии из его входных ворот. Хорошо, что народу немного, и нам это удается сделать без влезания в кадр чужих рук и лиц.
Раскаленный песок под ногами, жгучее солнце, отсутствие зелени, невозможность полюбоваться главным храмом – все это позволило сократить наше пребывание здесь. В заключение повторюсь: в 1991 г. Прамбанан признан ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
Утомленные жарой, мы с наслаждением окунаемся в тень немногочисленных деревьев аллеи, ведущей к выходу из комплекса. Ожидавшие нас торговки безуспешно пытаются всучить нам деревянный набор фигурок. «Family, family» — твердят они, тыча пальцами в свое изделие. Цена от момента входа до выхода снизилась с 30 до 5 долларов. Выходим из боя без потерь, тратиться пока на сувениры мы не готовы, да и не нравится ничего.
Ирован, срывая какой-то плод, показывает нам, как растет орех кэшью.
Следующим комплексом храмов будет Чанди Плаосан — Чанди Плаосан, построенный в знак веротерпимости. Ч.17
Продолжение следует...
- Адрес:
Yogyakarta
Дешёвый ✈️ по направлению Джокьякарта
- 24 фев 2019, 11:09удалитьСпасибо!
Комплекс не только старый, но и полон всяких намеков, которые нам, неиндусам, не дано понять...
И еще одно замечание — здесь реставрационные работы позволяют оценить всю красоту зданий, и подумалось, что если бы такой темп был в камбоджийском Ангкоре, то он бы больше впечатлил читателей... - 25 фев 2019, 13:36удалитьОх, уж эти названия и имена! Как вы в них не путаетесь? Боробудур и Прамбанан 👍👍👍 Читаю в телефоне и сначала увидела как Трампампам:) Но красиво, конечно! Умели же строить. Рельефы- шедевр. Не ходили на балет? И тут тоже страшная история- вроде любил и вон на подвиг пошел, а потом бац и в статую.... где логика у мужика?
- 25 фев 2019, 14:27удалитьСпасибо, Ольга.
На балет здесь не ходили, времени не было, тур был очень напряженный, ведь это еще только начало, и далее мы переедем на Бали, потом перелетим на Флорес, потом на Комодо и... обратно.
Что касается названий, то и вправду, язык сломаешь. Как правило, у меня с этим так — всю информационную часть программы готовлю я, рыская по интернету. Затем "вечерние читки" в ходе тура, а потом подписание фото, компоновка видео и, наконец, написание рассказа. Поэтому информационное поле становится подтверждением истины "повторение — мать учения". Я и сейчас помню все эти названия, спустя 10 лет! Ведь знания никогда не бывают лишними, неправда ли? - 25 фев 2019, 15:47удалитьДа это то у всех так, ну разве что уж по хлду дела на карандаш возьмёшь:) Лишней инфо не бывает:)
- 28 фев 2019, 06:30удалитьЭти-то как раз легко запомнить "Прям банан" и "Бородатый будуар". Можно также "марабудур" да и еще тысяча ассоциаций есть легких
- 28 фев 2019, 19:26удалитьСпасибо за ассоциативный ряд для запоминания, почему-то у меня проблем названия не вызывали. А вот в Исландии никак не могла запомнить все эти водопады и места...
- 28 фев 2019, 06:27удалитьДурга насколько помню как-то связана с Кали, очевидно что через Шиву... Она один из моих любимых персонажей индуистского пантеона
- 28 фев 2019, 19:25удалитьИ Дурга и Кали — это суть ипостаси жен Шивы. Они очень колоритные персонажи,
когда мы были в Индии, то каждый раз удивлялись богатству их пантеона. - 2 мар 2019, 03:10удалитьМощное сооружение! Интересны повторяющиеся рельефы святой "троицы", а также сценки из жизни того времени.
Не совсем понял зачем и как нужно было ответить этой комплексной постойкой Боробудуру? Если они его тогда переделали из буддистского в индуисткий храм... Вроде как постройка Голубой мечети возле Айя Софии, чтобы "превзойти в размере? Но в Стамбуле они строили рядышком...
Сама пирамидальная форма храмов интересна и наводит на другие паралели. - 2 мар 2019, 18:18удалитьАлександр! Спасибо, что зашли и прочитали.
Мне и тогда и сейчас очень странно, что на такой небольшой территории шли нешуточные религиозные войны, завершение которых отмечалось строительством собственных храмов. Так и здесь получается так, что Храм Боробудур строила буддийская династия, а Прамбанан уже строил индуистский царь государства Матарам, одержавший победу над последним буддийским царем из династии Шайлендра.
И слава Богу, что победители не разрушили великолепный Боробудур, а просто построили новый комплекс.
Здешняя пирамидальная форма святилищ, мне кажется, отсылает нас к камбоджийскому Ангкору — те же "початки кукурузы", или бутоны лотоса, не правда ли? И там и там — это индуистские храмы
Хотя Прамбанан почти на 2 века раньше был построен... - 10 мар 2019, 19:10удалитьРелигии не воюют, нет религиозных войн. Войны ведут правители или правительства для усиления своей власти, а не для праславления бога.
Но ведь и по индуизму, Будда — одно из воплощений Вишны, поэтому зачем разрушать его храмы? Интересно как верна поговорка "Нет пророка в своём отечестве", ведь буддизм так и не прижился в Индии, уйдя на восток; учение Христа не прирослось в Израиле, уйдя на запад. - 11 мар 2019, 00:16удалитьСогласна с вами, воюют правители, используя для этого и религиозный аспект, манипулируя людским сознанием.
Спасибо за размышления и добавлю, продолжая ваши мысли, что у мусульман и Иисус был Иссой -пророком, не так ли?
Я подумаю над тем, что вы написали (о том, как и где "приживались" религии), очень интересная мысль, но главное каковы же причины того, что не принимаются пророки в своем отечестве...
Ведь это старо как мир, и действует и по сей день.